Парад гибридных грузовиков. IAA 2006

В. Семёнов

Международная выставка коммерческого транспорта, проходящая раз в два года в Ганновере, – крупнейшее событие для специалистов из многих стран, работающих в сфере перевозок и производства грузовиков. Ганноверский показ техники сочетает традиционную выставку с симпозиумом, знакомство с очередной музейной коллекцией грузовиков-ветеранов, тест-драйвами новых моделей. В 2006 г. свои новинки представили 1400 фирм-участников из 45 стран, а девиз смотра – «Грузовики: в движении к каждому», пожалуй, отражает ту огромную роль, которую играет автотранспорт в современном мире.

Mercedes-Benz Actros Space-Max

Именно к открытию крупных осенних грузовых мотор-шоу авторитетное международное журналистское жюри подводит итоги традиционных конкурсов «Грузовик года» и «Фургон года». В этом году Грузовиком года стал магистральный тягач DAF XF105, а Фургоном года – Ford Transit. В обоих конкурсах конкуренция была сильной. В результате подсчета голосов DAF XF105 набрал 86 баллов, Renault Premium – 61, Volvo FL – 31, Volvo FH16 (600 л.с.) – 28, MAN TGM – 15, DAF LF – 7 баллов. На лидерство в конкурсе «Фургон года» претендовали пять номинантов. В итоге Ford Transit выиграл с 60 баллами. На 2-м месте оказался Citroёn Jumper (вместе с унифицированными «братьями» FIAT Ducato и Peugeot Boxer), на 3-м – новый Mercedes-Benz Sprinter, на 4-м – IVECO Daily и на 5-м – Volkswagen Crafter.

Знакомство с новинками IAA 2006 мы проведем, сгруппировав их по объединяющим признакам: так будет легче сориентироваться в тенденциях, которые преобладают сегодня в европейском и мировом автопроме.

Новые семейства грузовиков

2006 г. войдет в историю как год одновременного обновления модельных семейств трех крупнейших производителей грузовых автомобилей: компаний DAF Trucks, Renault Trucks и Volvo Trucks. Первенцем нового модельного ряда DAF стал магистральный тягач XF105, выпуск которого начался в январе 2006 г.; в мае запущены в производство обновленные серии LF и CF. Все грузовики благодаря применению технологии селективной нейтрализации отработавших газов удовлетворяют нормам Euro 4 и Euro 5. Их заново разработанные четырех- и шестицилиндровые дизели Common Rail отличаются увеличенными значениями максимального крутящего момента, высокой эластичностью и экономичностью в работе. Все модели получили обновленные кабины с улучшенным интерьером, более совершенные агрегаты трансмиссии, интервалы между заездами на станции техобслуживания значительно увеличились.

Многоцелевой автомобиль Mercedes-Benz Unimog U20

В 2006 г. Renault Trucks завершил полную смену модельного ряда грузовиков. Обширная экспозиция на площади 3000 м2 знакомила специалистов с представителями новых семейств «Малотоннажные автомобили», «Развозные грузовики», «Грузовики для строительства», «Магистральные тягачи» и с новой гаммой дизелей серии DXi. Первым в 2004 г. из семейства Renault Trucks обновили грузовик Mascott. В Ганновере посетители стенда познакомились с новейшими версиями Master, а руководство компании обнародовало скупые официальные сведения о появлении третьего модельного ряда в группе «Малотоннажники»: его основоположником должен стать городской грузовик с кабиной над двигателем, который дилерам Renault Trucks будет поставлять дочернее отделение Nissan. Модель, унифицированная с новинкой фирмы – грузовиком Cabstar, должна получить оригинальную переднюю панель и дополнить линейку автомобиля Renault в 2007 г.

В Ганновере дебютировало обновленное семейство грузовиков Volvo серий FL и FE. Компания завершила цикл замены всех производимых модельных рядов (серия FH16 с 660-сильным двигателем увидела свет в феврале 2006 г., грузовики серий FH и FM обновлены в сентябре 2005 г.). Грузовики новой серии FE (ранее компанией не производились) заняли нишу чуть ниже семейства FM и предназначены для региональных и относительно легких строительных перевозок. Новые модели серии FL пополнились городским развозным фургоном FL Citipro, оснащенным грузоподъемным задним бортом, в заводской фиксированной комплектации, поставляемым в кратчайшие после заказа сроки. Все новинки оснащены обновленными дизелями Euro 4 и Euro 5, новыми кабинами и электронными системами, повышающими уровень активной безопасности.

