Основные средства коммунальщиков

Валерий Васильев

Уборочная машина Johnston CN 200

Multicar FUMO с уборочным оборудованием

Вакуумно-подметальная машина RAVO 540 STH

Коммунальная уборочная машина Nilfisk RS2200

Всесезонная коммунальная машина Trans Pro 54

Машина 636 Hi-speed компании Applied

Мусоровоз Farid Micro S5

СityСat 2020XL

Мини-погрузчик Doosan 440 с бортовым поворотом

Уборочная машина с оборудованием Johnston на шасси КамАЗ

Универсальная машина Hako Citymaster 2000

Универсальная машина Wille 455B

В этом году рынок коммунальных машин пополнила группа новинок, многие из которых демонстрировались в выставочном центре «Крокус Экспо» в Москве на Международной специализированной выставке «ЖКХ-2008: технологии, инвестиции, новое качество».

Отечественная компания «Коминвест-АКМТ» специализируется на производстве и поставке дорожно-строительной и коммунальной техники, ее техническом обслуживании и диагностике. По словам генерального директора компании Александра Халецкого, сейчас сегмент рынка коммунальной техники растет очень быстро, поскольку на развитие инфраструктуры ЖКХ в рамках национального проекта выделяются значительные средства. Одно из важнейших направлений в деятельности компании – мусоровозы. На выставке она представила компактный мусоровоз с задней загрузкой Farid Micro S5, базирующийся на шасси грузовика Isuzu. Компактная машина предназначена для сбора ТБО, разгрузки или перегрузки в мусоровозы большего объема. Такая двухстадийная схема вывоза мусора позволяет сократить расходы на 30%. Внутренняя часть кузова не имеет острых углов, что обеспечивает простоту и удобство мойки. Поворот бункера в продольной плоскости на 90° позволяет перегружать мусор в автоматический пресс, контейнеры-накопители, мусоровозы с большим объемом бункера. Захват кантователя типа «гребенка» дает возможность работать с уличными контейнерами вместимостью от 120 до 1100 л. Мусоросборочное оборудование может монтироваться на шасси других автомобилей, например ГА3-3110 «Валдай».
Заслуженный интерес у посетителей вызывала компактная уборочная машина CN 200 английской фирмы Johnston. В стандартной комплектации предусмотрены автоматическая гидрообъемная бесступенчатая трансмиссия, прочный полиэтиленовый бак на 1800 л, насос высокого давления (до 6 МПа) с подачей 85 л/мин. В качестве дополнительного оборудования предлагаются: раскладывающийся штанговый коллектор, который позволяет изменять ширину обработки до 3300 мм, и набор сменных навесных приспособлений для работы в зимних условиях – распределитель противогололедных материалов и отвал поворотного плуга.
В экспозиции «Коминвест-АКМТ» также были выставлены универсальный погрузчик Mustang 2086 с бортовым поворотом, уборочная машина Jonston на шасси грузовика КамАЗ, субкомпактная подметально-уборочная машина 636 Hi-speed компании Applied Sweepers Ltd.
Всегда многолюдно было у стенда фирмы «Амкодор-Оптим», предлагающей российским заказчикам широкий выбор новых дорожно-строительных и землеройно-транспортных машин производства Юж. Кореи. В частности, демонстрировался мини-погрузчик Doosan 440 с бортовым поворотом. Эта модель грузоподъемностью (г/п) 895 кг может загружать сыпучие материалы, копать, бурить, уплотнять асфальтобетон, подметать, убирать снег, разрушать гидромолотом. Быстросъемная система крепления дает возможность оперативно сменить рабочее оборудование. Удобное соединение стрелы, компактные размеры погрузчика позволяют работать в стесненных условиях города. Продуманная конструкция стрелы обеспечивает хорошую маневренность, освещение в кабине снимает все вопросы с видимостью приборов и органов управления. Повышенный ресурс нового двигателя Сummins А2300 мощностью 48 л.с., разработанного специально для земляных работ, обеспечивает надежную работу мини-погрузчика в тяжелых условиях эксплуатации. Свободный доступ к агрегатам значительно снижает трудоемкость технического обслуживания машины. Благодаря большому углу открытия задней дверцы доступны узлы и агрегаты моторного отсека. Вместимость ковша составляет 0,34…0,45 м3, высота выгрузки по шарниру – 2915 мм, скорость передвижения – 11,8 км/ч.
Интересно, что мини-погрузчик Doosan 440 является аналогом отечественной машины МКСМ-800 Курганмашзавода и дороже всего на 10%. Кстати, на корейскую модель через адаптер-переходник можно навесить дополнительное оборудование от МКСМ-800 – ковш, грузовые вилы, дорожную щетку, штырь грузовой, отвал поворотный и проч. В базовую комплектацию погрузчика Doosan входит система стабилизации ковша. Гарантия составляет 2000 моточасов, или 12 месяцев.
Среди других моделей малогабаритной уборочной техники для мегаполисов выделялись новейшие образцы трех производителей. Одна из них – многофункциональная всесезонная коммунальная машина Trans Pro 54 шведской фирмы Belos AB, вторая – многоцелевая всесезонная коммунальная уборочная машина Nilfisk RS2200 датской компании Nilfisk-Advance, третья – подметально-вакуумная машина СityСat 2020XL швейцарского предприятия Bucher shörling. Эти образцы роднит оригинальная компоновка и применение шарнирно-сочлененной схемы. На передней секции находятся кабина с органами управления и передние щетки с системой орошения. Задняя часть отведена под грузовой отсек, где размещаются двигатель, агрегаты трансмиссии и часть технологического оборудования – бункер для мусора, бак для воды или др. Секции могут поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол до 35…40°, что улучшает маневренность машины и создает возможности для наращивания продольных размеров машины, а затраты мощности при движении машины заметно снижаются. Упростилась схема поворотного механизма. Показатели проходимости улучшаются благодаря тому, что колеса задней секции идут по колее от колес передней секции. Отсутствие поворотных цапф высвободило дополнительный свободный объем, который позволяет сделать компоновку более рациональной.
