Новые проекты концерна «Тракторные заводы»

Леонид Малютин

По традиции ОАО «Промтрактор» каждый год осенью при большом стечении народа устраивает зрелищное ЧЕТРА-шоу с изощренными спецэффектами. Садясь в поезд Москва–Чебоксары, широкие массы представителей специализированных и общественно-политических СМИ в душе надеялись на феерическое представление, но, как оказалось, прессу пригласили совсем по иному поводу, а выступление на небольшой заводской площадке, пусть и с узнаваемыми по прошлым годам фигурами «бульдозерного пилотажа», было куда скромнее.

Поводом для пресс-конференции послужило корпоративное совещание концерна «Тракторные заводы», где подвели итоги восьми месяцев 2007 г. и наметили стратегические планы на год 2008-й. Некоторые из итогов «проиллюстрировали» на демонстрационной площадке «вживую», и наиболее значимый и интересный – совершенно новые сельскохозяйственные тракторы 6-го тягового класса «Четра 6С-315» и «Четра 6СТ-315».

Концерн запустил проект «Четра 6» исходя из следующих соображений. Гусеничные машины по ряду параметров – тяговому к.п.д., проходимости, давлению на почву превосходят колесные и получили широкое распространение в аграрном секторе России и стран СНГ. Нехватка трудоспособного населения на селе требует энерговооруженной техники, которую наша промышленность не выпускает. Спрос на мощные тракторы удовлетворяется за счет импорта, за последние два года ввезено примерно четыре сотни таких машин. Сельскому хозяйству нужен современный, надежный, с большим ресурсом трактор, не уступающий лучшим зарубежным образцам, готовый к работе в разных климатических зонах и, что немаловажно, привлекательный по цене. По оценке президента концерна М.Г. Болотина, емкость российского рынка составляет тысячу таких машин, рынка Украины и Казахстана – 400.

Харвестер Silvatec

Для завоевания этого рынка и предназначен трактор «Четра 6», а в перспективе – линейка тракторов на его базе. Цену обозначили в границах 3...4 млн. руб. в зависимости от комплектации. Производство планируют организовать на площадке Волгоградского тракторного завода. Будут ли поставлять трактор под брендом «Четра», окончательно не решено.

При разработке трактора широко использован опыт создания промышленных тракторов, и по целому ряду узлов «Четра 6» унифицирован с ними. Конструктивно трактор выполнен по классической схеме – с передним расположением моторного отсека и задним – кабины. Остов, состоящий из полурамы коробчатого сечения и сварно-литого заднего моста, на котором расположены все узлы и системы, обеспечивает достаточную жесткость всей конструкции трактора. В ходовую систему включены выносные оси качания, снимающие нагрузки с бортового редуктора. Надежное сцепление с почвой, минимальное давление на грунт и плавный ход обеспечиваются благодаря сдвоенным опорным каткам с качающимися каретками, оснащенным упругими резиновыми элементами, подрессоренному натяжному колесу, обрезиненным опорным, поддерживающим каткам и натяжным колесам. Агрегаты трансмиссии жестко закреплены на заднем мосту и обеспечивают хороший скоростной диапазон трактора. Силовая установка – 6-цилиндровый рядный дизель Cummins QSM11С-330 мощностью 232 кВт с турбонаддувом и воздушным охлаждением наддувочного воздуха. Трактор оснащен задним навесным устройством и тягово-сцепным устройством, позволяющими работать с широким шлейфом орудий.

Выступление операторов-виртуозов

В конструкции используются современные композитные материалы, из которых изготовлены верхние надстройки трактора, а также светлых тонов панели интерьера кабины. Разработчики постарались создать комфортные условия для продуктивной работы механизатора в течение смены. Предусмотрена установка кондиционера. Органы управления по расположению и принципу действия приближены к автомобильным. Комбинация приборов унифицирована с таковой на автомобиле «ГАЗель». Привычные для гусеничных тракторов рычаги управления сменил руль. Управление световыми приборами, стеклоочистителем и трансмиссии вынесено на подрулевой переключатель. Кнопка на торце переключателя позволяет выполнять поворот на месте противоходом гусениц, что бывает полезно при маневрировании. Педали деселератора, тормоза и сцепления с электрической связью предлагают легкий ход и расположены, как в автомобиле, придавая уверенность и предсказуемость поведению механизатора. Немаловажно, что практически полное совпадение алгоритмов управления трактора и автомобиля значительно упрощает обучение механизатора.

Электрооборудование в большой степени унифицировано с промышленными тракторами. Здесь практически отсутствуют электромагнитные контактные реле и контакторы. Их работу выполняют новые приборы на базе микроконтроллеров. Широкое применение импортных комплектующих дает надежду на долгую безотказную работу электроприборов.