Всё
для дальнобойщиков

Тяговый электродвигатель в гибридном силовом агрегате размещается между дизельным двигателем и коробкой передач

С каждым годом все заметней стремление конструкторов и дизайнеров облегчить условия работы водителей-дальнобойщиков. Удобства для них в дальнем рейсе, эргономика водительского места стали одними из важнейших составляющих конкурентоспособности новой модели грузовика, так как напрямую влияют на эффективность эксплуатации транспортного средства. Не первый год на крупных европейских мотор-шоу производители магистральных тягачей демонстрируют экспериментальные образцы, кабины которых можно назвать «мечтой дальнобойщика». Дизайнеры собирают и изучают замечания специалистов, водителей и журналистов, с тем чтобы реализовать новые решения в серийной продукции фирмы. Такие экспонаты на выставках вызывают большой интерес. В Ганновере подобные «шоу-траки» показали DaimlerChrysler и Renault Trucks. Тягач Mercedes-Benz Actros Space-Max демонстрирует старания разработчиков кабины предоставить водителю-одиночке оптимальные условия для сна и отдыха в рейсе. Спальное место занимает в кабине «шоу-трака» центральное место, но днем в кабине просторно, поскольку полка встроена в заднюю стенку кабины и выдвигается с помощью электрогидравлического привода.

Настенные
плафоны индивидуального освещения с регулируемой яркостью создают атмосферу уюта. Высота крыши кабины достигает 4000 мм – это почти верхний предел законодательно установленной нормы. Благодаря стеклянному люку в кабину попадает много света. Светлая кожа и «ореховое дерево» в интерьере лишь подчеркивают уют и современный стиль «дома на колесах». Для полноценного дневного отдыха водитель может переместить свое кресло в зону, где обычно находится сиденье пассажира. Кресло вращающееся и идеально подходит для релаксации. И внешне «шоу-трак» производит положительное впечатление. Он окрашен белым «металликом», с массой хрома и внушителен и благороден одновременно. Основой «шоу-трака» стал серийный тягач Actros 1860 LS с коробкой передач power shift и дизелем мощностью 600 л.с.

Ford Transit – «Фургон 2007 года»

Французский исполин-тягач
Renault Magnum Vega – также
»шоу-трак», но в отличие от Mercedes у него есть перспектива добраться до дилерских центров в 2007 г. Компоновка высокой кабины весьма оригинальна. Так, за сиденьем водителя находится солидный многофункциональный блок, используемый для приготовления пищи и хранения вещей. В нем есть DVD-проигрыватель, игровой мультимедийный блок, кипятильник, платяной шкаф, и он же играет роль лестницы. Водитель может, отдыхая, смотреть фильмы на плоском экране LCD большого формата и слушать аудиосистему Hi-Fi-класса. Поворотное кресло пассажира можно сдвинуть вдоль машины, что облегчает перемещение экипажа в кабине. Особое внимание уделено внутреннему освещению: голубоватый общий свет гармонирует с внешним обликом окрашенного в черный цвет грузовика. В кабине нашлось место и люминесцентным лампам с диодами LED. К оригинальным решениям экстерьера можно отнести эмблему фирмы на передней панели, помещенную в светящийся овал, а также тонкую линию голубоватого цвета по периметру кабины и на боковых обтекателях. Очень интересно выглядят фонари тягача на задних крыльях. Что из этого богатства нетрадиционных идей дойдет до реально выпускаемого для продажи грузовика, покажет время.

Грузовики
для плохих дорог

Одновременный дебют в Ганновере значительного числа вездеходов повысил интерес к теме. В Европе полноприводные грузовики популярны на строительных работах, при ремонте дорог, очистке их от снега, перевозке товаров в гористой местности, тушении пожаров – везде, где требуются максимальное сцепление с дорогой и повышенная проходимость. Конструктивные решения полноприводных трансмиссий вездеходов разнообразны и свидетельствуют о том, что инженеры еще не выработали унифицированного подхода к этому вопросу. Так, полноприводная версия Ford Transit отличается тем, что имеет бесступенчатый подвод крутящего момента на передние колеса при постоянном приводе на задние колеса.

Renault Premium Distribution 2006 г.

