Белагро-2007

Владимир Чехута

На 17-й агропромышленной выставке, прошедшей в июне в Минске, где, начиная с 1991 г., ежегодно представлены практически все отрасли, участвующие в производстве, хранении, переработке и реализации продуктов питания, в этом году свои разработки и оборудование показали 450 заводов, фирм и представительств международных компаний из 16 стран мира, а 70% выставочной экспозиции занимали белорусские участники. Рассказывая об основных направлениях, представленных на выставке, отмечу новые малозатратные энергосберегающие технологии при производстве сельхозпродукции, ее переработке, транспортировке, хранении и реализации.

В этом году Минский тракторный завод демонстрировал только серийные машины, но среди них оказался трактор, который выставляли впервые. Это садоводческий трактор класса 1,4 «Беларус-921.3» с двигателем Д-245.5S2 мощностью 95 л. с. (Euro 2), механической синхронизированной трансмиссией, независимым двухскоростным валом отбора мощности. Эта сельхозмашина уже и ниже своих стандартных «родственников»: ее ширина 1550 мм, а высота 2340 мм. Как сообщил представитель завода, трактор прошел омологацию в Германии и предназначен для реализации в странах Евросоюза, для этого его можно оборудовать двигателями уровня Euro 2 или Euro 3.

ОАО «Кохановский экскаваторный завод» давно специализируется на производстве техники для мелиораторов. На выставке «Белагро» оно продемонстрировало модернизированный очиститель каналов навесной ОКН-05 с бульдозерным оборудованием на базе трактора МТЗ-1221. Такую машину выпускали и в прошлом, но на базе менее грузоподъемного трактора МТЗ-82.2. Надо отметить применение нового поворотного круга в основании рабочего органа ОКН-05, что значительно повысило его надежность. Новинка этого предприятия – впервые показанный агрегат самоходный мелиоративный (АСМ) предназначен для удаления растительности с бермы откосов и мелиоративных каналов с одновременным выносом скошенной массы с откосов на берму канала.

Агрегат самоходный мелиоративный

Спереди и сбоку на АСМ смонтированы косилки сегментные с шириной захвата 1,9 м, сзади установлены грабли с дополнительным устройством для уборки канала. Такую машину пока не с чем сравнить, так как в СНГ аналогов ей нет. Да, ее преимущества – это универсальность и многофункциональность, но АСМ – техника экспериментальная и в эксплуатации еще не была.

ОАО «Амкодор», один из крупнейших производителей дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, аэродромной, специальной, лесной, сельскохозяйственной техники и оборудования в странах СНГ и Европы, сегодня более половины своей продукции экспортирует в Россию. На выставке можно было увидеть новый погрузчик с телескопической стрелой «Амкодор-527» грузоподъемностью (г/п) 2,5 т и с высотой разгрузки до 7 м. Применяя различные сменные рабочие органы, его с успехом можно эксплуатировать в разных отраслях экономики – дорожном строительстве и коммунальном хозяйстве, в агросекторе. Впервые был показан новый погрузчик «Амкодор-702», созданный на тракторном шасси. С виду он похож на аналогичные машины, выпускаемые и в Белоруссии, и в России, и на Украине, но это только снаружи. В сущности это серьезно модернизированная машина, аналогов которой в СНГ пока попросту нет.

«Амкодор-702»

Рабочий орган погрузчика может совершать плоско-параллельные движения на всей высоте подъема благодаря параллелограммной геометрии его крепления. «Амкодор-702» оснащен универсальным двухчелюстным ковшом, который может заменить четыре различные навески, т. е. он будет работать как ковш, грейфер, как бульдозер и как челюстной захват. Экскаваторная лопата позади машины на новинке смонтирована со смещением, что позволяет работать в условиях повышенной стесненности и копать траншею или яму у самой стены здания. Ковш экскаватора установлен на цельную моноблочную стрелу с одним гидроцилиндром вместо двух, как было на прошлых моделях, а потому модернизированная лопата «Амкодор-702» получилась более мощной и прочной. Для привода экскаваторной лопаты применен простой и функциональный гидрораспределитель итальянской фирмы Bondioli, который благодаря легкому передвижению золотников позволяет оператору одним джойстиком оперировать двумя секциями одновременно. А если оператор будет работать обеими руками, то сможет легко управлять всем экскаваторным оборудованием. Высокое качество импортной гидравлики, которая не позволяет «болтаться» рабочим органам, позволяет работать производительно, с высокой точностью и хорошим качеством. Сегодня «Амкодор-702» может быть собран на базе тракторного шасси МТЗ-82.2 или МТЗ-82П, или МТЗ-820.