Демонстрация филигранного владения трубоукладчиком

Из новинок кроме сельскохозяйственных тракторов прессе показали бульдозер «Четра 15М» – мелиоративную (болотоходную) версию бульдозера «Четра 15» и пилотный образец фронтального погрузчика «Четра 40». Симпатичный погрузчик выполнен в едином стиле с «Четра 60» и оставил очень приятное впечатление хорошим обзором и удобным, предсказуемым управлением рабочим оборудованием, выведенным на джойстик. Из-за не вполне отрегулированных тормозов и двигателя чувствуется, что инженерам еще предстоит поработать над машиной, прежде чем она попадет на конвейер. Тем не менее машина перспективная и может занять достойное место на рынке.

Финансовые итоги 2007 г. позволяют надеяться на успешное развитие производства и выполнение программ по созданию и освоению новой техники. Стратегическая цель концерна – увеличить объемы производства в 2,5 раза до 2012 г. Инвестиции в модернизацию производства в течение 2007 г. достигнут 3 млрд. руб. Предприятие повысило эффективность производства, увеличив на 40% среднемесячную выработку на одного рабочего и доведя ее до 57 тыс. руб. Программа «Золотые кадры» принята большинством предприятий и уже дает положительные результаты. В следующем году в этом проекте примут участие все предприятия и подразделения концерна.

Новый трактор «Четра 6С-315»

Уже работают около сотни проектов по созданию новой техники и развитию производства. Ведется разработка 4-кубового фронтального погрузчика, и линейку планируют в дальнейшем пополнить машинами крупных типоразмеров. Важнейшей задачей на ближайшую перспективу для концерна является обеспечение отечественного рынка модельным рядом конкурентоспособных колесных фронтальных погрузчиков грузоподъемностью 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 20, 25 т. А пока приступили к разработке первого отечественного телескопического погрузчика с вылетом стрелы 11...12 м и грузоподъемностью 3,5...4 т, который обещают показать нам уже в следующем году. Двумя новыми базовыми моделями будет расширена линейка погрузчиков с бортовым поворотом МКСМ.

Большая программа по сельскохозяйственной технике. Здесь стоит отметить переориентацию «Агромашхолдинга», входящего в состав концерна, с поставок отдельных видов сельскохозяйственных машин и оборудования на поставки агротехнических комплексов, с этой целью уже ведутся переговоры с рядом поставщиков сельхозтехники. Проект «Четра 6» – часть этой программы. На базе «Четра 6С-315» создадут тракторы 4-го и 7-го тяговых классов с использованием тех же конструктивных и технологических решений. Запланировано создать и освоить полную линейку колесных тракторов тяговых классов от 0,2-го до 6-го. Их производство развернут на новой площадке, но где точно, пока не определили.

В цехах Чебоксарского тракторного

Для создания агрегатной базы для сельскохозяйственных и малых промышленных тракторов запустили крупную программу по разработке новой линейки трех-, четырех- и шестицилиндровых двигателей, запуску их в производство на новой площадке и разработке линейки трансмиссий четырех типоразмеров. Эти работы ведутся при участии иностранных специалистов.

Разработаны зерноуборочный комбайн 4-го класса «Енисей-960» и кормоуборочный «Енисей-324». «Енисей-960» в следующем году выведут на рынок. Должны завершить разработку зерноуборочного комбайна 5-го класса «Енисей 970» и изготовить опытный образец, а в 2008 г. опытную партию. Комбайны унифицированы по узлам и агрегатам, что упростит их эксплуатацию. Красноярский комбайновый завод, по словам руководства концерна, сейчас в стадии «оптимизации». В ближайшие три года численность будет поддерживаться на уровне 2500 человек, а объем производства – 3000 комбайнов. С 2009 г. снимут с производства старую модель «Енисей 3200» и начнут выпускать только новую линейку комбайнов.

Новые мощности появятся не только в России, но и за рубежом. В Индии планируется сборка сельскохозяйственных и промышленных тракторов малого класса. На Украине, где уже собирают комбайны, в следующем году начнут сборку тракторов. В Казахстане расширят производство комбайнов и дополнят его тракторами. Есть большая потребность в гусеничных и колесных сельскохозяйственных тракторах в Узбекистане, их сборку наладят и там.

В сегменте лесопромышленной техники в следующем году создадут форвардер-сортиментовоз, который будет работать в комплексе с харвестером Silvatec. Работают над модернизацией самих харвестеров с целью снижения их цены. Существующие модели техники Онежского и Красноярского заводов модернизируют, проводят унификацию узлов и агрегатов, что позволит сократить производственные затраты и предложить покупателю лучшую цену. Программа по лесной технике нацелена на то, чтобы полностью обеспечить технологические потребности отрасли.

Следующее крупное направление – спецтехника для работы в труднодоступных местах для геологов, нефтяников, газовиков. В следующем году выпустят опытный образец базовой машины нового поколения, основанный на военных технологиях.