СеМАТ 2005. Всемирный форум интралогистики

В. Антонов, главный редактор журнала «Склад и техника», фото автора

С 11 по 15 октября в Ганновере (Германия) прошла крупнейшая в мире выставка CeMAT 2005, посвященная технологиям складирования и обработки грузов. Впервые она была организована как самостоятельное мероприятие под названием «Всемирный форум интралогистики». Уже в первые дни выставки стало ясно, что цель организаторов – выделить все сферы деятельности, связанные с оборудованием и технологиями для внутренней логистики, достигнута: масштабы форума были внушительными, а число участников и посетителей превзошло все ожидания. На площади 75 тыс. м2 (заметим, что это почти двадцать таких выставок, как самая крупная в России «Склад. Транспорт. Логистика» в Экспоцентре) разместилось около тысячи экспонентов, а число посетителей составило примерно 50 тысяч.

Конечно, СеМАТ рассчитана прежде всего на европейский рынок, а в особенности на рынок Германии. Результаты статистических подсчетов показали, что немецкие экспоненты составляли примерно 57%. Треть участников прибыли из других европейских стран, 5% – из Азии. Значительная площадь экспозиций была у японских и южнокорейских компаний, а больше всего фирм представляло Китай – около сорока! С североамериканского континента приехали лишь 2% участников. На мой взгляд, наибольшее число иностранных стендов было у итальянских и шведских фирм, затем в порядке убывания – у компаний из Нидерландов, Бельгии, Франции, Великобритании и Австрии. Крупные производители погрузочной техники для склада – Linde, Still, Jungheinrich, Hyster, как и на предыдущей СеМАТ, расположились в собственных отдельных стендах-павильонах. Впрочем, экспозиции Daewoo, Toyota, Mitsubishi, Manitou, Schаfer и других известных фирм почти не уступали по масштабам.

Вместе с тем многие из очень известных предприятий в выставке не участвовали, например, лидеры в производстве напольного транспорта ТСМ, Komatsu, Crown, Shinko, Сaterpillar. За исключением автоматизированной техники, отсутствовали модели с финской маркой Rocla. Это и понятно – выставка, как я уже отметил, ориентирована прежде всего на европейского покупателя.

Дизельный погрузчик Veracitor Yale

Кроме того, японские компании имеют возможность представлять свою продукцию на ежегодной выставке СеМАТ Asia, которая теперь ежегодно проводится в Шанхае. Тем не менее на посетителей это обстоятельство не произвело, как я думаю, негативного впечатления, ведь масштабы выставки и без того были настолько огромны, что подробно ознакомиться даже с самыми интересными экспонатами не хватало времени. Мне, например, понадобилось только два дня на то, чтобы обойти все павильоны и сориентироваться, кто и где находится.

Интересно, что состав посетителей, по данным организаторов СеМАТ, был несколько иным, чем раньше. Примерно 35% прибыли на форум из-за пределов Германии, 11,1% – из Азии и 10,7% – из США. Действительно, число посетителей с азиатского континента удивляло. Любопытные китайцы (а может, представители других, близких им по крови народов с характерным разрезом глаз) попадались на каждом шагу. Они выщелкивали фотоаппаратами самые труднодоступные уголки оборудования, даже там, где это категорически запрещалось.

Отмечу еще один приятный факт. Впервые в выставке приняли участие российские фирмы и российские СМИ. Возможно, не всем им выставка принесла желаемый результат, но некоторые из них уже поспешили сообщить о первых итогах своего участия, например Национальная логистическая компания, отважившаяся на собственный стенд.

Электропогрузчик В16Х серии Pro-5 Doosan Daewoo

Интерес к ганноверской выставке подтвердило и возросшее в десятки раз число посетителей из России. Только через московское представительство Deutsche Messe в Ганновер выехало около 200 наших соотечественников. Можно предположить, что не меньше было и российских сотрудников представительств и дилеров зарубежных компаний, участвующих в СеМАТ.

Слово stapler можно перевести с немецкого как «штабелер» в самом широком смысле этого слова, т. е. подъемно-транспортное оборудование с вилочным захватом, предназначенное для обработки поддонов с грузами. Несмотря на значительное количество автоматизированных систем складирования, именно эта техника была представлена наиболее широко и на большем числе стендов. Ее выпуск во всем мире приобрел огромные масштабы и растет очень динамично, хотя в 2000–2003 гг. разразился экономический кризис, охвативший Европу, США и Японию. В 2004 г. продажи напольного транспортного оборудования по всему миру шли как никогда успешно – в целом его сбыт вырос на 17%. Результаты этого года будут, похоже, лучше: только в Европе с января по апрель было продано 101 тыс. ед. этой техники, что на 5% больше, чем в 2004 г. за тот же период. Прирост на этом континенте прежде всего связан с увеличением продаж на Востоке, тогда как в Западной Европе этот показатель до сих пор остается незначительным.

