Наши в Малаге

Л. Малютин

В основе предложенной сотрудником корпорации Бобом Вудли концепции конкурса Operators Challenge («Лучший оператор») – идея выдвинуть человека, т. е. оператора, на первый план, а то все говорят только о железе – такая-то мощность, производительность, экономичность, размер шин. О главном – о человеке, операторе как-то забыли, заслонило железо человека, а ведь именно он вдыхает в машину жизнь.

Что такое бульдозер без бульдозериста? Просто груда металлолома, только место занимает. Вот и решили посмотреть, а что получится, если в элементарное копание земли этим самым железом привнести истинно человеческие мотивы – дух соперничества, спортивного состязания. Первый конкурс, как показала история, оказался не просто очень удачным опытом, изначально рассматривавшимся как оригинальный маркетинговый ход в нелегкой борьбе корпораций за кошелек покупателя, но сразу стал событием значительным, уникальным в масштабах огромной отрасли.

Спортивность и демократичность мероприятия также подтверждает отсутствие допинг-контроля и предвзятого судейства. Участвовать может любой оператор независимо от возраста, пола и веса. Важна только квалификация, важна способность «на лету» освоить новую машину. Это соревнование операторов-универсалов. Особенно остро эту особенность конкурса прочувствовала наша сборная команда из представителей России, Белоруссии и Монголии.

Несколько слов об организации. Напомню, что в этом году оставили десять тестов: бульдозер D8T, мини-экскаватор 305C, гусеничный мини-погрузчик 277B, большой погрузчик 990H, экскаватор с крабовым захватом 328D, средний погрузчик 950H, экскаватор-погрузчик 434E, сочлененный самосвал 730 и колесный экскаватор M313C – много новых моделей, с которыми большинство участников вряд ли знакомы. Десятый тест Learning systems («Обучающие системы»), который и тестом назвать трудно, проводился впервые и носил скорее ознакомительный, а может быть, даже и рекламный характер.

Инструктор показывал, как следует отбирать пробы масел, как выбирать и менять зубья на ковше и как пользоваться GPS. Затем участник повторял эти манипуляции, а пробы масел относил в лабораторию, где по результатам анализа должен был поставить машине диагноз. За этот тест назначали 50 баллов (это много). Баллы снимали за невыполнение упражнений, за жестокое обращение с машиной и нарушение техники безопасности. За соблюдением последнего пункта в течение всего конкурса следили строго и педантично. Оператор должен пристегивать ремень безопасности, соблюдать все инструкции техники безопасности, поднимаясь и выходя из машины, иметь три точки опоры и т. д. Так, баллы снимали за то, что оператор спрыгивал с нижней подножки, отпуская поручень, т. е. не имел трех точек опоры.

Все участники были заранее разделены на десять международных команд и при подведении итогов называли лучшую из них. Перед тестом командам показывали видеозапись и рассказывали об условиях теста. Каждый участник в течение некоторого времени предварительно разминается рядом с тестовой площадкой на машине, однако на тест ему могут предоставить совсем другую машину, потому-то эти соревнования и названы самыми трудными на земле.

Отбор участников проводят дилеры Caterpillar в своих регионах, они же сопровождают победителей региональных конкурсов в Малагу в качестве переводчиков и группы поддержки. В этом году в России конкурс организовал только один дилер – ООО «Восточная Техника» и проводил его на базе предприятий АК «Алроса» на той технике, что оказалась под рукой: гусеничном экскаваторе 325С, погрузчике 966G, колесном экскаваторе М322С и погрузчике с бортовым поворотом 246В и в Барнауле с участием операторов предприятий Сибирского региона.

Слева направо: Владимир Борис, Сергей Болячий,
Дашцеденджен Батчулун, Руслан Аубакиров

Они соревновались на семи машинах: самосвале 785В, бульдозере D9R, гидравлическом экскаваторе 325В, погрузчике с телескопической стрелой ТН560В, колесном бульдозере 824, колесном погрузчике 988G и колесном экскаваторе М318. Число и состав моделей отдаленно напоминают тот, что встретил в Малаге (но в этом-то и состоит суть конкурса – никогда не знаешь, что будет в Малаге, а семь машин для тренировок – это уже хорошо) победителей из регионов, а ими стали Сергей Болячий и Руслан Аубакиров.

У дилера «Цеппелин Беларусь» соревнования прошли на экскаваторе 318CL, экскаваторе-погрузчике 428E, мини-погрузчике 226В и мини-экскаваторе 302.5. Выиграл Владимир Борис.

Основная проблема нашей команды, как отметил ее капитан Александр Владыкин, это отсутствие подготовки к конкурсу, отсутствие тренировок. Причина – нежелание руководителей предприятий отвлекать лучших операторов и технику от насущных производственных проблем. И их можно понять.

