МIМS-2005. Китайская стена на Красной Пресне

Ю. Петров, Л. Малютин

Московский автосалон нещадно выхолощен. В этом году список отлынивающих пополнили гранды Scania, Tatra, МАЗ-MAN. Зато китайские фирмы наступают по всем фронтам – автокомпоненты, легковушки, внедорожники, коммерческий транспорт. Экспансия идет с такой скоростью, что китайцы наступают себе же на хвост. Большинство российских представителей и двух слов сказать не могли о своем товаре Made in China. Ситуация анекдотично напоминала первый МIМS-1992, где бал правил непрофессионализм.

Прототипы рестайлингового «Бычка»

Тем не менее автомобильные фирмы, рискнувшие в этом году вложиться в выставку, постарались не разочаровать публику. ЗИЛ работает над рестайлингом «Бычка», проводимым в рамках совместного с Литвой проекта Ferrus. Москвичи показали две модели с удлиненным капотом, выполненным пока из стеклопластика и с «газелевскими» фарами. Расширение подкапотного пространства потребовалось, чтобы вместить увеличенный блок радиатора наддувного дизеля Cummins Еurо 3 с интеркулером. Дизайн аллигаторного капота не назовешь удачным – цельный, откидывающийся вперед, как на среднетоннажных ЗИЛах, был бы уместней. Два других «Бычка» – это эвакуатор ЗИЛ-5302АР (6х2) и бортовой ЗИЛ-5301КМ (4х2), оборудованные кранами-манипуляторами Palfinger.

Бывший филиал ЗИЛа в Новоуральске (Свердловская обл.), занятый все предыдущие годы суматошными поисками нового бренда, наконец определился в производственной линейке – вся продукция, включая двигатели, теперь носит марку «АМУР» (Автомобили и Моторы Урала). Основу программы, судя по экспозиции, теперь составят среднетоннажные грузовики с кабинами МАЗ. Вниманию посетителей были представлены две модели – бортовой АМУР-531202 с турбодизелем Volvo TAD420VE мощностью 140 л.с. и АМУР-5312 (145-сильный дизель АМУР-555) с системой типа «мультилифт» и 11-кубовым кузовом с футеровкой.

Премьера автосалона – китайские Mundan

Положение новоуральского завода долгое время оставалось неопределенным – типаж грузовиков ЗИЛ-130, которые завод выпускал до недавнего времени, был разработан для советской системы хозяйствования и совершенно не подходит для экономичного использования на дорогах общего пользования, а процент покупателей в сельской местности смехотворен. Целесообразность перехода на новый вид продукции очевидна. Именно поэтому АМУР пока идет тремя параллельными курсами – участвует в производстве машин по принципу OEM и ODM.

Автостроители из Миасса осторожно реализуют программу выхода на рынок «дорожных» грузовиков. В расчете на водителей-индивидуалов подготовлен предпилотный образец капотного трехосного полстеллара «Урал-6464» с двухместным «спальником», который внешне претендует на стиль «жизни в дороге», но по внутреннему содержанию кабины пока не дотягивает до этого уровня. Зато может комплектоваться четырьмя двигателями на выбор – ЯМЗ, Renault, Caterpillar и Cummins и двумя коробками передач: ЯМЗ или ZF. Два других грузовика – рабочие лошадки автопредприятий: двухосный седельный тягач «Урал-63674» и самосвал 8х4 «Урал-6563». Их планируют запустить в серию в начале 2006 года.

Питерский пятиосный Gloros-А7801

Благоприятная конъюнктура в строительном бизнесе на этот раз позволила АвтоКрАЗу представить две наиболее «ходовые» модели самосвалов: КрАЗ-65055 (6х4) и КрАЗ-65033 (6х6) грузоподъемностью 18 т. Особенность второй модели в том, что, будучи «обут» в шины Michelin, он соответствует дорожному габариту и может эксплуатироваться на дорогах общего пользования.

Минские автостроители дали «Зубрёнку» обновленную кабину без спальника. С двигателем и КП Deutz (Еurо 3) автопоезд МАЗ-437130 способен перевозить 12 600 кг, или 71 м3 груза. Такой же кабиной оснастили трехосный седельный тягач МАЗ-643008 с самосвальным полуприцепом МАЗ-953000 грузоподъемностью 42,6 т. Тягач комплектуют дизелем ЯМЗ-7511 (Еurо 2) или рядной «шестеркой» MAN (Еurо 2) и соответственно КП ЯМЗ или ZF. К сожалению, качество комплектующих новой кабины и их сборки несильно отличается от того, что нам показывали лет 15 назад.

Молодой питерский завод «Яровит» продолжает расширять гамму эксклюзивных моделей. Прежде всего отметим 5-осный самосвал Gloros А7801 (10х8) грузоподъемностью 40,7 т с компоновкой задней подвески типа «трайдем». Третья ось – подъемная неведущая управляемая, ведущие мосты – Axletech. Две другие новинки – четырехосные самосвал-рудовоз А3501D (8x8) с кузовом вместимостью 15,3 м3 и грузоподъемностью до 28,2 т, а также самосвал-углевоз А5402D (8х6) с кузовом на 20,8 м3 (до 34,7 т).

ПАЗ-City на шасси Volkswagen

Все автомобили оснащают дизелями Deutz или Cummins. Эксклюзивность грузовиков «Яровит» в том, что они предназначены для работы в самых тяжелых условиях, а использованные в их конструкции лучшие комплектующие, которые может предложить мировое машиностроение, качественно собраны и предлагают ресурс, вдвое-втрое превышающий ресурс аналогичных серийных отечественных грузовиков. Питерская марка постепенно завоевывает репутацию – только в первый день выставки продали десяток машин.

