Добро пожаловать в центр движущегося мира!

По материалам выставки CeMAT 2008

В. Антонов, главный редактор журнала «Склад и Техника», Л. Цинцевич, обозреватель журнала «Склад и Техника»

Раз в три года в Ганновере (ФРГ) проводится международная выставка CeMAT – крупнейший в мире форум новейших технологий в интралогистике. Неизменно она вызывает огромный интерес как у производителей и продавцов оборудования для складской логистики, так и у специалистов и менеджеров всех уровней, осуществляющих управление товарными потоками в различных отраслях экономики, в том числе и в нашей стране.

    В 2008 г. в экспозиции CeMAT 2008 были представлены экспонаты по определенным тематикам:
  • индустриальные транспортные системы, грузоподъемное и транспортное оборудование, портовое оборудование, логистические решения для портов (демонстрировались на стендах 260 компаний-экспонентов);
  • информационные системы управления, системы идентификации товаров и грузов, оборудование и программное обеспечение (230 экспонентов);
  • комплексные решения для внутрискладской логистики, системы и аксессуары, роботизированные системы для логистики (150 экспонентов);
  • крановые системы, лифтовые подъемные платформы, доковые системы (120 экспонентов);
  • системы и оборудование для складов и производств (150 экспонентов);
  • оборудование для подготовки заказов и упаковки, загрузочное оборудование, услуги и сервис (170 экспонентов).

Несколько слов о составе участников выставки. В 2008 г. в ней участвовали 1100 экспонентов из 35 стран мира). Германия является признанным лидером в области интралогистики, и почти половина ее экспонентов – это фирмы, расположенные за пределами страны. Таким образом, хотя выставка и рассчитана прежде всего на европейских покупателей, а точнее – немецких, она вполне объективно представляет весь спектр новейших разработок, сделанных в самых разных уголках мира. Впрочем, некоторые ведущие компании, больше ориентированные на внутренние рынки или рынки других регионов, здесь отсутствовали: посетители не смогли увидеть продукцию известных японских фирм Komatsu, TCM, Nippon Yusoki, американских Сrown и Rymond, а также Doosan, Dambach, СVS Ferrari. К сожалению, из российских фирм в СеМАТ приняла участие только питерская компания «Солво», представив свои решения в области систем управления складом. Тем не менее выставка продолжает активно расти: еще за четыре месяца до ее открытия заявки на участие подали 150 фирм-дебютантов. В итоге по сравнению с CeMAT 2005 площадь этой экспозиции увеличилась на 20%, а число экспонентов в 1,5 раза. Не обошлось и без сюрпризов. Для многих посетителей было большой неожиданностью увидеть на выставке по логистике стенд Бундесвера с размещенным на нем танком!

Наибольшее число участников пришлось на такой важный компонент рынка интралогистики, как напольный транспорт и связанные с ним решения. Количество представленных новинок только в этой области было огромно, поэтому ограничимся рассказом только о самых интересных, как нам показалось, образцах в классе тяжелой техники – вилочных и контейнерных погрузчиках. Перед этим хочется отметить несколько, на наш взгляд, наиболее интересных и показательных тенденций в этом сегменте рынка.

Первый и главный вывод, который позволяет сделать ряд уникальных новинок выставки: лидирующие производители напольного транспорта все более активно ведут поиск новых энергоресурсов и разрабатывают приводы, альтернативные существующим. На СеМАТ 2008 компании, претендующие на звание инновационных: Toyota, STILL, Linde, Jungheinrich, Nissan – продемонстрировали погрузчики с новыми типами двигателей и источников питания, которые стали главными экспонатами их стендов. Второй важной тенденцией можно считать глобальное расширение деятельности китайских компаний на европейском рынке. Крупные компании расширили диапазон выпускаемой техники, сделав серьезные успехи в попытках догнать японских и европейских производителей напольного транспорта. И, наконец, отметим заметный рост интереса к выставке со стороны фирм, выпускающих специальные виды погрузочной техники, в частности тяжелые и многоходовые погрузчики. Значительно ускорило развитие машин этого класса появление мощных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, благодаря чему стало возможным создание электропогрузчиков грузоподъемностью 20…25 т. В этом сегменте постоянно появляются модели с новыми конструктивными особенностями и возможностями.

Начнем наш обзор с экспонатов, которые, возможно, уже в недалеком будущем могут коренным образом изменить наше представление о погрузочной технике.

Альтернативные приводы

Не утихают споры о том, какие энергоносители заменят бензин и дизельное топливо и какими будут двигатели будущего. Некоторые производители напольного транспорта одновременно работают над разными концепциями привода и создали опытные образцы, которые, по их утверждению, уже достаточно скоро планируют внедрять в серийное производство.

