КМУ: новинки, тенденции рынка, рекомендации покупателям
Круглый стол лидеров рынка
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Поговорим о ремонте шин
Местный ремонт сквозных повреждений бескамерных шин
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
 1
Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков
Критерии выбора лесных машин
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение

Праздник, заслуженный КрАЗом

К. Ушанов

История Кременчугского автозавода, одного из производителей тяжелых грузовиков в СССР, началась с автомобиля-самосвала КрАЗ-222, точнее, с двух автомобилей, покинувших производственные цехи предприятия 10 апреля 1959 г. С этих двух машин пошел отсчет. Есть, однако, и предыстория: в 1958-м с Ярославского автозавода в Кременчуг перевели производство большегрузных автомобилей.

Уже с первых машин марка КрАЗ стала популярной, можно даже сказать, любимой моделью советских перевозчиков. Причиной тому стали три основных достоинства машин – высокая надежность, простота конструкции, неприхотливость. Особым спросом пользовались КрАЗы в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере – там, где мало, а то и вовсе нет хороших дорог. Пика популярности у гражданских и военных водителей достиг полноприводный КрАЗ-214 с колесной формулой 6х6 и односкатной ошиновкой. Народная любовь перешла и на последующую модификацию – КрАЗ-255Б.

У строителей в почете была другая модель кременчугского грузовика – самосвал КрАЗ-256Б. Машина хорошая, слов нет, но двери кабины... для этого тоже слов не хватает... Дело в том, что до 1986 г. автомобили КрАЗ выпускали с деревянными кабинами. В дождь дерево разбухало, и двери не закрывались, а в жару дерево ссыхалось, и двери опять не закрывались.

Армейский бортовой автомобиль повышенной проходимости КрАЗ-214. Восстановленный в прошлом году КрАЗ-214 выпущен в 1960 г. и является одним из первых автомобилей завода с колесной формулой 6х6. Конструкция КрАЗ-214 стала базой для всех разработанных позже полноприводных автомобилей КрАЗ, в том числе армейских.

Эвакуатор КрАЗ-6333ВЕ с правосторонним расположением руля

Родоначальником КрАЗ-214 был автомобиль ЯАЗ-214, который серийно выпускали с 1956-го по 1959 г. на Ярославском автозаводе. Этот полноприводный вездеход, первый армейский большегрузный автомобиль, стал этапным для отечественного автомобилестроения. КрАЗ-214 оснащен оригинальным 6-цилиндровым двухтактным дизелем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с. В 1963 г. после модернизации модель получила обозначение КрАЗ-214Б. Всего с 1959-го по 1969 г. Кременчугский автозавод выпустил 32 870 автомобилей.

В 1996 г. создается Холдинговая компания «АвтоКрАЗ», и это событие положило начало этапу возрождения предприятия, однако действительно новый этап в развитии КрАЗа начался в 1999-м с приходом инвестора СП «Мега Моторс». Модельный ряд кременчугских грузовиков сменился полностью. В нем появился самосвал КрАЗ-7133С4 с колесной формулой 8х4. На такое же шасси устанавливали и другое оборудование, например 9-кубовый бетоносмеситель. Серийно производят самосвал КрАЗ-65033-051-02 (6х6) габаритной шириной 2500 мм с односкатной ошиновкой. Грузоподъемность самосвала – 18 т, он оснащен системой централизованной подачи смазки.

Впервые ХК «АвтоКрАЗ» разработала «легкий» грузовик КрАЗ-5133ВЕ с колесной формулой 4х4. Это действительно самый легкий автомобиль КрАЗ из всего модельного ряда кременчугских автостроителей. Управляемость у него – как у легкового автомобиля, на нем можно крутиться на месте, уверенно проходить «змейку» и легко преодолевать снежные препятствия высотой 1...1,2 м.

Одна из последних разработок завода – автомобиль-шасси КрАЗ-7140Н6 с колесной формулой 8х6. У него увеличенная по сравнению с другими модификациями КрАЗ грузоподъемность – от 18,8 до 33,0 т. Это один из немногих украинских грузовиков, которые комплектуют дизелями ярославского производства – ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с., соответствующими нормам Euro 2.

