Готовясь к войне, не забывай о мире

Валерий Васильев

В экспозиции VII Всероссийской выставки «Российские производители и снабжение Вооруженных сил-2007» меня интересовали прежде всего новинки самоходной техники, которые можно использовать не только в военных, но и в мирных целях.

Автотопливомаслозаправщик АТМЗ-5,5

Внушительную экспозицию представил автомобильный завод «Урал». И в войсках, и в гражданских отраслях промышленности найдет применение новый автотопливомаслозаправщик АТМЗ-5,5 на базовом шасси «Урал-4320-31» (6х6) с увеличенными монтажными возможностями. Специальное оборудование для него изготовил челябинский завод «Строммашина». Вместимость топливной цистерны – 5500 л, маслобака – 300 л.

Автомобиль оснащен специальными средствами для очистки топлива и масла. Время заполнения цистерны собственным насосом составляет 17 мин, время опорожнения – 12 мин. Рама шасси, подвеска и тормозная система усилены, установлены шины грузоподъемностью (г/ п) 4 т. Автомобиль оснащен дизелем ЯМЗ-236НЕ2 в 230 л. с., механической 5-ступенчатой коробкой передач (КП), двухступенчатой раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом и задними мостами проходного типа с верхним расположением главных передач. По требованию заказчика можно установить двигатель ЯМЗ-236БЕ2 мощностью 250 л. с. и механическую 6-ступенчатую КП. Подвеска зависимая, спереди рессорная, сзади рессорно-балансирная, дорожный просвет – 400 мм. Полная масса АТМЗ-5,5 – 17,3 т. Он способен буксировать прицепы полной массой 11,5 т. Максимальная скорость – 85 км/ч.

Сваебойная установка УСБ-Т

На базе «Урал-4320-1241-31» компания «Строммашина» создала автоцистерну АЦ-7.5-4320 вместимостью 7500 л для кратковременного хранения, транспортировки и заправки топливом при температуре от –45 до +50 °С разнообразной техники. Цистерна наполняется своим насосом с подачей 500 л/мин, а опорожняется сторонним насосом верхним и нижним способом либо самотеком.

«Урал-4320-31» послужил транспортной базой для установки завинчивания свай (УЗС), с помощью которой устраивают фундаменты опор высоководных автодорожных мостов на винтовых сваях. С помощью гидромеханического привода машина установит до трех-четырех свай в час, завинчивая их на глубину до 3,5 м. Расчету из 5 чел. помогает кран-манипулятор г/п 500 кг с максимальным вылетом стрелы 3,6 м.

Многоцелевой автомобиль «Урал-4320-0611-31» используется для перевозки людей, грузов массой до 6 т и буксировки прицепов полной массой 11,5 т. Он оснащен двигателем ЯМЗ-238М2 мощностью до 240 л.с. и механической 5-ступенчатой КП. Цельнометаллическая трехместная кабина оборудована системой вентиляции и отопления. Металлическая платформа грузовика с боковыми и задним откидными бортами, съемными дугами и тентом, боковыми откидными и съемной средней скамьей, фитингами для крепления кузова-контейнера КК4.2. Шасси «Урал-4320-31» используется как база для мобильного комплекса технических средств специальной ветеринарной обработки и возимой кухни, размещенной в контейнере КВК-240К.

Автомобиль комбинированного тушения АКТ-2,0-1000-50

Преимущества многоцелевого бортового автомобиля «Урал-532301-0011» (8х8) г/ п 10 т перед трехосными аналогами – в большей длине грузового отсека, солидной полезной нагрузке, приспособленности к установке широкого спектра спецоборудования, большей величине тягового усилия. Хорошие условия для водителя созданы в просторной бескапотной кабине. Турбодизель ЯМЗ-7601.10 в 300 л.с. способен разогнать машину с полной нагрузкой до 85 км/ч. С двигателем агрегатированы механическая 9-ступенчатая КП ЯМЗ-239 и 2-ступенчатая раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом. Передняя и задняя подвески зависимые рессорно-балансирные. Тормоза барабанные с пневмогидравлическим приводом, есть моторный тормоз-замедлитель.

