Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Дисковые тормоза для грузовиков
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Как выбрать генератор?
Критерии выбора
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором

Праздник, заслуженный КрАЗом

К. Ушанов

История Кременчугского автозавода, одного из производителей тяжелых грузовиков в СССР, началась с автомобиля-самосвала КрАЗ-222, точнее, с двух автомобилей, покинувших производственные цехи предприятия 10 апреля 1959 г. С этих двух машин пошел отсчет. Есть, однако, и предыстория: в 1958-м с Ярославского автозавода в Кременчуг перевели производство большегрузных автомобилей.

Уже с первых машин марка КрАЗ стала популярной, можно даже сказать, любимой моделью советских перевозчиков. Причиной тому стали три основных достоинства машин – высокая надежность, простота конструкции, неприхотливость. Особым спросом пользовались КрАЗы в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере – там, где мало, а то и вовсе нет хороших дорог. Пика популярности у гражданских и военных водителей достиг полноприводный КрАЗ-214 с колесной формулой 6х6 и односкатной ошиновкой. Народная любовь перешла и на последующую модификацию – КрАЗ-255Б.

У строителей в почете была другая модель кременчугского грузовика – самосвал КрАЗ-256Б. Машина хорошая, слов нет, но двери кабины... для этого тоже слов не хватает... Дело в том, что до 1986 г. автомобили КрАЗ выпускали с деревянными кабинами. В дождь дерево разбухало, и двери не закрывались, а в жару дерево ссыхалось, и двери опять не закрывались.

Армейский бортовой автомобиль повышенной проходимости КрАЗ-214. Восстановленный в прошлом году КрАЗ-214 выпущен в 1960 г. и является одним из первых автомобилей завода с колесной формулой 6х6. Конструкция КрАЗ-214 стала базой для всех разработанных позже полноприводных автомобилей КрАЗ, в том числе армейских.

Эвакуатор КрАЗ-6333ВЕ с правосторонним расположением руля

Родоначальником КрАЗ-214 был автомобиль ЯАЗ-214, который серийно выпускали с 1956-го по 1959 г. на Ярославском автозаводе. Этот полноприводный вездеход, первый армейский большегрузный автомобиль, стал этапным для отечественного автомобилестроения. КрАЗ-214 оснащен оригинальным 6-цилиндровым двухтактным дизелем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с. В 1963 г. после модернизации модель получила обозначение КрАЗ-214Б. Всего с 1959-го по 1969 г. Кременчугский автозавод выпустил 32 870 автомобилей.

В 1996 г. создается Холдинговая компания «АвтоКрАЗ», и это событие положило начало этапу возрождения предприятия, однако действительно новый этап в развитии КрАЗа начался в 1999-м с приходом инвестора СП «Мега Моторс». Модельный ряд кременчугских грузовиков сменился полностью. В нем появился самосвал КрАЗ-7133С4 с колесной формулой 8х4. На такое же шасси устанавливали и другое оборудование, например 9-кубовый бетоносмеситель. Серийно производят самосвал КрАЗ-65033-051-02 (6х6) габаритной шириной 2500 мм с односкатной ошиновкой. Грузоподъемность самосвала – 18 т, он оснащен системой централизованной подачи смазки.

Впервые ХК «АвтоКрАЗ» разработала «легкий» грузовик КрАЗ-5133ВЕ с колесной формулой 4х4. Это действительно самый легкий автомобиль КрАЗ из всего модельного ряда кременчугских автостроителей. Управляемость у него – как у легкового автомобиля, на нем можно крутиться на месте, уверенно проходить «змейку» и легко преодолевать снежные препятствия высотой 1...1,2 м.

Одна из последних разработок завода – автомобиль-шасси КрАЗ-7140Н6 с колесной формулой 8х6. У него увеличенная по сравнению с другими модификациями КрАЗ грузоподъемность – от 18,8 до 33,0 т. Это один из немногих украинских грузовиков, которые комплектуют дизелями ярославского производства – ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с., соответствующими нормам Euro 2.