Наши конкурсанты вышли победителями в серьезной борьбе среди 107 лучших операторов, участвовавших в региональных конкурсах. Они – асы в работе на технике Caterpillar, но, увы, не на всех ее типах. Руслан Аубакиров работает на 340-тонном экскаваторе Liebherr с «прямой лопатой» – машина солидная. Однако на конкурс подобная машина вообще не была заявлена (а конкурс-то на Caterpillar!), но мини-экскаватор похож на него только названием. Сергей Болячий мастерски работает на карьерном погрузчике, такой же был и на разминке в Малаге. А конкурсная машина и классом выше, и с другой стрелой, и с джойстиковой системой управления, и стало быть, нюансы работы на ней другие. Дома ему предоставили возможность потренироваться на бульдозере, однако не на Caterpillar. Владимир Борис работает на «320-м» экскаваторе и пробовал на погрузчике – на Liebherr, а на грузовике не ездил, поэтому тест на сочлененном самосвале стал для него камнем преткновения.

Фигурное катание на 950Н

Александр Владыкин отметил, что самыми сложными оказались тесты на гусеничном мини-погрузчике, экскаваторе с крабовым захватом, сочлененном самосвале и большом погрузчике, т. е. на машинах, на которых они никогда не работали.

Да, наши парни не робкого десятка, настоящие спортсмены. Подавляя пессимизм, они боролись до последнего, но, увы, в призеры не вышли. Под жестким психологическим прессингом они на равных соперничали с лучшими операторами Европы, прошедшими куда более многочисленные отборочные соревнования, и показали далеко не последние результаты.

История нашего четвертого – монгольского члена команды складывалась иначе. Дашцеденджен Батчулун выиграл соревнования, проведенные дилером «Вагнер Азия», которые почтил своим присутствием министр. Далее судьба Батчулуна решалась на самом высоком уровне. Ему предоставили возможность по два дня тренироваться на каждом из видов техники, заявленных на конкурс. И вот результат: Батчулун сразу вырвался вперед, опередив остальных наших конкурсантов на сотню очков, а в итоге завоевал 38-е место. Очень и очень неплохо для дебюта. Теперь он не будет сидеть за рычагами, а станет учить этому других – его назначили инструктором. Вот это подход, вот это стимул! Российским дилерам есть на кого равняться.

Что же дальше? По какому сценарию будут развиваться события в следующем году? Или еще раз повторим то, что было и в этом, и в предыдущие годы, или учтем опыт, будем тренироваться и получим более весомые результаты. Тем более, что Дашцеденджен Батчулун показал, как это делается.



Историческая справка. В 1998 г. корпорация Caterpillar провела среди операторов техники Caterpillar на своем полигоне в Малаге первый пробный конкурс European Operators Competition, в котором участвовали 35 (!) человек из шести европейских стран – Бельгии, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии и Великобритании.

Конкурсанты отрабатывали задания на машинах восьми разных типов. Точность и время выполнения каждого теста оценивали по балльной системе. Баллы суммировали и набравшего максимальную сумму объявили победителем. Им стал «горячий» финский гонщик Янни Леппанен. Успех мероприятия и интерес со стороны общественности вдохновил организаторов сделать конкурс ежегодным и расширить географию участников, эта задача возлагалась на дилеров.

В 1999 г. список стран – участниц конкурса пополнили Чехия, Германия, Дания, Венгрия, Италия, Ирландия и Нидерланды. Из 40 операторов победителем снова вышел Янни Леппанен.

В 2000 г. эстафету приняли Польша, Словакия и Швейцария, число операторов возросло до 45, а количество тестов – до девяти. Поддержав начинание соотечественника, победил сын Страны тысячи озер Ханну Янтунен.

Конкурс-2001 не принес сенсаций. В девяти тестах участвовали 39 операторов из 11 стран. Победил Пер Ивар Винснес из Норвегии. Конкурс 2002 г. ознаменовался увеличением числа тестов до десяти и концом скандинавской эпохи. Пьедестал почета займет Тон Вердам из Нидерландов и будет удерживать его еще два года. Всего же соревновались 45 операторов. В 2003-м в конкурсе, переименованном в Operators Challenge, участвовали 46 операторов из 14 стран.

В 2004 г. конкурс перестает быть сугубо европейским. Впервые в нем участвовали россияне, а также представители Монголии и Арабских Эмиратов, всего 50 человек. В 11 тестах снова победил Тон Вердам, а первый чемпион – Леппанен взял «бронзу». Наше участие не было отмечено громкими успехами, но, как говорил классик, «главное – начать».

Батчулун на экскаваторе-погрузчике

2005 г. стал самым представительным – 65 операторов из 26 стран. И долгим – 12 тестов. Список участников расширили Босния, Хорватия, Португалия, Румыния, Сербия, Словения, Испания, Турция, Украина. На этот раз молодой голландский спортсмен Питер Ван Шайк потеснил именитого соотечественника на второе место. Наша команда участвовала, но в число призеров не вошла.

В 2006 г. число тестов сократили до десяти. Приехали 56 операторов из 25 стран. Не было команды Украины, зато прибавилась белорусская. Вторая победа Питера Ван Шайка не стала неожиданностью. Экс-чемпион Тон Вердам участвовал, но на другой стороне – на стороне судейской коллегии. Он ушел из большого спорта, решив делать карьеру в шоу-бизнесе – стать профессиональным демонстратором техники Caterpillar.