На шасси «Урал-532361-10» (8х8) г/п 15 т смонтирована сваебойная установка УСБ-Т, которая уверенно справляется с вертикальной и наклонной забивкой свай на суше и на воде в фундаментах высоководных автодорожных мостов. Забивку свай проводят трубчатым дизель-молотом, а установку – с помощью лебедки и стрелы, размещенных на шасси. Комплект дизель-молотов с наголовниками перевозят в прицепе, буксируемом тягачом. Производительность УСБ-Т с расчетом из 3 чел. – до 4 свай/ ч. Фирма «Термоторгмаш» превратила шасси «Урал-532361-10» в кухню-столовую, возимую в контейнере переменного объема КСВК-24/24.

Многоцелевой автомобиль
»Урал-532301-0011»

Столичный АМО ЗИЛ демонстрировал модернизированный грузовик ЗИЛ-43273Н, спроектированный в соответствии с требованиями военного ведомства. Это двухосный полноприводный многоцелевой автомобиль с удлиненной до 4140 мм колесной базой, короткой кабиной и укороченным кузовом, у которого за счет уменьшения заднего свеса улучшены параметры проходимости. На бортовой платформе, оснащенной съемными дугами и тентом, размещаются люди или груз массой до 3 т. Энергетические потребности обеспечивает турбодизель ММЗ Д-145.9 мощностью 136 л.с. Спереди смонтирована тросовая лебедка с усилием 5 тс.

Филиал АМО ЗИЛ Смоленский автоагрегатный завод им. В.П. Отрохова показал усовершенствованный самосвал ЗИЛ-СААЗ-4545 на шасси среднетоннажного ЗИЛ-494560. Вместимость стальной опрокидывающейся назад платформы корытообразной формы – 5,4 м3. Ее боковые борта выполнены прямыми со скошенными углами в нижней части, а задний борт с верхними навесками – откидным. Полезная нагрузка самосвала – 6 т, полная масса не превышает 11,2 т. Для поворота кузова при разгрузке на угол до 50° служат гидравлический насос с приводом от коробки отбора мощности, гидрораспределитель и телескопический гидроцилиндр буртового типа, установленный под днищем.

Включение коробки отбора мощности и насоса дистанционное, электропневматическое осуществляется из кабины, оттуда же управляется ручной гидрораспределитель. Время разгрузки – не более 20 с. По желанию заказчиков базовое шасси комплектуют 150-сильным 6-литровым бензиновым двигателем ЗИЛ или минским турбодизелем ММЗ Д-245.9Е2 мощностью 136 л.с.

Вахтовый автобус на шасси КамАЗ-43118

Весьма солидно выглядел стенд крупнейшего в России производителя пожарной техники ОАО «Пожтехника» из Торжка. Так, модель АЦЛ-4-40-22 последнего поколения на шасси КамАЗ-43118 (6х6) представляет собой комбинацию автоцистерны и автолестницы. От первой ей досталась цистерна на 4000 л, 300-литровый пенобак и насос НЦПК-40/100 с подачей 40 л/с, от второй – полноповоротная телескопическая лестница с высотой подъема до 22 м, максимальным боковым вылетом 17 м и допустимой нагрузкой на вершину 270 кг. Оборудование машины лестницей со складывающейся люлькой делает ее очень удобной для городских условий. Люлька оснащена гидравлическим приводом автоматического выравнивания и складывания в транспортное положение, а также напольным креплением под установку спасательного рукава. Управление движением лестницы, двигателем шасси, лафетным стволом осуществляется как с основного пульта управления, расположенного на поворотном круге, так и с пульта в люльке. Расчет располагается в двухрядной 7-местной кабине, там же находятся четыре дыхательных аппарата.

Новинка компании «Пожтехника» – автоцистерна АЦ-2,0-40/4 на шасси ГАЗ-33104 «Валдай» с двухрядной 6-местной кабиной. Шасси оборудовано цистерной на 2000 л, 150-литровым пенобаком, насосом с подачей 40 л/с и пожарными рукавами. В комплект входят лестница-штурмовка, дыхательные аппараты, осветительная аппаратура и различный спасательный инструмент. Спецоборудование размещено в удобных для его развертывания отсеках со шторными люками.