Управляемая электроникой муфта свободного хода подключает передние колеса в сложных дорожных условиях, повышая безопасность движения и тяговые свойства автомобиля. Привод на все колеса нового полноприводного грузовика семейства IVECO Daily неотключаемый, а для повышения проходимости автомобиля трансмиссия включает три блокируемых механических дифференциала: один межосевой и два межколесных на обоих мостах.

Среднетоннажные грузовики MAN TGM (4х4) предлагают
в вариантах с подключаемым передним мостом и постоянным полным приводом. Во втором случае грузовики оборудуют электронной системой распределения крутящего момента между осями и системой управления блокируемыми дифференциалами, которые регулируют тягу на обоих мостах в зависимости от дорожных условий. Компании Mercedes-Benz и VW также на выбор покупателю предлагают два варианта трансмиссий своих полноприводных новинок: малотоннажников Sprinter и Crafter.

Для автомобилей, постоянно эксплуатирующихся в условиях бездорожья, специалисты компании предлагают версии с принудительно подключаемым передним мостом и раздаточной коробкой, имеющей ряд передаточных чисел. Более дорогие версии, рассчитанные на скоростное движение по заснеженным автомагистралям, оснащают электронной системой распределения тяговых сил 4ETS, исключающей необходимость в блокируемых механических дифференциалах. На сухом асфальте соотношение между моментами на переднем и заднем мостах поддерживается 35:65. При пробуксовке одного или нескольких колес система притормаживает их и одновременно переносит крутящий момент на колесо, имеющее лучшее сцепление с дорожным полотном.

Из полноприводных новинок отмечу новый Mercedes-Benz Unimog модели U20, самый компактный в обширном семействе. Автомобиль с базой всего 2700 мм создан для работы в тесных складских помещениях, городских дворах и т. п. Диапазон скорости от 1,5 до 90 км/ч обеспечивает 16-ступенчатая трансмиссия. Unimog U20 оснащен оригинальной комфортабельной кабиной и 196-сильным, 4,25-литровым дизелем и широким спектром навесного оборудования, которое доступно для покупателя с первых дней продаж U20.

Nissan Cabstar

Японцы наступают
на Европу

С каждым годом в Старом Свете укрепляются позиции японских производителей легких грузовиков. Высокое качество изготовления, надежность и неприхотливость в обслуживании снискали им уважение у транспортных компаний и индивидуалов-перевозчиков. На выставке в Ганновере свои новинки демонстрировали три фирмы: Mitsubishi FUSO (концерн DaimlerChrysler), Nissan (располагающий собственным заводом в Испании) и Isuzu. Первая представила последнюю версию среднетоннажника Canter полной массой от 3,5 до 7,5 т, дебютировавшую в конце 2005 г. Грузовик по праву считают наиболее безопасным для водителя при фронтальных столкновениях. Хотя кабина и расположена над передней осью, это действительно так. Уникальная конструкция усилителей пола откидывающейся вперед кабины вместе с энергопоглощающими продольными балками кабины, наряду со специальными легкосъемными при ремонте энергопоглощающими лонжеронами передней части рамы гарантируют высокий уровень пассивной безопасности при фронтальных столкновениях. В стандартное оснащение грузовиков входят две подушки безопасности, ремни с натяжителями, высокопрочные двойные замки дверей кабины, АБС, дисковые тормоза на всех колесах. Модели полной массой до 3,5 т снабжают дизелями мощностью 110, 125 и 145 л.с., дизели оснащены турбонаддувом с переменной геометрией турбины и системой Common Rail. Варианты полной массой от 6,0 до 7,5 т комплектуют более мощными турбодизелями – 145 и 180 л.с. Интересно, что грузовики производят с кабинами шириной 1695 и 1995 мм при соответствующих разных значениях колеи.

Компания Nissan впервые показала новое семейство Cabstar аналогичной компоновки, но с более стильной и оригинальной кабиной. Грузовики грузоподъемностью 2,8...4,5 т оснащают 2,5-литровым дизелем Common Rail мощностью 110 или 130 л.с., а также 3-литровым 150-сильным турбодизелем. Среди характерных конструктивных особенностей новинки – передняя независимая подвеска с поперечной рессорой, задняя подвеска моста на параболических рессорах, дисковые тормоза на всех колесах, система Easy Hill Start, помогающая водителю при начале движения в гору после остановки.