«Водородный» погрузчик Toyota

Похоже, что выход мировой экономики из кризиса положительно сказался на развитии этого сегмента техники. Поскольку в СеМАТ приняли участие все крупные немецкие компании, а также достаточное число зарубежных фирм, посмотреть здесь было на что. Самые известные изготовители напольного транспортного оборудования – концерн Linde и его дочерняя компания Still, компании Hyster и Yale, входящие в группу NACCO (США), на выставке в Ганновере не только продемонстрировали широкой общественности результат своих разработок последних лет, но и предложили принципиально новые концепции транспортного оборудования. Если говорить коротко, то общая идея состоит в построении по принципу детского конструктора – из определенного числа модулей, что позволяет при ограниченном числе основных элементов создать множество моделей, каждая из которых будет оптимально подходить конкретным условиям эксплуатации.

Особое внимание разработчики уделили аспекту эргономики в широком смысле слова. Именно рабочая сила является самым ценным (и дорогостоящим) фактором в логистике, и чем удобней чувствует себя оператор складского оборудования, тем больше поддонов он может перевезти и погрузить. И, разумеется, рабочий лучше поедет, чем пойдет пешком, а чем меньше тяжестей ему придется поднимать вручную, тем больше операций он способен выполнить.

Модель RX20 Still

По мнению Матиаса Фишера, руководителя службы сбыта концерна Junghеinrich, именно по этой причине в последние годы сильно вырос спрос на самоходные электротележки с платформой для оператора. Вообще все факторы, которые могли повлиять на повышение производительности складских процессов, являлись главными в исследованиях ведущих компаний. В новых разработках изготовители хотят не только улучшать эргономические аспекты, но повысить производительность и скорость при перегрузке. Так, глава немецкого филиала фирмы Toyota Фолькер Шюсслер заявил, что в сегменте электротележек с подъемными вилами ясно прослеживается тенденция к повышению скорости более 8 км/ч. Рынок требует в этом сегменте более гибкого и быстрого оборудования для склада, поскольку оно часто используется вместо вилочных погрузчиков.

Характерными примерами разработок, повышающих удобство работы и производительность, являются и такие элементы, как сервоуправление и объединение функций управления в джойстике, что стало новым стандартом для вилочных погрузчиков, технические решения компании Still (устройство боковой смены батарей на моделях погрузчиков RX), вращающаяся кабина на погрузчике Junghеinrich и другие решения.

Наиболее интересные и необычные модели, на мой взгляд, представили лидеры рынка. Самый живой интерес посетителей вызвали ричтраки (высотные электроштабелеры с выдвижной мачтой для работы с грузами на поддонах в узких межстеллажных проходах) концерна Linde.

Погрузчик с поворотной кабиной EFG D30 Jungheinrich

Модели серии X со специальными грузоподъемными мачтами предоставляют необычайно широкий для этого вида техники обзор зоны обработки груза. Модульную концепцию компании представляли новые самоходные электротележки с платформой для оператора Т20/24 SP-AP и узкопроходные высотные штабелеры для трехсторонней обработки грузов серии К.

Фирма Jungheinrich продемонстрировала уникальные четырехопорные вилочные электропогрузчики EFG D30 грузоподъемностью 3,0 т с вращающейся кабиной. После захвата груза на вилы кабина поворачивается на 180° так, что мачта остается сзади и не ухудшает видимость трассы. При этом не требуется разворачивать машину, а значит, увеличивается производительность и можно использовать более узкие транспортные коридоры.

Большой интерес посетителей выставки вызвали трех- и четырехопорные электропогрузчики серии RX компании Still c устройством для боковой смены аккумуляторных батарей, которую можно осуществлять с помощью одной гидравлической тележки. Этот же производитель представил две модели полностью автоматизированного оборудования для штабелирования грузов на поддонах собственной разработки.

На выставке появилась новая серия из шести моделей электропогрузчиков Doosan-Daewoo (хорошо известная у нас Daewoo в этом году поменяла название в связи со сменой владельца): трехопорных В15Т/ В18Т/ В20Т-5 (грузоподъемность 1,8...2,0 т) с питанием от батареи напряжением 36 и 48 В, а также четырехопорных В16Х/ В18Х/ В20Х (1,6...2,0 т, напряжение 48 В).

Модель Fortens Hyster

Эти машины – первенцы нового семейства Pro-5 Series – должны заменить серии B15/ 18/ 20T-2 Plus и B18/ 18/ 20X Plus, у них разные исполнения и опции. Модели новой серии характеризуются еще большей производительностью и комфортом при движении и работе, оснащены новыми кабинами, более узкими рулевыми колонками и приборной панелью, изготовленными из сверхпрочной пластмассы.

Из других экспонатов хотелось бы отметить очень близкие как по конструкции, так и по внешнему виду четырехопорные погрузчики с двигателем внутреннего сгорания Fortens™ (Hyster) и Veracitor™ VX (компания Yale), а также опытный образец погрузчика на топливных элементах (водородный двигатель) японского концерна Toyota, который продолжил серию аналогичных машин Still и Hyster, уже проходящих испытания в реальных условиях эксплуатации. Было на СеМАТ много и других не менее интересных новинок, о которых невозможно рассказать в одной статье.