Автоцистерна АЦ-2,0-40/4

Специалистов заинтересовал новейший автомобиль комбинированного тушения АКТ-2,0-1000-50 на шасси «Урал-55571», способный доставить к очагу возгорания расчет из 7 чел. вместе с 2000 л воды, 300 л пенообразователя, 500 кг порошка, 50 кг углекислоты и необходимым пожарно-техническим оснащением, включая насос с подачей 40 л/ с. Особенностью этой модели является гидравлический кран, который может выполнять роль подъемника, оборудованного съемной люлькой г/п 120 кг. В этом качестве установка используется для спасения людей с высоты до 10 м.

Постарался не отстать от конкурентов Камский автозавод. По заказу военного ведомства специалисты предприятия модифицировали целый ряд моделей. Среди них транспортный грузовик, после доработки получивший обозначение КамАЗ-53503 (6х4), оснащенный бортовой платформой со съемными дугами и тентом. Его г/п 10 т, полная масса 19,4 т. Дизель КамАЗ-740.30-260 мощностью 260 л.с. Модернизацию прошел и самосвал, ему присвоен индекс КамАЗ-53505 (6х4). Он оснащен дизелем КамАЗ-740.30-260 и 6,6-кубовой платформой с задней разгрузкой г/п 13 т. Изменения внесены в конструкцию седельного тягача КамАЗ-53502, рассчитанного на работу в составе автопоезда полной массой 34,4 т. Нагрузка на седельно-сцепное устройство может достигать 11 т. Автомобиль комплектуют двигателем КамАЗ-740.30-260 и двумя топливными баками по 210 л.

Пожарный автомобиль АЦЛ-4-40-22

Армейский внедорожный грузовой КамАЗ-63501 (8х8) г/ п 10 т оснащен системой погрузки и разгрузки «мультилифт» МЛ 10 и системой крепления различных надстроек. Это позволяет перевозить разнообразные грузы, прежде всего контейнеры и кузова модульного типа. Дизель КамАЗ-740.50-360 мощностью 360 л.с., многоступенчатая трансмиссия обеспечивают высокое тяговое усилие на бездорожье, а специальное оснащение позволяет преодолевать брод глубиной 1,75 м. Масса буксируемых прицепов – до 12 т.

Камские автостроители порадовали новым вахтовым автобусом на шасси КамАЗ-43118. Машина проектировалась для эксплуатации в суровых климатических и дорожных условиях: она должна работать при температуре от –60 до +40 °С и уверенно преодолевать бездорожье, и при этом поездка на дальние расстояния для людей в салоне должна быть комфортной. Для этого в ходовой части применили пневмоподвеску двух задних ведущих мостов (по два пневмоэлемента на каждый). Роль направляющих элементов выполняют мощные продольные рычаги. Такая схема в перспективе позволит без особого напряжения выполнить подвеску регулируемой, и по сравнению с рессорно-балансирной подвеской упрощается замена пневмобаллонов. Большая длина рамы позволила установить кузов 7х2,5х2,16 м с просторным пассажирским салоном, где с удобством размещаются 22 или 26 человек.