Дивизион «Русские автобусы» вновь порадовал: «Турист» «Андарэ-1000» – это совместный проект с бразильской компанией Marcopolo. Собранный за океаном на шасси Scania образец прибыл в Россию для сертификации и изучения спроса. Его серийную сборку хотят организовать на ГолАЗе. Прибыло полку ЛиАЗов – большие трехколесные «низкопольники» ЛиАЗ-62ХХ (6х2) с дизелем Caterpillar-2136E (Еurо 3) и ЛиАЗ-5292.57 (4х2) с газовым двигателем Cummins также Еurо 3. В сегменте малых автобусов представлены трехосный ПАЗ-City на шасси Volkswagen T5 Transporter и КАвЗ-32081 на шасси перспективного семейства ГАЗ-3310 «Валдай» с АБС Knorr-Bremse.

Ряды «Валдаев» пополнил седельный тягач

Кроме этого было еще две премьеры в сегменте низкопольных автобусов. «Волжанин 527006» на 105 пассажиров базируется не на шасси Scania, как мы уже, пожалуй, привыкли, а собран из комплектующих от разных производителей: двигатель Deutz, КП Voith, ведущий мост и рулевое управление ZF, тормозная система Wabco. Вторая премьера – МАЗ-203067. Качество подгонки кузовных панелей заметно улучшено по сравнению с выставочными образцами прошлого года. Дизель OM906LA (Еurо 3), помещенный в вертикальную шахту, агрегатируют с КП ZF или Voith.

Основу новой маркетинговой программы КАМАЗа составляет лизинг, следом (правда, без особой шумихи) следует технология trade-in, которая касается только его собственной техники. Представленные новинки – 18,75-метровый автопоезд-автовоз КамАЗ-43085 суммарной грузоподъемностью 10,7 т, длиннобазное трехосное шасси КамАЗ-53602, сверхпроходимое чудище КамАЗ-6560, покорившее на выставке в Абу-Даби сердца шейхов, «одноклассник» «Яровитов» четырехосный 360-сильный самосвал, а также 44-местный туристический лайнер НефАЗ-52991 с двигателем DAF XE 280C (Еurо 3).

Грузопассажирский «УАЗ Комби 2902М» по замыслу конструкторов станет конкурировать с «Соболем»

После начала продаж грузовика «Ока Тойма» (Челнинский завод ЗМА) свои силы решил попробовать Серпуховский автозавод. Пикап «СеАЗ Ока 1313» грузоподъемностью 280 кг окончательно закрыл нишу в классе микролитражных грузовиков («Тойму» пока выпускают в варианте закрытый фургон). В типаже малолитражных автомобилей второй категории за всех отечественных производителей отдувался ВИС (ИжМаш пренебрег показом своих пикапов и фургонов, сделав основной акцент в экспозиции на семействе KIA Spectra). На этот раз ВИС сумел по-настоящему удивить – в экспозиции были представлены сразу два коммерческих внедорожника – ВИС-2348 и ВИС-23481. Первый серийный экземпляр ВИС-2348 был продан 27 августа на МIMS-2005. Вторая машина – это ходовой макет нового SUV, который пригодится не только коммерсантам, сервисным и эксплуатационным службам (вместимость – 5 чел., грузоподъемность – 265 кг), но и частникам. В основе конструкции – трансмиссия «Лады Нивы», да еще постоянный полный привод и вместимость 2,65 м3 (сопоставимо с «каблуком»), что делает ее привлекательной для любителей вылазок на природу. В классе пикапов кинг-сайз присутствовали только джипы Great Wall G3 – проще говоря, китайская ипостась Toyota Hi Lux.

После запуска в серию внедорожника УАЗ «Патриот» ульяновские автостроители планируют развивать гамму полноприводных минивэнов и фургонов «Симба» взамен морально устаревших «головастиков» и «буханок». Новый модельный ряд в предстартовом виде состоит из 8-местного «УАЗ Минивэн 3165М» и грузопассажирского фургона «УАЗ Комби 2902М» грузоподъемностью 1,0 т.

Новая гамма ВИС-2348

Большую экспозицию представили нижегородцы. Упор в коммерческой технике теперь сделан на линейку «Валдая». В производственной программе помимо эвакуатора ГАЗ-33104, самосвала ГАЗ-САЗ-2505-10 и фургона появился топливозаправщик, а семейство «ГАЗелей» пополнил 1,0-тонный грузовичок ГАЗ-23102 со 142,5-сильным бензиновым двигателем ЗМЗ-40522 и односкатной ошиновкой заднего моста.

Судя по тому, что на прошлогоднем Мотор-шоу не было ни одного китайского автобуса, а сейчас представлена продукция сразу нескольких производителей, китайский автопром всерьез подумывает о российском рынке. Тут «Русским автобусам» есть над чем задуматься, ведь качество сборки и комплектующих «китайцев» весьма высокое, особенно в сегменте туристических автобусов (сейчас там самый динамичный рынок в мире). В этом можно наглядно убедиться, заглянув в салон Golden Dragon XML 6129 Grand Cruiser, или Yutong ZK 6129 H, или Mundan MD 6122, а также городских автобусов Golden Dragon XML 6112 или Mundan MD 6106. Малый Dong Feng DFA6720 на 40 пассажиров вполне может претендовать на нишу, которую до сих пор никак не освоит ПАЗ. Не стоит забывать, что комплектующие: двигатели, трансмиссия и т. д., а то и целиком шасси изготовлены на китайских заводах мировых автомобильных компаний либо по их лицензии.