Доркомэкспо-2006 Парад на Васильевском спуске

Ю. Петров

Традиционную встречу работников коммунальной, дорожной и строительной сфер у стен древнего Кремля на этот раз решено было проводить на месяц раньше – в конце апреля, до начала сезона отпусков. И пока закрытая для праздношатающихся Красная Площадь готовилась к параду 9 мая, Васильевский спуск уже принимал свой парад спецтехники.

Масштабы форума значительно возросли – теперь «Доркомэкспо-2006» включает в себя несколько выставок, охватывающих почти весь спектр продукции и услуг для городского хозяйства: инженерное оборудование для жилых зданий, комплексные решения по благоустройству городских территорий, информационные системы, отделочные материалы, инструмент, дорожные машины, строительная техника, подъемно-транспортное и коммунальное оборудование. Впору говорить о нехватке выставочных площадей – Васильевский спуск с трудом вместил всех желающих.

Центральное место в открытой экспозиции занимали машины для коммунального сектора. Производители техники после обновления модельного ряда в период 2000–2002 гг. сосредоточились на унификации модельного ряда и расширении существующего производства. Однако год 2006-й может стать переломным в сознании потребителей, поскольку сейчас им предложены совсем новые типы и виды машин. Например, московское НПК «Коммаш», известное как производитель мусоровозов, вакуумных подборщиков, подметально-уборочных и комбинированных машин, сконструировал автомобиль для мойки мусоросборных контейнеров вместимостью 0,8 и 1,1 м3. Новинка – машина ТГ-100 базируется на шасси КамАЗ-43253 (4х2) и по внешнему виду напоминает мусоровоз с задней разгрузкой. Моечная камера вместимостью 3 м3 позволяет за час обработать до 30 контейнеров.

Принципиально новую машину спроектировал ВНИИСТРОЙ-ДОРМАШ – это передвижная снеготаялка на шасси бункеровоза Коммаш КМ-43001 с портальным механизмом загрузки кузова. Ее применяют для утилизации снега в условиях, когда его вывоз нецелесообразен или затруднен. Бункер загружают мини-погрузчиком. Снеготаялка перерабатывает за час 10...12 м3 снега. В качестве источника тепловой энергии используется дизельное топливо.

В планах института – создание самоходной снеготаялки производительностью до 20 м3/ч с фрезерно-роторным питателем и скребковым транспортером. Был презентован также скребковый рабочий орган для установки на мини-погрузчик Bobcat. Телескопическая стрела смонтирована на П-образной стреле мини-погрузчика с бортовым поворотом и напоминает телескопическую стрелу экскаватора-планировщика, но вместо ковша на оголовье стрелы смонтирован скребок для снега. Для мини-погрузчиков ВНИИСТРОЙДОРМАШ разработал шлейф навесного оборудования для нанесения противогололедных материалов, уборки снега и очистки тротуаров летом.

Оригинальную концепцию мусоровоза предложило ЗАО «Вторсырьепереработка», являющееся учредителем некоммерческого информационно-просветительского фонда «Чистая Москва». Совместно с компанией «Солид ПС» был подготовлен мусоровоз «Омега» на шасси ГАЗ «Валдай».

Самосвальный кузов ковшового типа на 7,0 м3 оборудован люками для загрузки мусора вручную, а в задней части предусмотрен кантователь мусоросборных контейнеров вместимостью от 120 л до 1,1 м3, приводимый в действие от коробки отбора мощности.

Фактически машина представляет собой итерацию стандартного мусоровоза на шасси среднетоннажного ГАЗ-3307 той же грузоподъемности (3605 кг), но с некоторыми оговорками: упрощенная схема мусоровоза и малая металлоемкость позволили снизить цену, а небольшие размеры (7,55х2,643х2,56 м) делают ее незаменимой в городах с исторически сложившейся стесненной планировкой (так, в Анапе уже работает несколько машин).

Новая погрузочно-уборочная машина ПФС-075 БКУ производства ООО «Беловеж-Техно»

Производители спецтехники все охотней используют новые шасси для расширения типажа модельного ряда. Арзамасский завод «Коммаш», начав выпуск низкорамных автомобилей Камского и Минского автозаводов, освоил сразу три новинки – вакуумные машины КО-523Б на шасси МАЗ «Зубрёнок» (437041), КО-515А (КамАЗ-4308) с 5-кубовой цистерной для очистки выгребных ям и мусоровоз КО-440-4К также на шасси КамАЗ-4308 с боковой загрузкой и грузоподъемностью 11-кубового кузова 4,35 т (при полной массе 7 т). Фактически эти машины с сопоставимыми техническими характеристиками представляют собой удачную замену спецтехники на шасси ЗИЛ-4333.