Бортовой автомобиль повышенной проходимости КрАЗ-255Б с катером. КрАЗ-255Б пришел на смену автомобилю КрАЗ-214Б. В отличие от предшественника КрАЗ-255Б получил широкопрофильные шины с централизованной системой регулирования внутреннего давления в шинах, что значительно повысило его проходимость. Важным отличием семейства КрАЗ-255 стал и новый, более мощный и экономичный 8-цилиндровый четырехтактный двигатель ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с., позволивший повысить скорость движения автомобиля до 71 км/ч (против 55 км/ч автомобиля КрАЗ-214Б) и снизить на 40% расход топлива. Грузоподъемность увеличилась до 7,5 т. По проходимости КрАЗ-255Б в то время был одним из лучших в мире автомобилей такого класса. Он покорил 56 стран мира и завоевал симпатии военных. Индия, Пакистан, Египет, Сирия, Иран, Ирак и другие страны оснащали свои армии именно автомобилями КрАЗ-255Б. Так, КрАЗ-255Б стал базовым автомобилем комплекса понтонно-мостовых парков армии СССР, на базе которого можно было возводить переправы длиной до 3 км. После модернизации тормозной системы в 1975 г. автомобиль получил дополнительно к номеру модели цифру «1». Всего с 1967-го по 1994 г. выпущено 160 732 автомобиля КрАЗ-255Б и КрАЗ-255Б1

Самой значимой разработкой специалисты ХК «АвтоКрАЗ» считают бортовой автомобиль с колесной формулой 6х4, оснащенный 6-цилиндровым дизелем Deutz мощностью 350 л.с. и автоматической коробкой передач Allison КрАЗ-6135В6. О некоторых новых моделях завода мы уже рассказывали (см. «ОС» № 7, 2006 г.). За прошедшие со времени публикации полгода выявились новые тенденции в заводских разработках.

Самосвал КрАЗ-65055-063 «Прораб» (6х4). Грузоподъемность увеличена до 20 т. Новая самосвальная платформа на 16 м3 оборудована задним бортом и позволяет перевозить сыпучие строительные грузы насыпной плотностью до 1,3 т/м3. В автомобиле усилена конструкция трансмиссии шасси, карданные валы, подвеска задних мостов. Электронный спидометр дает водителю полную информацию о скоростных режимах движения

Показателем подъема ХК «АвтоКрАЗ» является ежегодный праздник, который проводится заводом на центральной площади Кременчуга, называется он «Автошоу КрАЗ». В этом году мероприятие было посвящено 60-летнему юбилею автозавода. На площади развернули внушительную экспозицию из 25 автомобилей КрАЗ, радовавших гостей своими мощными формами.

Автобетоносмеситель КрАЗ-7133Р4 оснащен 9-кубовой «бочкой» производства компании Tigarbo с гидромеханическим приводом от трансмиссии шасси. Главное достоинство миксера на шасси КрАЗ-7133Н4 (8х4) – улучшение ходовых качеств автомобиля за счет перераспределения массы по передним осям и осям задней тележки: при полной массе нагрузка на передние оси – 13,7 т, на заднюю тележку – 24,5 т, т. е. на каждую переднюю ось – около 7 т, а на каждую ось задней тележки – около 13 т, что соответствует весовым нормативам дорожных требований. Естественно, колесная формула 8х4 улучшает мягкость хода автомобиля

Вахтовый автомобиль КрАЗ-6133КЕ (6х6, число посадочных мест – 29)

Полноприводный седельный тягач КрАЗ-6446 для перевозки различных грузов в сцепе с полуприцепом по дорогам всех категорий и бездорожью. Допустимая полная масса буксируемого полуприцепа – до 34 т

Три-четыре года назад редакционная тест-группа журнала «Основные Средства» тестировала кременчугские грузовики. Сегодня машины автозавода стали намного лучше. Появилось новое удобное рулевое колесо, улучшился интерьер кабины, а самое главное – КрАЗы стали качественно собирать на конвейере, и это большое достижение трудового коллектива. Однако некоторые недоработки остались. Так, педаль горного (моторного) тормоза, похожая на педаль акселератора на «Запорожце», осталась на прежнем месте и ногу с педали сцепления девать опять некуда. Остались прежними сиденья с шариками для регулировок, пора бы специалистам КрАЗа задуматься над установкой более современных сидений типа Pilot, как на КрАЗ-6135В6.