Но, как рассказал конструктор белорусского предприятия, в перспективе будет создано собственное оригинальное шасси с более жесткой рамой, которое эффективно компенсирует высокие нагрузки от рабочих органов и будет оснащено функцией гидрореверса движения.

Небольшая фирма «Агромашресурс» разрабатывает и производит агротехнический комплекс «РОСА-05» на шинах низкого давления. На стенде выставлялся вариант в виде опрыскивателя с шириной захвата 20 м (хотя можно установить оборудование для распределения удобрений) и с удельным давлением на грунт не более 0,15 кгс/см2. Подобное сельхозоборудование можно применять на ранних стадиях роста с.-х. культур без угрозы повредить их. Рабочая скорость высокая – от 15 до 50 км/ч и, как следствие, неплохая производительность – 200...300 га за смену, а расход топлива всего 10...15 л/ 100 га.

Конструкция стеклопластиковой кабины, да и всей пневмомашины разработана специалистами минского предприятия. Силовая часть «РОСЫ» – турбодизель Isuzu объемом 1,7 л, мощностью 60 кВт и 6-ступенчатая механическая коробка передач. Снаряженная масса не превышает 1400 кг, г/п – 1000 кг. Сейчас уже изготовлено более 20 таких машин. Видимо, такая недорогая и эффективная техника понравилась труженикам села. Подтверждая эти слова, представитель фирмы сообщил, что они сегодня располагают портфелем заказов на 80 пневматиков.

ОАО «Мозырский машиностроительный завод» продемонстрировало новый фронтальный погрузчик П10М со сменными рабочими органами, смонтированный на шасси трактора МТЗ-82П. По сравнению с предыдущей машиной ПФС-0.75 у новинки грузоподъемность увеличилась с 750 кг до 1 т и появилась возможность реверса движения.

ОАО «Светлогорский агросервис» (Гомельская обл.) показало бюджетную (без импортных «излишеств») разработку – кормораздатчик КРБ-4,7, предназначенный для перевозки и раздачи грубых кормов в кормушки на молочно-товарных фермах. Оборудование смонтировано на шасси тракторного прицепа, г/п – 4700 кг, вместимость кузова – 9 м3, производительность – 40 т/ч. КРБ агрегатируется с трактором класса 1,4.

На стенде Владимирского моторо-тракторного завода выставлялся новый универсально-пропашной трактор «Владимирец-2048А» класса 1,4. Его комплектуют трехцилиндровым дизелем воздушного охлаждения Д-130 мощностью 45 л.с. Снаряженная масса трактора – 2600 кг, г/п навесной системы – 1000 кг.

Интересную разработку показала компания «ВендоБелТрансЭкспедиция»: это прицепной загрузчик кормов ЗКП-8А с бункером вместимостью 8 м3. По сути это бункер старого кормовоза, который ранее использовали на автомобильном шасси, а теперь он пережил второе рождение и нашел место на тракторном прицепе.

Перед вами реальный пример разумного и прагматичного подхода. Универсальность применения различных тракторных прицепов в небольшом хозяйстве экономически намного эффективней, чем автомобильная, пусть и более быстрая, и грузоподъемная специализация. Производительность оборудования при выгрузке – 16 т/ч. Минимальная высота разгрузки – 1700 мм, максимальная – 6300 мм. Полная масса ЗКП-8А – 7990 кг, длина – 4850 мм.

ООО «Запагромаш» в отличие от Светлогорского агросервиса пошло другим путем и выпустило прицепной измельчитель-смеситель-раздатчик кормов СРК-11В по чертежам итальянской фирмы и с применением функциеобразующих импортных узлов (гидравлика, редукторы, подшипники). СРК-11В с вертикальным шнеком предназначен для измельчения, смешивания, взвешивания и дозированной раздачи в кормушки еды для крупного рогатого скота. Гидропривод СРК стыкуется с гидросистемой трактора, привод шнеков осуществляется от вала отбора мощности того же трактора. Грузоподъемность новинки – 3,3 т, вместимость кузова – 11 м3.