Группа компаний «Экомтех» на заводе РАРЗ освоила выпуск сразу двух мусоровозов на шасси КамАЗ-53605: МКЗ-4605 с боковой загрузкой и МКЗ-4602 в исполнении с кантователем для контейнеров вместимостью 0,12...1,1 м3 и портальным механизмом грузоподъемностью 300 кг, что позволяет опорожнять большегрузные бункера-накопители вместимостью до 7,8 м3.

Швозаливщики компании «Коминвест-АКМТ» ЭД-35М и ЭД-135М

Выставка «Доркомэкспо-2006» за время своего существования не обходилась без значимых премьер новых производителей. В этот раз к когорте продуцентов примкнула компания «Коминвест- АКМТ», начав производство вакуумно-уборочных машин Johnston серии VT на шасси МАЗ-5551. В планах компании – выпуск нескольких моделей: VT500, VT650, VT800. Все модели могут быть выполнены на шасси двухосных автомобилей МАЗ и КамАЗ 4х2. В гамме предусмотрен также высокопроизводительный аэродромный «пылесос» JB VT800 на шасси КамАЗ-53605.

На стенде были представлены и два заливщика швов для дорожно-ремонтных работ. Они изготовлены на шасси одноосных специализированных прицепов Alko Kober и различаются типом привода: ЭД-35М – от внешнего источника питания напряжением 380 В, что позволяет его использовать в помещении, а ЭД-135М для нанесения резинобитумной мастики укомплектован собственным дизелем. Последняя модель, предлагаемая «Коминвест-АКМТ», также поставляется в самоходном «переднеприводном» исполнении – гидропривод осуществляется на переднее опорное колесо, которое «по совместительству» является управляемым (предусмотрено рулевое управление для оператора).

Процент высокопроизводительных специализированных уборочных машин, несмотря на расширение типажа в общем парке дорожной техники, остается на уровне 10...15%. Увеличение их продаж компенсирует высокий спрос на легкое навесное оборудование к тракторам и самосвалам. Происходит это по нескольким причинам: высокопроизводительные машины для содержания дорог не всем по карману и не всегда адекватны поставленным задачам, а навесное снегоуборочное оборудование, распределители противогололедных материалов, устанавливаемые непосредственно в кузов грузового автомобиля, а также навесное оборудование для тракторов не требуют регистрации в ГИБДД.

Передвижная снеготаялка ВНИИСТРОЙДОРМАШа на шасси бункеровоза «Коммаш КМ-43001»

Из производителей навесного тракторного оборудования новинки показали «Амкодор», «Беловеж-Техно», «Дормаш», «Дорэлектромаш» и др. «Дорэлектромаш», кстати, постоянно расширяет свое присутствие на рынке России, ежегодно увеличивая продажи. На стенде был представлен практически весь шлейф навесного быстросъемного оборудования: навесная фреза ДЭМ-121, модернизированный снегоуборочный шнекороторный рабочий орган ФРС-200М, уборочно-погрузочное оборудование для машины ТУМ-180П, дисковый асфальторез, цепной экскаватор ЭЦУ-150, сварочная установка УС, ямокопатель ДЭМ-112 с глубиной бурения до 1,3 м, обновленный экскаватор-погрузчик ДЭМ-114 на шасси колесного трактора «Беларус-920» и другая продукция. С 2006 г. предприятие начало производство экскаватора ДЭМ-1142 с бульдозерным поворотным отвалом.

Большой спектр колесной тракторной техники традиционно представили крупнейшие тракторные заводы ЧТЗ, МТЗ, ЛТЗ и ВТЗ, но теперь к ним добавились и китайские производители, которые также начали продажи фронтальных погрузчиков, уплотнителей, грейдеров и тракторов с навесным экскаваторным, бульдозерным и погрузочным оборудованием. Набирает силу популярность универсальных тракторов и агрегатов. Теперь компанию моделям «Беларус Ш-406», ВНИИСТРОЙ-ДОРМАШ и ставшему постоянным экспонентом на специализированных выставках Unimog’у составляют тракторы Trackless MT серии V и малогабаритные машины Magma.

Мусоровоз «Омега» с кузовом ковшового типа SAT 700, смонтированным на шасси ГАЗ «Валдай», оборудован кантователем контейнеров

Интерес иностранных участников к российскому рынку растет с каждым годом. К компании варягов-застрельщиков Bobcat, Boschung, Bucher, Mulag, New Holland, Roadtec, Schwarze, Schmidt, Terra на этот раз добавились Ecopress, Giletta, Liugong и Zoomlion. Этот год ознаменовался еще двумя пусть малозначительными, но все же знаковыми событиями – на российский рынок вернулись Schorling и FAUN.

