О влиянии уплотнений на надежность гидропривода
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore

СеМАТ 2005. Всемирный форум интралогистики

В. Антонов, главный редактор журнала «Склад и техника», фото автора

С 11 по 15 октября в Ганновере (Германия) прошла крупнейшая в мире выставка CeMAT 2005, посвященная технологиям складирования и обработки грузов. Впервые она была организована как самостоятельное мероприятие под названием «Всемирный форум интралогистики». Уже в первые дни выставки стало ясно, что цель организаторов – выделить все сферы деятельности, связанные с оборудованием и технологиями для внутренней логистики, достигнута: масштабы форума были внушительными, а число участников и посетителей превзошло все ожидания. На площади 75 тыс. м2 (заметим, что это почти двадцать таких выставок, как самая крупная в России «Склад. Транспорт. Логистика» в Экспоцентре) разместилось около тысячи экспонентов, а число посетителей составило примерно 50 тысяч.

Конечно, СеМАТ рассчитана прежде всего на европейский рынок, а в особенности на рынок Германии. Результаты статистических подсчетов показали, что немецкие экспоненты составляли примерно 57%. Треть участников прибыли из других европейских стран, 5% – из Азии. Значительная площадь экспозиций была у японских и южнокорейских компаний, а больше всего фирм представляло Китай – около сорока! С североамериканского континента приехали лишь 2% участников. На мой взгляд, наибольшее число иностранных стендов было у итальянских и шведских фирм, затем в порядке убывания – у компаний из Нидерландов, Бельгии, Франции, Великобритании и Австрии. Крупные производители погрузочной техники для склада – Linde, Still, Jungheinrich, Hyster, как и на предыдущей СеМАТ, расположились в собственных отдельных стендах-павильонах. Впрочем, экспозиции Daewoo, Toyota, Mitsubishi, Manitou, Schаfer и других известных фирм почти не уступали по масштабам.

Вместе с тем многие из очень известных предприятий в выставке не участвовали, например, лидеры в производстве напольного транспорта ТСМ, Komatsu, Crown, Shinko, Сaterpillar. За исключением автоматизированной техники, отсутствовали модели с финской маркой Rocla. Это и понятно – выставка, как я уже отметил, ориентирована прежде всего на европейского покупателя.

Дизельный погрузчик Veracitor Yale

Кроме того, японские компании имеют возможность представлять свою продукцию на ежегодной выставке СеМАТ Asia, которая теперь ежегодно проводится в Шанхае. Тем не менее на посетителей это обстоятельство не произвело, как я думаю, негативного впечатления, ведь масштабы выставки и без того были настолько огромны, что подробно ознакомиться даже с самыми интересными экспонатами не хватало времени. Мне, например, понадобилось только два дня на то, чтобы обойти все павильоны и сориентироваться, кто и где находится.

Интересно, что состав посетителей, по данным организаторов СеМАТ, был несколько иным, чем раньше. Примерно 35% прибыли на форум из-за пределов Германии, 11,1% – из Азии и 10,7% – из США. Действительно, число посетителей с азиатского континента удивляло. Любопытные китайцы (а может, представители других, близких им по крови народов с характерным разрезом глаз) попадались на каждом шагу. Они выщелкивали фотоаппаратами самые труднодоступные уголки оборудования, даже там, где это категорически запрещалось.

Отмечу еще один приятный факт. Впервые в выставке приняли участие российские фирмы и российские СМИ. Возможно, не всем им выставка принесла желаемый результат, но некоторые из них уже поспешили сообщить о первых итогах своего участия, например Национальная логистическая компания, отважившаяся на собственный стенд.

Электропогрузчик В16Х серии Pro-5 Doosan Daewoo

Интерес к ганноверской выставке подтвердило и возросшее в десятки раз число посетителей из России. Только через московское представительство Deutsche Messe в Ганновер выехало около 200 наших соотечественников. Можно предположить, что не меньше было и российских сотрудников представительств и дилеров зарубежных компаний, участвующих в СеМАТ.

Слово stapler можно перевести с немецкого как «штабелер» в самом широком смысле этого слова, т. е. подъемно-транспортное оборудование с вилочным захватом, предназначенное для обработки поддонов с грузами. Несмотря на значительное количество автоматизированных систем складирования, именно эта техника была представлена наиболее широко и на большем числе стендов. Ее выпуск во всем мире приобрел огромные масштабы и растет очень динамично, хотя в 2000–2003 гг. разразился экономический кризис, охвативший Европу, США и Японию. В 2004 г. продажи напольного транспортного оборудования по всему миру шли как никогда успешно – в целом его сбыт вырос на 17%. Результаты этого года будут, похоже, лучше: только в Европе с января по апрель было продано 101 тыс. ед. этой техники, что на 5% больше, чем в 2004 г. за тот же период. Прирост на этом континенте прежде всего связан с увеличением продаж на Востоке, тогда как в Западной Европе этот показатель до сих пор остается незначительным.