Лесовозный тягач КрАЗ-64372 (6х6) для перевозки хлыстов и деревьев в составе автопоезда с прицепом-роспуском по дорогам всех категорий. Грузоподъемность автопоезда – 30,5 т

Самосвальный автопоезд «Хлебороб» в составе КрАЗ-6424С4 с платформой вместимостью 15,3 м3, грузоподъемностью 12 т и самосвального прицепа оригинальной конструкции КрАЗ-А201С2 вместимостью 15,3 м3, грузоподъемностью 12 т. Автостроители главный упор делали на универсальность кузова тягача КрАЗ-6424С4, поскольку трехсторонняя разгрузка позволяет использовать автомобиль в сложных условиях работы на элеваторе. Кузов и самосвала, и самосвального прицепа с двухсторонней разгрузкой обязательно плотно зачехляют, чтобы снизить потери зерна. Полная грузоподъемность автопоезда – 26 т

В планах Холдинговой Компании «АвтоКрАЗ» выйти в 2006 г. на объем производства прошлого года, существенно изменив при этом номенклатурный модельный ряд. Так, в прошлом году около 40% общего объема выпуска приходилось на автомобили модельного ряда генерации 6510, 65101 с двигателем Euro 0, а в 2006 г. завод практически полностью перешел на выпуск семейства новой генерации автомобилей повышенной грузоподъемности с двигателями Euro 2 и трансмиссией проходного типа. На автомобили старой генерации приходится не более 10%.

В 2006 г. серийную кабину автомобилей КрАЗ глубоко модернизируют, а в следующем году намечена презентация автомобиля принципиально новой компоновки «кабина над двигателем». В дальнейшем компания не намерена отказываться от капотной компоновки, так как в ряде случаев, например для армии, подобная компоновка имеет преимущества как дополнительная защита.



Возрождение первого КрАЗа

С 1959-го по 1967 г. было выпущено 11 630 автомобилей КрАЗ-222. До того как у автомобилей КрАЗ появилась собственная эмблема – красно-голубой гребешок на капоте и надпись «КрАЗ», первые самосвалы выпускали под брендом «Днепр», но это красивое символическое имя, к сожалению, не прижилось. К 60-летию автозавода холдинговая компания «АвтоКрАЗ» приняла решение восстановить самосвал КрАЗ-222 «Днепр». Задача оказалась куда более сложной, чем предполагалось.

Автогудронатор КДМ-333 на шасси КрАЗ-65101

Автомобиль 1960 г. выпуска был найден в одном из автохозяйств Украины почти полностью разрушенным. Его пришлось восстанавливать на основе частично сохранившегося оригинала, так как обычно эти машины в народном хозяйстве эксплуатировались до полного износа. Работу по реставрации автораритета поручили коллективу экспериментального цеха ХК «АвтоКрАЗ», специалисты которого занимаются созданием опытных образцов автомобилей КрАЗ. Чтобы добиться главной цели – максимального соответствия самосвала той конструкторской документации, тем техническим требованиям и нормам, которые действовали в 1959 г., была проведена подробная техническая экспертиза. Кроме идентичности стояла также задача получить работоспособный автомобиль.

Значительное время заняли подготовительные операции по восстановлению существующих, поиску и изготовлению недостающих узлов и деталей. Основной для восстановления автомобиля была оригинальная конструкторская документация. Помогли многочисленные фотографии тех далеких лет.
Работу начали с реставрации рамы, при этом некоторые утраченные поперечины были сделаны вновь по старым чертежам. Раздаточная коробка, мосты, другие элементы трансмиссии – все оригинальное, только восстановленное.

К сожалению, не удалось найти переднюю ось, рессоры, крылья, радиатор самосвала, поэтому их изготовили в точном соответствии с чертежами. Цвет самосвала подобрали в тон тому, в который окрашивали КрАЗы в прежние годы.

Автомобиль-самосвал «Днепр-222» предназначен для работы с экскаваторами, оснащенными ковшами вместимостью 3 м3, и перевозки строительных сыпучих материалов. Колесная формула – 6х4. Двигатель – рядный двухтактный шестицилиндровый дизель ЯАЗ-М20611 мощностью 180 л.с. при 2000 мин-1. Коробка передач – механическая пятиступенчатая. Раздаточная коробка – двухступенчатая, соединена с коробкой отбора мощности, предназначенной для привода гидронасоса механизма поднятия платформы. Кабина металлическая с деревянным каркасом. Рулевое управление с пневмоусилителем. Грузоподъемность – 10 000 кг. Вместимость самосвальной платформы – 8 м3. Максимальная скорость – 47 км/ч. Расход топлива – 60 л/100 км.

К. Ушанов Основные Средства 12'2006 13 апреля 2007

Комментарии (0)