Подразделение KION Group фирма Linde, в очередной раз подтверждая свой статус лидера в сфере высоких технологий, представила сразу три различные концепции привода для напольного транспорта будущего: противовесный погрузчик из серии 39х, созданный на базе модели с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и оборудованный первым в мире водородным двигателем с прямым впрыском топлива, платформенную тележку и тягач Р250 на водородных топливных элементах, а также погрузчик серии 39х с ДВС, оснащенный стартер-генератором и автоматикой старт/стоп (гибрид Smooth/ Мild). Убедиться в том, что водородный двигатель Linde абсолютно безвреден для окружающей среды, мог любой посетитель экспозиции, попробовав воду, которая стекала из «выхлопной трубы» погрузчика.

Разработка решений, направленных на снижение расхода энергии и уменьшение загрязнения окружающей среды, является основой технической стратегии другой входящей в состав KION Group фирмы STILL на протяжении многих лет. Свои первые разработки в области дизель-электрического привода она впервые представила еще в 1953 г. Значительным успехом в этом направлении стал запуск в серию погрузчика RX70, признанного самым экономичным в своем классе. Последние исследования показали, что это решение не является пределом совершенства и дальнейшая экономия энергии возможна благодаря установке дополнительного накопителя электричества. В модели RX70 дизельный двигатель вырабатывает через генератор переменный ток для электродвигателя, обеспечивающего движение машины. Новый RХ70 Hybrid использует этот же привод совместно с ультраконденсатором (ultra-cарs), размещенным над противовесом машины. При рекуперативном торможении погрузчика двуслойный конденсатор быстро заряжается, а при ускорении «выдает» дополнительную мощность для двигателя, т. е. применять такой погрузчик выгодно в условиях, когда часто приходится тормозить и ускоряться. Соединяет все системы воедино мощная электроника, которая управляет зарядом-разрядом дополнительных накопителей энергии. Оборудование погрузчика системой ultra-cарs экономит до 11% топлива (в зависимости от интенсивности различных рабочих циклов). Это решение будет внедрено в серийное производство, если найдется достаточное число покупателей. Впрочем, модернизация гибридных приводов ничуть не мешает STILL продолжать испытывать и совершенствовать свои модели с водородными топливными элементами.

Предпочтение этой же концепции, кажется, теперь отдает и компания Toyota, вдохновленная успехом своих моделей Toyota Prius. Если на СеМАТ 2005 она презентовала погрузчик на топливных элементах, то экспозицию компании на нынешней выставке украсил серебристо-голубой гибрид. Концепция гибридного привода Toyota основана на использовании совместно работающих двигателя внутреннего сгорания, электрогенератора и аккумуляторной батареи и обеспечивает высокую эффективность погрузчика при небольшом расходе топлива и очень низкую эмиссию выхлопных газов. На своем стенде компания также продемонстрировала две новые модели автомобилей Toyota Prius и Lexus, тоже оснащенные гибридным приводом.

Центром экспозиции фирмы Nissan стал электропогрузчик с литий-ионным аккумулятором. Этот источник питания разработан компанией Automotive Energy Supply Corporation (AESC) и совместным предприятием Nissan Motor Co., NEC Corporation и NEC Tokin Corporation. Впервые технология была использована в концептуальном автомобиле Mixim, который демонстрировался на франкфуртском Motor Show, а также концепте PIVO 2. В соответствии с бизнес-планом Nissan 2012 компания намерена внедрить новые электроприводные виды транспорта в США и Японии уже в 2010 г., а затем до 2012 г. во всем мире. Как отмечают специалисты компании, основными преимуществами новых источников питания по сравнению с традиционными свинцово-кислотными аккумуляторами являются нулевая эмиссия, отсутствие в конструкции экологически вредных материалов типа кадмия, ртути, свинца или серной кислоты, а также газовыделения при заряде, быстрый и с меньшими потерями энергии заряд, отсутствие необходимости в обслуживании и заливке электролита, бо‘льшая мощность и продолжительность работы. Этот перечень дополняет компактность литий-ионных аккумуляторов: не исключено, что благодаря ей можно будет полностью преобразить дизайн и эргономику этого популярного вида техники. Однако все это дело будущего. Хотя ионно-литиевая технология все еще находится в стадии научно-исследовательских разработок, Nissan планирует ввести ее в серию к 2009 г.

Основную ставку на ионно-литиевую технологию делает и еще один лидер рынка – компания Jungheinrich, но если японская компания экспериментирует с противовесными электропогрузчиками, то Jungheinrich представила машину попроще – самоходную электротележку под названием Conzept 08, зато более готовую к массовому производству. Компания внесла свой вклад и в развитие приводной техники на топливных элементах, продемонстрировав транспортировщик паллет, работающий за счет получения энергии при прямом окислении метанола.

(Окончание следует)