Армейский внедорожник КамАЗ-63501

Кузов из сэндвич-панелей с отличной термоизоляцией, вклеенные двойные стекла и автономный воздушный отопитель создают комфортный микроклимат. Есть и аварийная система отопления. В теплое время года воздухообмен обеспечат сдвижные форточки в окнах, люк в крыше, аварийно-вентиляционная система, а по заказу – приточно-вытяжные вентиляторы или накрышный кондиционер мощностью 800 Вт. Для наружной и внутренней отделки использованы добротные материалы. Пассажиры размещаются на сиденьях от автобуса НефАЗ с тканевой обивкой и регулируемыми по углу наклона спинками. По желанию заказчика сиденья можно изготовить в антивандальном исполнении. Для личных вещей предусмотрены полки, для одежды – крючки, а также вместительный багажный отсек. В задней части салона находится бытовой модуль со своей дверью и кухонной утварью. Здесь при желании легко разместятся душевой отсек с биотуалетом, мойка, водонагреватель и бак для воды, походная кухня с холодильником и СВЧ-печью. Есть радиоприемник, радиомаяк, радиостанция, фото- и видеоаппаратура, система навигации (GPS) и т. д. В салон ведут две двери, каждая из которых снабжена собственной лесенкой, в заднем свесе с обеих сторон рамы смонтированы солидные по размерам ящики для инструмента и снаряжения. Нижние боковые части кузова облицованы стеклопластиковыми панелями с откидными створками для доступа к инструментальным ящикам, элементам ходовой части, топливному баку и проч. Новая вахтовка соответствует требованиям ГОСТ 15150, 27435 и Правил № 36, 66, 80 ЕЭК ООН.

Сваебойно-монтажный паром СМП-86

Завод «Строммашина» на шасси КамАЗ-5350 (6х6) разработал автоцистерну АЦ-7-5350 вместимостью 7000 л для кратковременного хранения и транспортировки горючего. Производительность раздаточной системы – не менее 500 л/мин. Нефтекамский автозавод на том же шасси построил автоцистерну НефАЗ-7-5350-0000013СБ с примерно равными характеристиками. ОАО Долматовский завод «Старт» показал новейшую автоводоцистерну АЦПТ-5,6 на шасси грузовика КамАЗ-43114 (6х6). Цистерна вместимостью 5600 л заполняется вакуумной системой или гидравлическим насосом. Найдет применение в армейских подразделениях и сваебойно-монтажный паром СМП-86 на шасси КамАЗ-43213 (6х4). Его главная задача – обеспечить работу на воде сваепогружающих и грузоподъемных средств, обстройка фундаментов и монтаж опор при возведении мостов.

Преимущества созданного КАМАЗом электроагрегата АД 100С-Т400-1ПМ53ХЛ номинальной мощностью 100 кВт на базе дизеля КамАЗ-740.19 по сравнению с отечественными аналогами заключаются в меньшем расходе топлива и массе электроагрегата, большем ресурсе до первого капитального ремонта, высокой степени унификации силового привода, отсутствии необходимости устанавливать масляный радиатор. Система управления электроагрегатом выполнена на новейшей электронной базе, снабжена информационной панелью световой индикации (отслеживает 12 параметров работы электроустановки) и имеет функции диагностики неисправностей.

Автоводоцистерна АЦПТ-5,6

Свою очередную разработку представила Холдинговая компания «Подъемные машины», объединяющая Соломбальский и Великолукский машиностроительные заводы. Автомобиль КамАЗ-53229 оснащен устройством МПР (аналог системы «мультилифт») для погрузки-разгрузки сменных кузовов на автомобиль. Крюковый захват безопасней тросового: нет вероятности обрыва и перехлеста тросов и имеет значительные эксплуатационные преимущества. За кабиной смонтирован полноповоротный гидроманипулятор КМУ-90 с максимальным вылетом 7,5 м и грузовым моментом 90 кН·м. Г/п установки в зависимости от вылета стрелы – от 3680 до 1223 кг.

Машиностроительный завод имени Калинина из Екатеринбурга демонстрировал вилочный электропогрузчик ЭП-1616 г/п 1,6 т, с высотой погрузки 4500 мм, двигателем мощностью 6 кВт и аккумуляторной батареей емкостью 490 А·ч. НПО «Промспецтехника» показало свою свежую разработку: изотермический автомобиль-фургон АФИ-1,3и-3302 на шасси ГАЗ-3302 «ГАЗель» с 9,9-кубовым кузовом г/п 1300 кг для транспортировки продуктов питания, в том числе скоропортящихся.

ТЕХНИКА (обзоры) ВЫСТАВКИ, КОНФЕРЕНЦИИ КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Пожарная техника
Валерий Васильев Основные Средства 02'2008 29 сентября 2008

Комментарии (0)