Золотая Осень-2008

«Цыплята» к юбилею

Леонид Малютин

«Кировец» 9450

Ростсельмаш RSM 181

Тамбовский Terrion ATM 5280

«Лида-1300»

KAMAZ T-85

«Беларус-922»

Case IH 2388 Axial Flow

Claas Atles 946

JCB Fastrac 8250 V-Tronic

В этом году выставка «Золотая Осень» прошла в десятый раз, и по такому случаю ее удостоили визитом высокие должностные лица. Экспозиция сельхозмашиностроения «АгроТек Россия-2008» в рамках «Золотой Осени» разместилась в новеньком павильоне № 75, больше подходящем для выставок такого масштаба и значения, чем остальные строения ВВЦ, а также на Центральной аллее под открытым небом. Российские машиностроители и приравненные к ним белорусские нашли что показать, и это не может не радовать. Особо следует отметить развитие отечественного тракторостроения.

Кировский завод разразился целым семейством новых тракторов современного дизайна. В серии 9000 пять моделей, оснащенных 6- и 8-цилиндровыми рядными дизелями Mercedes-Benz мощностью от 250 до 370 кВт с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. К особенностям тракторов относятся гидромеханическая коробка передач powershift с приводом на оба моста (задний мост отключаемый), аксиально-поршневой насос рабочего гидропривода, современная комфортабельная кабина с кондиционером и видеокамерой обзора навесного орудия. Трехточечный механизм навески тракторов грузоподъемностью 8500...10 000 кг позволит работать с любыми широкозахватными и комбинированными орудиями как российского производства, так и зарубежного. Это культиваторы (с шириной захвата до 18 м), глубокорыхлители (до 6 м), посевные комплексы (9…18 м), механические сеялки (9…18 м), дисковые бороны (8…16 м), плуги (9…16 корпусов). В экспозиции завода были представлены две модели серии 9000 – К-9360 и К-9450 мощностью 260 и 335 кВт, а также широко известный трактор «Кировец» К-744 Р3 со сдвоенными колесами и самоходный кормоуборочный комбайн «Марал-125М».
Флагман отечественного комбайностроения Ростсельмаш представил два зерноуборочных комбайна – ACROS 530 и RSM 181. Комбайн 5-го класса производительности ACROS 530 с 6-метровой жаткой Power Stream – базовая модель, запущенная в серию весной 2007 г. За полтора года выпущено более двух тысяч таких машин, а также еще двух модификаций – ACROS 535 и АCROS 540 (с двигателями Cummins ST-I и ST-III). С октября 2008-го по сентябрь 2009 г. Ростсельмаш планирует выпустить более трех тысяч комбайнов АCROS разных модификаций. Зерноуборочный комбайн RSM 181 (рабочее название) укомплектован 7-метровой жаткой. В основу его положено принципиально новое роторное молотильно-сепарирующее устройство Advanced Rotor System, отличающееся битерной наклонной камерой, бесступенчатым приводом и вращающейся декой ротора. Конструкция позволяет проводить обмолот на 360°. В этом году Ростсельмаш выпустил опытно-промышленную партию для государственные испытаний и тестирования в реальных условиях эксплуатации в течение полного уборочного сезона. Запуск в серию намечен на декабрь 2008 г. и до ноября следующего года планируют выпустить более 400 ед.
Канадскую фирму Buhler Industries Inc. можно считать приравненной к отечественной, поскольку в октябре 2007 г. Ростсельмаш выкупил 80% акций этого предприятия, выпускающего энергонасыщенные тракторы. На стенде дилера – производственно-коммерческой компании «Открытый Мир» демонстрировался представитель «2000-й» серии – модель 2375 мощностью 280 кВт, пока еще канадского производства. Ростсельмаш планирует в 2009 г. начать сборку всего модельного ряда тракторов Buhler Versatile и выпустить в течение года 1000 ед. Практически все комплектующие будут завозить из Канады и лишь малую часть производить на заводе, при этом цена тракторов должна снизится на 3...4%. Так, самая ходовая модель 4WD Series мощностью 280 кВт будет стоить 150 тыс. USD (сейчас – около 155 тыс. USD). Инвестиции в производство мощностью 1000 тракторов составят порядка 10 млн. USD.