«Водородный» погрузчик Toyota

Похоже, что выход мировой экономики из кризиса положительно сказался на развитии этого сегмента техники. Поскольку в СеМАТ приняли участие все крупные немецкие компании, а также достаточное число зарубежных фирм, посмотреть здесь было на что. Самые известные изготовители напольного транспортного оборудования – концерн Linde и его дочерняя компания Still, компании Hyster и Yale, входящие в группу NACCO (США), на выставке в Ганновере не только продемонстрировали широкой общественности результат своих разработок последних лет, но и предложили принципиально новые концепции транспортного оборудования. Если говорить коротко, то общая идея состоит в построении по принципу детского конструктора – из определенного числа модулей, что позволяет при ограниченном числе основных элементов создать множество моделей, каждая из которых будет оптимально подходить конкретным условиям эксплуатации.

Особое внимание разработчики уделили аспекту эргономики в широком смысле слова. Именно рабочая сила является самым ценным (и дорогостоящим) фактором в логистике, и чем удобней чувствует себя оператор складского оборудования, тем больше поддонов он может перевезти и погрузить. И, разумеется, рабочий лучше поедет, чем пойдет пешком, а чем меньше тяжестей ему придется поднимать вручную, тем больше операций он способен выполнить.

Модель RX20 Still

По мнению Матиаса Фишера, руководителя службы сбыта концерна Junghеinrich, именно по этой причине в последние годы сильно вырос спрос на самоходные электротележки с платформой для оператора. Вообще все факторы, которые могли повлиять на повышение производительности складских процессов, являлись главными в исследованиях ведущих компаний. В новых разработках изготовители хотят не только улучшать эргономические аспекты, но повысить производительность и скорость при перегрузке. Так, глава немецкого филиала фирмы Toyota Фолькер Шюсслер заявил, что в сегменте электротележек с подъемными вилами ясно прослеживается тенденция к повышению скорости более 8 км/ч. Рынок требует в этом сегменте более гибкого и быстрого оборудования для склада, поскольку оно часто используется вместо вилочных погрузчиков.

Характерными примерами разработок, повышающих удобство работы и производительность, являются и такие элементы, как сервоуправление и объединение функций управления в джойстике, что стало новым стандартом для вилочных погрузчиков, технические решения компании Still (устройство боковой смены батарей на моделях погрузчиков RX), вращающаяся кабина на погрузчике Junghеinrich и другие решения.

Наиболее интересные и необычные модели, на мой взгляд, представили лидеры рынка. Самый живой интерес посетителей вызвали ричтраки (высотные электроштабелеры с выдвижной мачтой для работы с грузами на поддонах в узких межстеллажных проходах) концерна Linde.

Погрузчик с поворотной кабиной EFG D30 Jungheinrich

Модели серии X со специальными грузоподъемными мачтами предоставляют необычайно широкий для этого вида техники обзор зоны обработки груза. Модульную концепцию компании представляли новые самоходные электротележки с платформой для оператора Т20/24 SP-AP и узкопроходные высотные штабелеры для трехсторонней обработки грузов серии К.

Фирма Jungheinrich продемонстрировала уникальные четырехопорные вилочные электропогрузчики EFG D30 грузоподъемностью 3,0 т с вращающейся кабиной. После захвата груза на вилы кабина поворачивается на 180° так, что мачта остается сзади и не ухудшает видимость трассы. При этом не требуется разворачивать машину, а значит, увеличивается производительность и можно использовать более узкие транспортные коридоры.

Большой интерес посетителей выставки вызвали трех- и четырехопорные электропогрузчики серии RX компании Still c устройством для боковой смены аккумуляторных батарей, которую можно осуществлять с помощью одной гидравлической тележки. Этот же производитель представил две модели полностью автоматизированного оборудования для штабелирования грузов на поддонах собственной разработки.

На выставке появилась новая серия из шести моделей электропогрузчиков Doosan-Daewoo (хорошо известная у нас Daewoo в этом году поменяла название в связи со сменой владельца): трехопорных В15Т/ В18Т/ В20Т-5 (грузоподъемность 1,8...2,0 т) с питанием от батареи напряжением 36 и 48 В, а также четырехопорных В16Х/ В18Х/ В20Х (1,6...2,0 т, напряжение 48 В).

Модель Fortens Hyster

Эти машины – первенцы нового семейства Pro-5 Series – должны заменить серии B15/ 18/ 20T-2 Plus и B18/ 18/ 20X Plus, у них разные исполнения и опции. Модели новой серии характеризуются еще большей производительностью и комфортом при движении и работе, оснащены новыми кабинами, более узкими рулевыми колонками и приборной панелью, изготовленными из сверхпрочной пластмассы.

Из других экспонатов хотелось бы отметить очень близкие как по конструкции, так и по внешнему виду четырехопорные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания Fortens™ (Hyster) и Veracitor™ VX (компания Yale), а также опытный образец погрузчика на топливных элементах (водородный двигатель) японского концерна Toyota, который продолжил серию аналогичных машин Still и Hyster, уже проходящих испытания в реальных условиях эксплуатации. Было на СеМАТ много и других не менее интересных новинок, о которых невозможно рассказать в одной статье.

В. Антонов, главный редактор журнала «Склад и техника», фото автора Основные Средства 12'2005 30 марта 2006

Комментарии (0)