Бортовой автомобиль повышенной проходимости КрАЗ-255Б с катером. КрАЗ-255Б пришел на смену автомобилю КрАЗ-214Б. В отличие от предшественника КрАЗ-255Б получил широкопрофильные шины с централизованной системой регулирования внутреннего давления в шинах, что значительно повысило его проходимость. Важным отличием семейства КрАЗ-255 стал и новый, более мощный и экономичный 8-цилиндровый четырехтактный двигатель ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с., позволивший повысить скорость движения автомобиля до 71 км/ч (против 55 км/ч автомобиля КрАЗ-214Б) и снизить на 40% расход топлива. Грузоподъемность увеличилась до 7,5 т. По проходимости КрАЗ-255Б в то время был одним из лучших в мире автомобилей такого класса. Он покорил 56 стран мира и завоевал симпатии военных. Индия, Пакистан, Египет, Сирия, Иран, Ирак и другие страны оснащали свои армии именно автомобилями КрАЗ-255Б. Так, КрАЗ-255Б стал базовым автомобилем комплекса понтонно-мостовых парков армии СССР, на базе которого можно было возводить переправы длиной до 3 км. После модернизации тормозной системы в 1975 г. автомобиль получил дополнительно к номеру модели цифру «1». Всего с 1967-го по 1994 г. выпущено 160 732 автомобиля КрАЗ-255Б и КрАЗ-255Б1

Самой значимой разработкой специалисты ХК «АвтоКрАЗ» считают бортовой автомобиль с колесной формулой 6х4, оснащенный 6-цилиндровым дизелем Deutz мощностью 350 л.с. и автоматической коробкой передач Allison КрАЗ-6135В6. О некоторых новых моделях завода мы уже рассказывали (см. «ОС» № 7, 2006 г.). За прошедшие со времени публикации полгода выявились новые тенденции в заводских разработках.

Самосвал КрАЗ-65055-063 «Прораб» (6х4). Грузоподъемность увеличена до 20 т. Новая самосвальная платформа на 16 м3 оборудована задним бортом и позволяет перевозить сыпучие строительные грузы насыпной плотностью до 1,3 т/м3. В автомобиле усилена конструкция трансмиссии шасси, карданные валы, подвеска задних мостов. Электронный спидометр дает водителю полную информацию о скоростных режимах движения

Показателем подъема ХК «АвтоКрАЗ» является ежегодный праздник, который проводится заводом на центральной площади Кременчуга, называется он «Автошоу КрАЗ». В этом году мероприятие было посвящено 60-летнему юбилею автозавода. На площади развернули внушительную экспозицию из 25 автомобилей КрАЗ, радовавших гостей своими мощными формами.

Автобетоносмеситель КрАЗ-7133Р4 оснащен 9-кубовой «бочкой» производства компании Tigarbo с гидромеханическим приводом от трансмиссии шасси. Главное достоинство миксера на шасси КрАЗ-7133Н4 (8х4) – улучшение ходовых качеств автомобиля за счет перераспределения массы по передним осям и осям задней тележки: при полной массе нагрузка на передние оси – 13,7 т, на заднюю тележку – 24,5 т, т. е. на каждую переднюю ось – около 7 т, а на каждую ось задней тележки – около 13 т, что соответствует весовым нормативам дорожных требований. Естественно, колесная формула 8х4 улучшает мягкость хода автомобиля

Вахтовый автомобиль КрАЗ-6133КЕ (6х6, число посадочных мест – 29)

Полноприводный седельный тягач КрАЗ-6446 для перевозки различных грузов в сцепе с полуприцепом по дорогам всех категорий и бездорожью. Допустимая полная масса буксируемого полуприцепа – до 34 т

Три-четыре года назад редакционная тест-группа журнала «Основные Средства» тестировала кременчугские грузовики. Сегодня машины автозавода стали намного лучше. Появилось новое удобное рулевое колесо, улучшился интерьер кабины, а самое главное – КрАЗы стали качественно собирать на конвейере, и это большое достижение трудового коллектива. Однако некоторые недоработки остались. Так, педаль горного (моторного) тормоза, похожая на педаль акселератора на «Запорожце», осталась на прежнем месте и ногу с педали сцепления девать опять некуда. Остались прежними сиденья с шариками для регулировок, пора бы специалистам КрАЗа задуматься над установкой более современных сидений типа Pilot, как на КрАЗ-6135В6.