Компания «Агротехмаш» перенесла в этом году производство тракторов Terrion из Санкт-Петербурга с арендованных площадей Кировского завода в Тамбов на только что отстроенный собственный завод. На выставке «Золотая Осень» компания представила новую модель трактора Terrion АТМ 4200 мощностью 150 кВт. Этот трактор относится к 4-му тяговому классу и дополняет линейку тракторов Terrion АТМ 3180 и АТМ 5280. У новой модели литая рама, трансмиссия ZF и полностью унифицированная с трактором АТМ 5280 кабина.
Агромашхолдинг, входящий в Концерн «Тракторные заводы», представил свои последние разработки: агротехнологический комплекс, состоящий из гусеничного трактора ЧЕТРА 6СТ-315 тягового класса 6 и комбинированной дисковой бороны Агромаш БДК 640/9 ФН, изготовленной в рамках совместного проекта Агромашхолдинга и австрийской компании Vogel & Noot, а также зерноуборочный комбайн «Енисей» с полугусеничным ходом, оснащенный жаткой с рапсовым столом.
Наш автогигант КАМАЗ представил свою новую продукцию – тракторы KAMAZ T-215 и Т-85. Трактор Т-215 – это уже серийная модель, выпускаемая по лицензии и на оборудовании британского завода McCormick. К началу выставки собрали полсотни Т-215 из итальянских и французских комплектующих. До конца года планируют собрать 200 тракторов. Сейчас тракторы комплектуют двигателями IVECO, через два года будут устанавливать Cummins мощностью от 40 до 210 кВт, выпускаемые совместным предприятием «Камминз Кама» в Набережных Челнах. Планируют и локализацию кабины. Ее сборка, сварка и окраска будет производиться на площадях КАМАЗа. Мелкие компоненты: фары, пластиковые детали интерьера и экстерьера, сиденья и т. п. – также будут местного производства. Одновременно осваивается сборка еще одной модели меньшей мощности – KAMAZ Т-85, также представленной на «Золотой Осени».
Трактор Т-215 третьего тягового класса оснащен дизелем IVECO мощностью 149 кВт (168 кВт с системой Power Management), 32-скоростной КП XtraSpeed, ведущим передним мостом Carraro, установленными на литой раме. Трактор Т-85 комплектуют двигателем IVECO мощностью 60 кВт, 8-скоростной КП XtraSpeed, а установка ходоуменьшителя увеличивает число передач до 16.
Кроме тракторов КАМАЗ представил и традиционную продукцию – автомобили. Самосвал КамАЗ-45397 с трехсторонней разгрузкой (на шасси КамАЗ-43255 4х2) предназначен для перевозки сыпучих грузов массой до 6800 кг, самосвал КамАЗ-65115-062-62 (6х4) – для перевозки сыпучих грузов массой до 14 000 кг. Он может эксплуатироваться в составе автопоезда с прицепом-самосвалом НефАЗ-8560, НефАЗ-8560-80-02 или НефАЗ-8560-82-02. Помимо этого вниманию посетителей предложили дизель-генератор АД 100С-Т400-1РПМ57ХЛ на базе двигателя КамАЗ-740.19-200.
Минский тракторный завод показал линейку тракторов, от мини-трактора до «Беларус-2822ДЦ» с дизелем Deutz мощностью 205 кВт. Особое внимание обращалось на «Беларус-922», позиционируемый как современный аналог и замена самого популярного трактора «Беларус-82.1». Кроме современного дизайна его отличают более мощный двигатель Д-245.5, синхронизированная 14-скоростная КП, более комфортабельная и просторная кабина.
На обширной экспозиции завода «Гомсельмаш» разместили зерноуборочные комбайны «Палессе» GS812 и GS12, кормоуборочные комбайны «Палессе» FS802 и новый U450. На открытой площадке стоял льноуборочный комбайн «Палессе» LS35. Также представили продукцию дочернего предприятия «Брянсксельмаш» – кормоуборочный комбайн «Палессе» FS60. Премьера бренда «Брянсксельмаш» состоялась два года назад, на «Золотой Осени-2006».
Лидагропроммаш выставил флагман своего модельного ряда – зерноуборочный комбайн «Лида-1300», оснащенный зерновым бункером вместимостью 6300 л, что позволяет работать с большими интервалами разгрузки, трехбарабанной молотильно-сепарирующей системой, состоящей из молотильного барабана диаметром 600 мм, отбойного битера и сепарирующего барабана, чем достигается бережный и в то же время полный вымолот зерновых. На выбор предлагают двигатели Cummins, ЯМЗ и ММЗ. Гидростатическая трансмиссия обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости. Комфортабельная кабина с круговым остеклением дает хороший обзор.