«Доркомэкспо» не обошлась без новинок для строителей. ОАО «Ирмаш» обнародовало данные по новой модели самого тяжелого отечественного мини-погрузчика КМ-1250, который будут поставлять в четырех исполнениях под общим обозначением КО-725. Новинку эксплуатационной массой от 4,35...5,0 т (в зависимости от комплектации – ковш, грузовые вилы, роторный или плужный снегоочиститель) предполагается комплектовать двигателем Д-243.

Активно ведут себя орловские машиностроители – «Дормаш» и ЗАО «Погрузчик», которое выставило обновленную версию одноковшового фронтального погрузчика ПК-33-02-00 с 1,8-кубовым ковшом с каркасом безопасности FOPS/ROPS кабины и модернизированным капотом. На выбор заказчика машину комплектуют 100-сильным дизелем Д-245 или Д-260-2 мощностью 130 л.с. Полная масса увеличена с 9,25 до 10 т, а номинальная грузоподъемность – с 3,3 до 3,5 т.

Первая отечественная комбинированная каналопромывочная машина ДКТ-255 на четырехосном шасси КамАЗ-6540

Известный производитель оборудования для механизации горных работ Копейский машиностроительный завод дорожным и ремонтным службам известен благодаря поддирочным машинам АПМ и траншейным экскаваторам 2086 и АТ.00. 00.000. Сейчас предприятие освоило новый траншейный агрегат серии АТМ на базе трактора ЧТЗ Т-170 или Т-130, который может нарезать щели шириной 280 или 400 мм в плотных грунтах на глубину до 2 м.

Дмитровский экскаваторный завод постепенно расширяет гамму своей продукции: помимо землеройной техники (бульдозеры, экскаваторы, плуги, траншейные машины) здесь освоили выпуск навесных и самоходных вибрационных катков, баровых рабочих органов, фрез для скалывания льда (ФЛФ-1600) и скарификации дорожных одежд (ФЛН-2500). Завод теперь производит и плавающий трицикл на пневматиках низкого давления, в основе которого – ижевский мотоцикл «Иж Юпитер 5СБ 1-8.20» или «Урал» (ИМЗ-38.128.00011). Для передвижения по воде трицикл оборудован гребным винтом.

У отечественных производителей гидроманипуляторов явно кризис жанра: их продукции на коммунально-дорожных» выставках с 2003 года представлено мало либо нет вообще, что во многом объясняется ограниченной конъюнктурой. Производители вынуждены сконцентрироваться в узких секторах рынка спецтехники. Тем не менее с завидным постоянством свою продукцию выставляет великолук-ское ООО «Велмаш-С» в лице холдинговой компании «Подъемные Машины».

Кузовной мусоровоз КМ-13004 с кантователем для бункеров большой вместимости и машина ТГ-100 для мойки мусоросборных баков

По примеру многих иностранных производителей краново-манипуляторной техники на стенде нам показали сразу несколько манипуляторов, смонтированных на шасси полуприцепа КамАЗ. В ряду манипуляторов «Велмаш-С» были представлены и манипуляторы Соломбальского машиностроительного завода, и сменные рабочие органы: грузозахватные устройства, крюковые подвески, грейферы разных типов и назначения.

В последнее время наблюдается спрос на платформы-эвакуаторы с выдвижными манипуляторами для перевозки машин в полупогруженном состоянии. Подобные эвакуаторы, но большей грузоподъемности активно эксплуатируют сервисные компании автоперевозчиков и Мосгортранс. Однако сейчас к подобным машинам малой грузоподъемности проявляют интерес и другие потребители. Именно для них на шасси Renault Master был представлен эвакуатор Monza J Esteban, в основе которого подъемная вилка с ручным управлением изменения ширины захвата. Неоспоримое достоинство таких эвакуаторов в городе – их компактность и оперативность, поскольку оператору не требуется производить погрузочные и такелажные работы.

Отдельная экспозиция отводилась пассажирскому транспорту ГУП «Мосгортранс». Помимо троллейбусов и газодизельного ЛиАЗа были представлены новая аварийно-техническая машина на шасси грузовика МАЗ с подъемником для обслуживания воздушных линий контактной сети и малый автобус Volkswagen LT35, оборудованный гидрофицированным подъемным трапом для инвалидных колясок. В разработке этого автобуса, созданного по инициативе Департамента социальной защиты населения Москвы, участвовали ЗАО «Газпромкомплект» и ЗАО «КомТранс».