Самых высоких оценок заслуживает эстетические качества этой техники. Большая площадь остекления, удобное расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления, регулируемое сиденье с индивидуальной подвеской, крупные по размерам зеркала заднего вида, эффективные системы отопления и вентиляции способствуют высокопроизводительной работе человека за рулем. Комфортность условий во многом объясняется задним расположением двигателя: он не вдается в кабину. Мощность наружных осветительных приборов позволяет эффективно работать в темное время суток.
Самой компактной является Trans Pro 54: ее длина всего лишь 2635 мм, ширина – 1148 мм (без навесного оборудования), радиус поворота – не более 2,02 м. Вместе с тем полезная нагрузка достигает 2500 кг при собственной массе 1350 кг. Trans Pro 54 может выполнять все операции по обслуживанию территорий: проезжей части, тротуаров, в том числе очень узких, вымощенных плиткой, и уход за зелеными насаждениями. Машину можно использовать как самосвал и погрузчик, как энергоустановку для привода ручного гидравлического инструмента.
На СityСat 2020XL можно монтировать до двух десятков навесных орудий. Машина при установке третьей щетки обеспечивает максимальную ширину уборки до 2660 мм. При этом вместимость бункера для смета достигает 2 м3, а бака для воды – 450 л. Применена система рециркуляции воды, которая разбрызгивается с помощью пяти форсунок. Из зимних агрегатов используются фронтальный плуг, подметальная щетка, распределитель противогололедных реагентов.
Самая мощная из трех моделей – Nilfisk RS2200, это уличная подметальная машина с зимними опциями, оснащенная 3-литровым турбодизелем IVECO в 112 л.с., полным приводом, двухместной кабиной, подвеской с изменяемым дорожным просветом. Ширина подметания достигает 2,6 м, вместимость баков для воды – 300 л, вместимость мусорного бака – 2,2 м³. Машина оснащена всасывающей турбонасадкой производительностью до 13 000 м³/ч.
Разнообразием отличалась техника на стенде компании «Минитэкс». Последняя модификация универсального мини-грузовика «Mультикар» M26 предназначена для круглогодичной уборки городских территорий. Базовое исполнение – кузов с трехсторонней выгрузкой и передняя система быстрой смены орудий: до 100 вариантов навесного оборудования. Ширина модели 1590 мм и высота не более 2240 мм делают ее удобной для работы в условиях плотной городской застройки. Высокая проходимость достигается за счет большого клиренса: 190…250 мм. Максимальный преодолеваемый подъем – до 40°.
Новейшая универсальная машина фирмы Hako-Citymaster 2000 обеспечивает круглогодичную уборку городских территорий. При максимальной ширине уборки 2,5 м и вместимости бункера для мусора (с системой измельчения) 1,85 м3 для работы в зимний период эта модель комплектуется поворотной цилиндрической щеткой, отвалом для снега и разбрасывателем пескосоляной смеси.
Молодая компания «Инфраструктурный проект» представила новейшую вакуумно-подметальную машину RAVO 540 STH. Спроектированная для выполнения специализированных задач прочная рама надежно защищает все уязвимые части машины. Интегрированные в конструкцию рамы баки для воды и сдвоенные колеса на задней оси обеспечивают хорошую устойчивость. Мощный двигатель очень экономичен. Благодаря короткой базе сокращен радиус поворота, что очень важно при уборке в стесненных условиях. Конструкция позволяет осуществлять оперативную перекомпоновку сменного оборудования.
Если судить по представленной на выставке коммунальной технике, то окажется, что большинство образцов представляют собой специально созданные многофункциональные машины для выполнения десятков разнородных технологических операций. Такое положение объясняется тем, что ни серийный, ни полноприводный грузовик, ни колесный трактор с таким широким кругом обязанностей не справится. Действительно, автомобильная трансмиссия не приспособлена для продолжительного движения с низкой рабочей скоростью – 0,3…5 км/ч, характерной для дорожно-коммунальных работ. Для привода навесного оборудования необходимы коробки обора мощности. Капотная компоновка многих грузовых автомобилей не позволяет располагать сменное оборудование близко к кабине, что ухудшает обзор. В стандартных кабинах автомобилей трудно разместить гидравлическую аппаратуру с трубопроводами и устройства управления механическим отбором мощности. Для некоторых видов работ необходимо двустороннее расположение рулевого управления. Оставляют желать лучшего и маневренные качества стандартного автомобиля, имеющего значительные габаритные размеры и относительно небольшой угол поворота управляемых колес.
Колесный трактор изначально создавался как тяговая машина для работы с сельскохозяйственными или землеройными орудиями. По этой причине у него отсутствует грузовой отсек, где можно разместить бортовую платформу или спецоборудование (обычно такое оборудование размещают на прицепных устройствах), невысокая грузоподъемность, ограниченный обзор, отсутствует упругая подвеска колес, затруднено размещение навесных агрегатов сбоку или снизу под рамой. Поэтому выгоднее разработать специализированную машину. Можно утверждать, что выставка «ЖКХ-2008» стала конкретным подтверждением этих выводов.