Лесовозный тягач КрАЗ-64372 (6х6) для перевозки хлыстов и деревьев в составе автопоезда с прицепом-роспуском по дорогам всех категорий. Грузоподъемность автопоезда – 30,5 т

Самосвальный автопоезд «Хлебороб» в составе КрАЗ-6424С4 с платформой вместимостью 15,3 м3, грузоподъемностью 12 т и самосвального прицепа оригинальной конструкции КрАЗ-А201С2 вместимостью 15,3 м3, грузоподъемностью 12 т. Автостроители главный упор делали на универсальность кузова тягача КрАЗ-6424С4, поскольку трехсторонняя разгрузка позволяет использовать автомобиль в сложных условиях работы на элеваторе. Кузов и самосвала, и самосвального прицепа с двухсторонней разгрузкой обязательно плотно зачехляют, чтобы снизить потери зерна. Полная грузоподъемность автопоезда – 26 т

В планах Холдинговой Компании «АвтоКрАЗ» выйти в 2006 г. на объем производства прошлого года, существенно изменив при этом номенклатурный модельный ряд. Так, в прошлом году около 40% общего объема выпуска приходилось на автомобили модельного ряда генерации 6510, 65101 с двигателем Euro 0, а в 2006 г. завод практически полностью перешел на выпуск семейства новой генерации автомобилей повышенной грузоподъемности с двигателями Euro 2 и трансмиссией проходного типа. На автомобили старой генерации приходится не более 10%.

В 2006 г. серийную кабину автомобилей КрАЗ глубоко модернизируют, а в следующем году намечена презентация автомобиля принципиально новой компоновки «кабина над двигателем». В дальнейшем компания не намерена отказываться от капотной компоновки, так как в ряде случаев, например для армии, подобная компоновка имеет преимущества как дополнительная защита.



Возрождение первого КрАЗа

С 1959-го по 1967 г. было выпущено 11 630 автомобилей КрАЗ-222. До того как у автомобилей КрАЗ появилась собственная эмблема – красно-голубой гребешок на капоте и надпись «КрАЗ», первые самосвалы выпускали под брендом «Днепр», но это красивое символическое имя, к сожалению, не прижилось. К 60-летию автозавода холдинговая компания «АвтоКрАЗ» приняла решение восстановить самосвал КрАЗ-222 «Днепр». Задача оказалась куда более сложной, чем предполагалось.

Автогудронатор КДМ-333 на шасси КрАЗ-65101

Автомобиль 1960 г. выпуска был найден в одном из автохозяйств Украины почти полностью разрушенным. Его пришлось восстанавливать на основе частично сохранившегося оригинала, так как обычно эти машины в народном хозяйстве эксплуатировались до полного износа. Работу по реставрации автораритета поручили коллективу экспериментального цеха ХК «АвтоКрАЗ», специалисты которого занимаются созданием опытных образцов автомобилей КрАЗ. Чтобы добиться главной цели – максимального соответствия самосвала той конструкторской документации, тем техническим требованиям и нормам, которые действовали в 1959 г., была проведена подробная техническая экспертиза. Кроме идентичности стояла также задача получить работоспособный автомобиль.

Значительное время заняли подготовительные операции по восстановлению существующих, поиску и изготовлению недостающих узлов и деталей. Основной для восстановления автомобиля была оригинальная конструкторская документация. Помогли многочисленные фотографии тех далеких лет.
Работу начали с реставрации рамы, при этом некоторые утраченные поперечины были сделаны вновь по старым чертежам. Раздаточная коробка, мосты, другие элементы трансмиссии – все оригинальное, только восстановленное.

К сожалению, не удалось найти переднюю ось, рессоры, крылья, радиатор самосвала, поэтому их изготовили в точном соответствии с чертежами. Цвет самосвала подобрали в тон тому, в который окрашивали КрАЗы в прежние годы.

Автомобиль-самосвал «Днепр-222» предназначен для работы с экскаваторами, оснащенными ковшами вместимостью 3 м3, и перевозки строительных сыпучих материалов. Колесная формула – 6х4. Двигатель – рядный двухтактный шестицилиндровый дизель ЯАЗ-М20611 мощностью 180 л.с. при 2000 мин-1. Коробка передач – механическая пятиступенчатая. Раздаточная коробка – двухступенчатая, соединена с коробкой отбора мощности, предназначенной для привода гидронасоса механизма поднятия платформы. Кабина металлическая с деревянным каркасом. Рулевое управление с пневмоусилителем. Грузоподъемность – 10 000 кг. Вместимость самосвальной платформы – 8 м3. Максимальная скорость – 47 км/ч. Расход топлива – 60 л/100 км.

К. Ушанов Основные Средства 12'2006 13 апреля 2007

Комментарии (0)