Безопасность людей – главная ценность Volvo

На Российско-шведском семинаре по дорожно-транспортной безопасности с директором по безопасности корпорации Volvo Trucks Ларсом-Ёраном Лёвенадлером беседовал главный редактор журнала «Основные Средства» Станислав Протасов.

Господин Лёвенадлер, расскажите, какими работами вы занимаетесь в Volvo Trucks?

Ларс-Ёран Лёвенадлер

– Я занимаюсь вопросами безопасности транспортных средств. Безопасность всегда была среди основополагающих ценностей компании Volvo. Еще основатели компании Густаф Ларссон и Ассар Габриэльссон провозгласили: «Автомобиль создается людьми и для людей».

На основе какой информации разрабатываются меры и системы безопасности в компании Volvo?

– Еще в 1969 г. в компании создана группа по изучению ДТП. Она работает круглосуточно и расследует все ДТП с участием автомобилей Volvo в окрестностях Гётеборга. Серьезные ДТП расследуются по всему миру.

Компания Volvo разработала собственные методики испытаний на безопасность – самые жесткие и строгие в мире. Эти тесты имитируют различные типы аварий. Кстати, тестирутся все автомобили Volvo, а не только поставляемые в Швецию, независимо от того, требует ли этого местное законодательство. Также разработаны испытания на пожарную безопасность – мы должны быть уверены: если в моторном отсеке начнется пожар, то кабина уцелеет. Разработаны конструкция моторного отсека, обеспечивающая водителю запас в несколько минут, чтобы покинуть кабину, и серьезные меры по повышению пожарной безопасности автобусов – автоматические системы пожаротушения. На испытательном полигоне Volvo проводились исследования влияния алкоголя на водителей, которые убедительно показали, что человек в состоянии алкогольного опьянения теряет способность адекватно оценивать окружающую обстановку и при этом у него снижается скорость реакций. Пьяный водитель склонен к неоправданному риску, ухудшается качество управления автомобилем.

Каковы результаты этих широких исследований безопасности?

– Вот статистика причин ДТП: 10% из-за неисправности автомобилей, 30% по причине неудовлетворительных дорожных условий, организации движения, состояния дорог, но главная причина в 90% случаев – человеческий фактор, т. е. водитель – именно его действия обычно присутствуют среди причин аварии.

Часто причинами ДТП являются сразу два или все три названных фактора. При разработке систем безопасности мы учитываем следующие факторы риска: водитель должен хорошо себя чувствовать – не быть усталым или больным, водитель не должен быть под действием алкоголя и наркотиков, должны соблюдаться ограничения скорости, использоваться ремни безопасности – пристегиваются ремнями не более 60% водителей! И в ДТП со смертельным исходом обязательно кто-то оказывается непристегнутым.

Мы разработали ряд средств пассивной безопасности, т. е. работающих уже после столкновения. Так, Volvo Bus первой в мире ввела систему удержания пассажиров автобусов на месте при столкновении. Volvo разработала систему противоподкатных брусьев для грузовиков, и в 2003 г. требование по их установке внесено в законодательство Швеции. Разрабатываются конструкции зон деформации, гасящих энергию удара при столкновении. Требования Volvo к таким зонам гораздо жестче, чем требует закон. Кроме того, кнопки управления мобильным телефоном и магнитолой расположены на рулевом колесе, благодаря чему водитель не отвлекается от дороги.

Основная стратегическая ли-
ния компании – разработка средств активной безопасности, помогающих предотвратить аварию. Разработаны: системы с датчиками, позволяющие водителю увидеть «слепые» зоны и предотвратить наезд на людей и препятствия; система с камерой заднего вида, радары, позволяющие видеть пространство далеко впереди и по бокам автомобиля; ESP – электронная система стабилизации курсового движения, подтормаживающая отдельные колеса автомобиля при потере курсовой устойчивости и при опасности переворачивания грузовика, помогающая водителю справиться с управлением.