В общем и целом экспозиции зарубежных фирм не были так насыщены, как в прошлые годы. По-видимому, кризис не позволяет выставляться с прежним размахом. Можно сказать, что иностранцы лишь обозначили свое присутствие. Так, John Deere выставила всего один универсальный трактор 8430, входящий в серию 8030, в сцепе с глубокорыхлителем John Deere 2100. AGCO выставила по одному экземпляру тракторов Fendt и Challenger. Экспозиция немецкой фирмы Claas была на удивление скромной – всего две машины: зерноуборочный комбайн Tucano 450 и трактор Atles 946, производство которых начато в Краснодаре – комбайнов Tucano в 2007 г., тракторов Atles 946 в феврале 2008 г. Комбайн Tucano 450 – «старшая» модель в линейке из шести комбайнов. Линейка комбайнов среднего класса Tucano принадлежит к последнему поколению техники Claas, ее европейская премьера состоялась летом 2007 г. Tucano вобрали в себя достоинства машин «старшей» серии Lexion и так же насыщены электроникой. Как и Lexion, они работают с жатками с захватом до 9 м и способны вымолачивать множество культур – зерновые, рапс, кукурузу, подсолнечник и т. п. Комбайны укомплектованы 6-цилиндровыми рядными дизелями Mercedes-Benz объемом 6,4 и 7,2 л. Atles 946 также «старшая» модель в линейке из трех тракторов мощностью 166, 184 и 202 кВт, оснащенных дизелями Deutz и 18-скоростными КП powershift с переключением под нагрузкой. Важнейшие узлы – двигатель, КП, ВОМ, механизмы навески, дифференциалы – находятся под управлением и контролем интегрированной электронной системы Drivetronic, благодаря которой трактор развивает максимальную мощность и эффективность при минимальном участии оператора.
Исключение, пожалуй, составила экспозиция JCB. Англичане выставили представителей своего сельскохозяйственного направления Agri, куда входят не только тракторы Fastrac, но и фронтальные, телескопические погрузчики и погрузчики с бортовым поворотом, автомобильчики Groundhog. Самая заметная фигура экспозиции – трактор Fastrac 8250 V-Tronic. Этот трактор с двигателем Cummins мощностью 194 кВт – «старшая» модель в линейке из восьми тракторов, начинающаяся с Fastrac 2155 мощностью 123 кВт. Fastrac 8250 оснащен двухдиапазонной автоматической КП V-Tronic с бесступенчатым регулированием скорости. В рабочем диапазоне скорость варьирует от 0 до 42,8 км/ч, в транспортном – от 0 до 67,1 км/ч. Традиционная для JCB роскошно оформленная кабина с климат-контролем насыщена электроникой. Двухскоростной (540/ 1000 мин–1) ВОМ с электрогидравлическим управлением из кабины включен в базовую комплектацию, передний ВОМ на 1000 мин–1 монтируют по заказу.
Технику Case IH представляла российская «ЛБР-групп». В обширной экспозиции показали представителей практически всех линеек техники Case – энергонасыщенные тракторы Magnum 310 мощностью 227 кВт и Steiger STX 385 мощностью 283 кВт, зерноуборочный комбайн 2388 с кукурузной жаткой Geringhoff Rota-Disk, универсальные тракторы МХМ 155 и Puma 210.
Было бы несправедливо обойти вниманием китайских товарищей, которые тоже были представлены в достатке. Так, завод Foton выставил обширную линейку универсальных пропашных тракторов. Российская фирма «Азевротех» представляла тракторы YTO, на одном из которых красовалось гордое «Орлёнок». Сборочный завод тракторов YTO в Ивановской области пока еще в стадии строительства.

В этом году отечественное сельскохозяйственное машиностроение показало, что оно не только живо, но и способно развиваться, причем развитие успешно идет как в собственных разработках, так и в лицензировании. Из западных фирм Claas остается единственным производителем, решившимся на масштабные инвестиции в собственное производство и в отдаленной перспективе на полную локализацию. Китайские фирмы активно конкурируют в сегменте универсальных тракторов. Для более мощной, сложной и дорогой техники – энергонасыщенных тракторов и комбайнов, по-видимому, пока не пришло время. Потребитель еще не готов к крупным инвестициям в китайскую технику.