Volkswagen Constellation

Компания Isuzu привезла новые грузовики серии N и пикапы D-max. Грузовики предлагают в Европе с четырьмя размерами колесных баз, трех- и семиместными кабинами, двумя дизельными двигателями, развивающими мощность 110 и 140 кВт при рабочем объеме 3,0 и 5,2 л. Планы руководства фирмы весьма амбициозны: в ближайшие годы общий объем продаж грузовиков и пикапов должен составить 35 тыс. автомобилей.

Новые имена

Среди стендов известных во всем мире автомобильных компаний на выставке была экспозиция производителей, ранее никогда не участвовавших в крупных европейских стендах техники. Стоит познакомиться с тремя из подобных новичков, тем более, что в скором времени автомобили, собранные на заводах этих фирм, уже появились или могут появиться и на российских дорогах.

Компания International Truck Alliance (INTRALL) учреждена в 2002 г. в Великобритании. Она приобрела завод по производству малотоннажников в польском Люблине и в 2007 г. расширит свой модельный ряд новым семейством фургонов и бортовых грузовиков под названием LUBO. В Ганновере демонстрировали экспериментальный прототип представителя этого семейства, который будет насчитывать шесть версий. В качестве силовых агрегатов предусмотрено применение моторов IVECO, VM и др.

Неожиданностью для специалистов стало решение руководства концерна Volkswagen начать экспорт в Европу тяжелых грузовиков семейства Constellation, выпускаемых заводом в Бразилии. Представленный в Ганновере магистральный тягач предназначен для работы в составе автопоезда полной массой 40,0 т. В откидываемой вперед кабине водитель ростом 195 cм может стоять, не задевая потолка. Среди оборудования кабины – кондиционер, много вещевых ящиков, кушетка для отдыха длиной 2,0 м. Тягачи комплектуют дизелями в 250 или 320 л.с. и коробками передач ZF.

Самосвал MAN серии Сargoline, собранный в Индии

На стенде MAN впервые можно было увидеть продукцию компании, собранную в Индии. Специальная комплектация тягача и самосвалов с колесной формулой 4х2 и 6х4 рассчитана на тяжелые дорожные условия и отлично подходит для работы в запыленной местности. По мнению инженеров MAN, качество их изготовления полностью соответствует жестким требованиям. Возможно, их тоже будут экспортировать в Россию.

Силовые агрегаты
будущего

Выставка 2006 г., как никакая другая за последнее время, показала, как далеко инженеры автомобильных компаний продвинулись в вопросе создания перспективных моделей с гибридными силовыми агрегатами. По мнению специалистов Volvo Trucks, подобные автомобили, несмотря на более высокую стоимость, должны появиться на рынке через 5...8 лет. Главное преимущество машин заключается в экономии топлива и кардинальном снижении вредного воздействия на окружающую среду.

Конструкторы Volvo Trucks и показали в Ганновере гибридный силовой агрегат для автомобилей большой грузоподъемности. Он работает по так называемой «параллельной» схеме и состоит из дизеля D9B и электродвигателя, способных передавать крутящий момент по отдельности. Особенно эффективен гибридный агрегат при эксплуатации грузовика в городе. Энергия торможения у него способствует пополнению заряда аккумуляторов, а экономия дизельного топлива может достигать 35%, что благотворно влияет на снижение объема вредных выбросов в атмосферу и уменьшение уровня шума. Еще больший эффект в вопросе снижения токсичности достигается при переводе дизельного двигателя на биотопливо. В этом случае полностью устраняются выбросы азота в атмосферу.

ISUZU серии N

Опытные образцы гибридных грузовиков демонстрировались на стендах фирм Nissan, Mitsubishi и др. Причем DaimlerChrysler представил три модели, созданные на базе малотоннажника Sprinter, оснащенные различными перспективными силовыми агрегатами. На первой их них установлен специальный стартер, который отключает двигатель автомобиля на остановках и мгновенно (и бесшумно) заводит его при начале движения.

На втором образце электродвигатели помогают двигателю внутреннего сгорания при запуске и резком ускорении. Третий образец отличается тем, что его движение обеспечивает исключительно электропривод, включающий электродвигатель и аккумуляторы. Преимущество этого варианта: возможность движения на короткие и средние расстояния только с помощью электрической энергии, почти бесшумно и не отравляя атмосферу.