Строевой смотр «Брянского Арсенала»

Л. Малютин

Выставка-конференция, проведенная в конце ноября 2004 г. компанией ОАО «Брянский Арсенал», оставила впечатление, что российское машиностроение не только живо, хотя испытывает много проблем и с финансированием, и с поставкой качественных комплектующих, но готово обеспечить дорожников техникой, способной вполне успешно конкурировать с импортной.


Об этом свидетельствует интерес участников конференции, которые приехали в Брянск практически из всех регионов России, включая такие отдаленные, как Хабаровский край и Сахалин, из стран ближнего зарубежья – Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, а также из Румынии. Экономические связи начинают восстанавливаться, и диалог, сложившийся между специалистами организаций, эксплуатирующих брянскую технику, и представителями «Брянского Арсенала», «РусПромАвто» и Минского моторного завода, дал массу полезной информации и для заводчан, и для дорожников на год вперед.

Сегодня «Брянский Арсенал» располагает самым широким среди российских заводов модельным рядом автогрейдеров: от двухосного ГС-10.01, столь необходимого коммунальщикам, до тяжелого ДЗ-198 (партию из 30 машин не так давно по тендеру поставили в Прибалтику благодаря победе, одержанной над маститыми европейскими соперниками в конкурсе «Лучший грейдерист года»). В 2004 г. завод запустил в серию первый российский полутяжелый автогрейдер ГС-18.05 класса 180 массой 16 650 кг с шарнирно-сочлененной рамой.

Он оснащен полноповоротным грейдерным отвалом длиной 3740 мм с выносом в обе стороны до 700 мм и углом зачистки откосов до 90°. На эту модель монтируют ярославский дизель ЯМЗ-236Д4, высоконадежный и ремонтопригодный, и самоблокирующийся задний мост с дифференциалом свободного хода типа «НОУ-СПИН». Двигатель агрегатируется с механической коробкой передач Харьковского тракторного завода с гидроподжимными муфтами либо с гидромеханической КП Рowershift производства ЗАО «ПКБ-автоматика» – дочернего предприятия ОАО «Кировский завод», которая не только облегчает работу оператора, но и значительно улучшает тяговые характеристики автогрейдера.

Демонстрация системы Moda

Участники конференции подтвердили актуальность разработки гидрообъемного переднего привода, которой сегодня занимается КБ предприятия. В качестве дополнительного рабочего оборудования предлагаются поворотный бульдозерный отвал, передний скарификатор, задний кирковщик, для зимнего содержания дорог – сменные решетчатые ножи для грейдерного отвала, а также боковой отвал ОБГ и выносной отвал ОБГ-2, расширяющие полосу захвата и позволяющие убирать снег за ограждениями.

У новых моделей колесных асфальтоукладчиков Асф-К-2-04 и Асф-К-3-02, запущенных в серию в 2004 году, на каждый привод установлен индивидуальный регулируемый насос, благодаря чему точность укладки повышена на 20...30%. Регулируемый гидромотор хода дает возможность плавно изменять рабочую скорость, а также создает преимущество при движении на транспортной скорости.

Средний грейдер ГС-14.02

Новый рабочий орган позволяет бесступенчато регулировать ширину укладываемого покрытия от 2,5 до 4,5 м без потери качества укладки. На Асф-К-3-02 с помощью вставок ширина укладки увеличивается до 6 м. В гидроприводе использованы агрегаты Rexroth и отечественного производства. При модернизации холодной фрезы ДС-197 конструкторы учли нарекания дорожников. Полностью модернизированы рабочий орган и ходовая часть, вместо цепной передачи рабочий орган приводится в движение редуктором с муфтой, гидронасос привода хода теперь управляется механически, а такие эффекты, как самостоятельный «разгон» машины при уменьшении глубины фрезерования, ликвидированы. Дорожники высказали пожелание установить сигнализацию уровня воды в системе орошения рабочего органа.

Грейдеры, асфальтоукладчики и фреза могут оснащаться автоматической системой управления рабочим органом производства фирмы Моbа (Германия). Ее функции были продемонстрированы в действии на грейдере ГС-18.05. Одно то, что выбор весьма щепетильных в таких вопросах немцев пал на «Брянский Арсенал», свидетельствует о высоком потенциале предприятия, уровне производства и о способности дилерской и сервисной сетей предприятия обеспечить продвижение и сопровождение систем фирмы Моbа.

Среднетяжелый грейдер ГС-08.05

Участники конференции дали общую положительную оценку работе «Брянского Арсенала» и выразили готовность продолжить сотрудничество с заводом. Критические замечания касались главным образом качества продукции, полноты прилагаемой к машинам документации и своевременности поставок запасных частей. Отмечалось и распространение контрафактных запасных частей, изготовленных кустарным способом и выдаваемых за продукцию «Брянского Арсенала», что приводит не только к прямым материальным убыткам, но и бьет по репутации предприятия. Известны случаи предложений потребителю восстановленных машин под видом новых якобы с гарантией завода-изготовителя.

Единодушны были участники и в оценке государственной политики в области дорожного строительства как на федеральном, так и региональном уровне: пока она остается на уровне деклараций.