Разработаны электронные системы охраны водителя, автомобиля и груза от грабежа и нападений. В этом году разработана система, помогающая автомобилю удерживаться на полосе движения. Испытывается система активного круиз-контроля АСС. Разрабатывается система выявления паров алкоголя в выдохе водителя. Volvo первой из производителей грузовиков выпустила «алкозамок», не позволяющий водителю, употреблявшему алкоголь, запустить двигатель. Ведется работа над системами, контролирующими состояние водителя и способными выявить рассеяние его внимания. По-видимому, Volvo будет первой фирмой, которая введет такие системы на грузовиках.

Volvo также внедрена система обучения водителей оптимальным приемам вождения. Правильное вождение поможет снизить расход топлива на 2...8%, кроме того, продляет ресурс автомобиля, а следовательно, снижаются затраты на техобслуживание и ремонт. Однако самое главное то, что правильное вождение позволяет на 60% снизить число ДТП!

Скажите, а какие системы безопасности устанавливают на дорожно-строительных машинах?

Система «Алколок» «разрешает» запустить двигатель только после проверки содержания алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе

– Прежде всего это системы пассивной безопасности: усиленный каркас кабины, система, автоматически включающая тормоз, когда оператор покидает сиденье. Более сложные системы, по моему мнению, на спецтехнике неприменимы.

Какими средствами безопасности комплектуются грузовики Volvo, поступающие в Россию?

– В основном в стандартную комплектацию входят средства пассивной безопасности, EBS – электронная система тормозов и с этого года – система помощи при начале движения на подъеме (Hill Start Aid, а также усовершенствованные датчики износа тормозов. Средства активной безопасности, такие как система ESP, устанавливают по заказу. Каждая опционная система безопасности увеличивает стоимость грузовика примерно на 1...3%.

Господин Лёвенадлер, Volvo поставляет тяжелые грузовики в Сибирь, где морозы порой доходят до 70 градусов. Как вы считаете, будут ли работать электронные системы безопасности в таких условиях?

– На севере Швеции морозы тоже порой доходят до минус сорока, и электронные системы при этом работают. Однако я не уверен, что они будут работать при столь низких температурах.

Volvo – союзник России

В России идет война. Тяжелая и жестокая. Вы в недоумении – вы ничего о ней не слышали, не читали в газетах? А как же тогда назвать то, из-за чего ежедневно погибают 70 человек и получают ранения и увечья 700? Это страшная статистика последствий ДТП в современной России. Ежегодно из-за ДТП в стране исчезает население целого города! Нужны срочные и эффективные меры, чьобы исправить это тяжелейшее положение.

Именно вопросам безопасности дорожного движения и мерам по снижению аварийности был посвящен совместный российско-шведский семинар, прошедший в Москве 25 сентября. его инициатором выступила компания Volvo, один из лидеров в разработке систем безопасности для автомобилей. Кроме представителей Volvo в семинаре участвовали члены правительства Швеции и России, ответственные за организацию дорожного движения, и научные работники, занимающиеся разработкой транспортных систем безопасности.

Швеция также ежегодно теряет в ДТП немалое число граждан – до 500, и это очень беспокоит правительство и общественность страны. Парламент Швеции принял программу снижения аварийности на дорогах, названную «нулевой показатель» (vision zero), призванную свести смертность в результате ДТП к нулю. Шведы готовы поделиться с российскими коллегами своими разработками в этой области. Представители нашего правительства рассказали о 6-летней (2006–2012 гг.) программе снижения аварийности на дорогах. но кроме как об увеличении протяженности дорог и улучшении их качества, не было сказано ни об одной перспективной и эффективной мере из намеченных в программе. Остается надеяться на улучшение качества российских дорог да на оснащение надежными системами предотвращения ДТП автомобилей Volvo, идущих по этим дорогам.

ФИРМА ТРАНСПОРТ Безопасность Volvo
Основные Средства 12'2007 30 апреля 2008

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com