Производственная политика ООО «Запагромаш» – изготовление современных производительных сельхозмашин на основе зарубежных разработок и с применением импортных узлов, по-видимому, оправдывает себя. Подтверждение тому – успешная работа предприятия начиная с 2002 г. и продажа 400 ед. техники потребителям в России.

Машину химизации самоходную МХС-10, смонтированную на полноприводном шасси МАЗ-6317 спроектировал РУП «Институт мелиорации и луговодства НАН Беларуси». Она предназначена для транспортировки и поверхностного внесения пылевидных химических мелиорантов, а также может быть использована для внесения минеральных удобрений. Производительность при внесении гранулированных удобрений составляет 12...15 га/ч. Ширина захвата при работе со штанговыми рабочими органами – 10 м, при распределении гранул минеральных удобрений – от 16 до 22 м.

Практически ни одна выставка «Белагро» не проходит без участия предприятий из России и Украины. Завод «Ростсельмаш» продемонстрировал новый высокопроизводительный зерноуборочный комбайн ACROS-530, который относится к зерноуборочным машинам 5-го класса и благодаря примененным нововведениям на 15% производительней предшественника.

Комбайн комплектуют новой зерновой жаткой power Stream, обеспечивающей высокое качество реза, идеальное копирование рельефа поля и, как результат, равномерную и бесперебойную подачу хлебной массы в молотильно-сепарирующее устройство.

Объединение «Гомсельмаш» продемонстрировало новый зерноуборочный самоходный комбайн «Полесье-14» с пропускной способностью по хлебной массе 14 кг/с, производительностью по зерну 18 т/ч, шириной захвата жатки 7,5 м и бункером на 10 м3, зерноуборочный самоходный комбайн «Полесье-1218» с пропускной способностью по хлебной массе 12 кг/ с и кормоуборочный комплекс «Полесье800» производительностью на подборе подвяленной травы 100 т/ч.

Предприятие «Бобруйскагромаш» показало новый самосвальный полуприцеп ПСТБ-12 с боковой выгрузкой, который можно использовать для перевозки различных с.-х. грузов, зерновых, корнеплодов, органических удобрений и стройматериалов. Грузоподъемность ПСТБ – 12 т, объем платформы – 15 м3. Снаряженная масса полуприцепа – 4500 кг. При использовании трактора класса 3 можно собрать и эксплуатировать сцепку из ПСТБ-12 и прицепа ПСТБ-17 г/п 17 т.

Сцепка полуприцепа ПСТБ-12 и прицепа ПСТБ-17

Выставка «Белагро» уникальна тем, что свои новинки здесь демонстрируют не только отечественные, но и зарубежные производители техники. Так, фирма LTV (Германия) вновь представляла высокопроизводительную сельхозтехнику Case, New Holland, Impulsa, Petkus. Свеклоуборочную технику можно было увидеть на экспозиционной площадке фирмы Franz Kleine Vertriebs&Engineering, а на стенде компании John Deere находилась почти вся линейка фирменных тракторов.

Наибольшее внимание посетителей выставки привлек новейший немецкий трактор Fendt 936 Vario TMS. Эта машина запущена в производство только в конце 2006 г. Ее комплектуют 6-цилиндровым двигателем Deutz мощностью 360 л.с., соответствующим стандарту Euro 3, и бесступенчатой трансмиссией Vario. Минимальная скорость движения трактора составляет 0,02 км/ч, максимальная – 60 км/ч. По сравнению с предыдущей моделью новинка получила более мощный и более экологичный двигатель, полностью измененный внешний дизайн и переработанное внутрикабинное пространство, над которым колдовали специалисты Porsche, независимую подвеску переднего моста и кабину на пневмоподвеске.

Посетителей выставки поразил своим футуристическим внешним видом новый самоходный опрыскиватель Boxer 5000R, изготовленный французской фирмой Berthoud. Эта сельхозмашина оборудована дизелем Deutz мощностью 236 л.с. и гидростатической трансмиссией, с которой полноприводное шасси может двигаться при управляемом переднем мосте или с поворачивающимися синхронно четырьмя колесами («крабовый ход»), или с повернутыми в противофазе осями, которые обеспечат машине в этом положении минимальный радиус поворота. Вместимость бака для химикатов – 4000 л, размах штанг – от 24 до 42 м, колея – 2,25 м, клиренс – 1,4 м.

Я уверен, что столь масштабное представительство отечественных и зарубежных компаний на выставке сыграет только позитивную роль в развитии рынка машин и технологий в стране.