Золотая осень 2004

Ю. Петров

Еще несколько недель назад, не желая сдаваться приступам осеннего насморка, буйной зеленью шумели парки ВВЦ. Но в один миг всё изменилось. Столица разрядилась бархатным золотом бабьего лета. Незаметно подкрались дожди и первые утренники. Смену времен года торжественно глашатала ярмарка аграриев «Золотая Осень», проходившая с 8 по 12 октября. Послеуборочную хандру и предпосевные думы на теплой печке тревожил лишь лозунг, изобретенный купеческими пиар-технологами New Holland – «Готовьте комбайны зимой!».

Kleine SF-10-2

«Золотая Осень» проводится уже в шестой раз. И впервые в рамках агропромышленного комплекса ВВЦ ее целью стало возродить традиции и восстановить порушенную честь постоянно действующей сельскохозяйственной экспозиции ВСХВ/ВДНХ. Мне не пришлось увидеть первый день открытия выставки, где по нерушимой партийной солидарности выступали министры и замы президента. Указаньем было велено считать пупом земли павильон 69, в котором разместились экспозиции регионов. По слухам, там потчевали дармовой колбасой, угощали всяк входящего медом и вареньем. Но меня, с детства впитавшего «с молоком матери» бензин и густой запах солярки, тянуло поближе к технике, в неблизкий павильон 57, где в плотном кольце комбайнов, тракторов, плугов и культиваторов свечой в хмурое небо взмывает макет ракеты Гагарина.

В прохладном 57-м павильоне было жарко только от одного вида комбайна New Holland CX840, блистающего всеми оттенками сочной оладьи. Впрочем, любопытных тут ожидал прохладный душ: проспектов нет – читайте характеристики на табличках, а вопросы задавать приходите завтра – может быть, специалисты что-нибудь расскажут. Сравнительно свежий колесный трактор New Holland TG285, спроектированный, как мне показалось, с оглядкой на последний чемпионат «Формулы-1», привлекал не столько характеристиками (мощность 285 л.с.), сколько гибкой ценовой возможностью – вроде как допускается лизинг. Я так и не понял: этот трактор продают или нет?

New Holland TG285

Устроившийся рядом со стендом продукции CNH свеклоуборочный 16-тонный комбайн Kleine SF-10-2 с измельчителем ботвы полозкового типа и возможностью копирования почвенного рельефа больше обращал внимание своим расположением, он пока только ищет возможность для своего проникновения на рынок, а вот Гомсельмаш, некогда утерявший свои позиции, стремится вернуть былое назад. На какой-то одной выставочной сотке расширяет модельную линейку техники «Полесье». Впрочем, сейчас белорусским производителям скучать не придется.

На выставочном стенде Агромашхолдинг представил образцы сельскохозяйственной техники и оборудования производства предприятий холдинга. Главным экспонатом стал новый комбайн «Енисей-970» Красноярского комбайнового завода – первый российский зерноуборочный комбайн, по техническим характеристикам приближающийся к VI классу. Специалистам АПК и посетителям выставки холдинг продемонстрировал также комбайн «Енисей-959», участвовавший в зерноуборочном пробеге «Формула Енисей», перспективные разработки ВгТЗ – колесный трактор ВК-200, мощные гусеничные тракторы ВТ-200 и ВТ-170, а также три модернизированных дизеля Алтайского моторного завода для с.-х. машин. По итогам выставки Агромашхолдинг признан инновационным лидером и получил золотую медаль за активную модернизацию производства и создание новых видов сельхозтехники.

Ростсельмаш РСМ-081.27-02

Среди московских премьер также необходимо отметить комбайн Ростсельмаш РСМ-081.27-02, созданный для полей со средней урожайностью (25 ц/га). Он впервые был представлен 13 августа на выставке «День Поля-2004» в Курской области с демонстрацией возможностей прямо на поле опытного хозяйства ООО «Курсксемнаука». Сейчас несколько экземпляров РСМ-081 проходят испытания на Алтае, Кубани, в Поволжье и Казахстане. Новейшая унифицированная жатка подходит и для «Дона», и для «Вектора». Последний, оборудованный жаткой ЖУ-6, стоял на стенде поблизости, а компанию ему составлял светло-серый автомат – «Дон-680М» с роторной жаткой ЖР-4000.

На фоне комбайновой гигантомании очень прикольно смотрелся малогабаритный зерноуборочный Sampo 2010, относящийся к среднему классу 2...4 с шириной жатки до 5 м. По мнению экспертов СП «Сампо-Ростов», этот комбайн составит конкуренцию продукции строящегося в Краснодаре комбайнового завода фирмы Claas. Основной заказчик таких комбайнов – крупные сельхозпредприятия с устойчивым финансовым положением. «Сампо-Ростов» планирует реализовывать комбайны собственного производства через ОАО «Росагролизинг», а также по программе коммерческого лизинга совместно с ростовским региональным представительством компании «КАМАЗ-Лизинг». Выпускаемый в настоящее время в Ростове SAMPO SR-3065 при цене 90 тыс. евро уже пользуется устойчивым спросом, поскольку многих покупателей сильнее убеждает наличие производителя в России и, как следствие, устойчивый сервис в противовес мороке с несовершенством проплат, поставками и обслуживанием, осуществляемым из-за границы через непонятных дилеров.

ТТЗ-80.10 «Русич» Ногинского завода

Панацеей для нерадивых, но богатых хозяйств, где главным врагом во время уборки служит дрянная погода, может стать шарнирно-сочлененный свеклоуборочный комбайн Holner TerraDos производительностью 1,5 га/ч (выработка за сезон составляет более 1000 га). Он оснащен 460-сильным дизелем MAN, автопилотом, системой автоматической глубины среза и предназначен для круглосуточной работы в любых погодных условиях. (На видеоролике, демонстрирующем его возможности на припорошенном снегом поле, он был подобен снегоуборочной машине: на максимальной скорости снег просто сметался в сторону плотной струей, а буряки по конвейеру кучно летели в 24-кубовый бункер.)

Локальный интерес представляли газодизельные варианты колесных тракторов «Кировец», ХТЗ и «Беларус», разработанные ООО «ВНИИгаз» и ГНУ ВИМ. Основной расчет ведется на хозяйства, занятые на работах в межсезонье и летний период. Достоинства предлагаемой модернизации – низкая цена отечественных тракторов (к слову, отмечалось, что трактор может быть и подержанный) и снижение расхода топлива в 6 раз, что, например, для К-701 составит 10 кг/ч по газодизельному циклу против 51,8 по дизельному.

Отметившись на августовском Мотор-шоу, новые большегрузы производства «Яровит Моторс» засветились и здесь. На стенде «РосАгроЛизинг» стоял новый вариант самосвала «Яровит Gloros 4443» с колесной формулой 8х8 грузоподъемностью 27,4 т (13 августа он проходил обкатку на «Дне Поля-2004» в Курской области). Примечательно, что на ночь машину оставляли с включенным освещением, тогда как КамАЗы для села тонули в сумерках и вообще, казалось, не относились к выставке. Впрочем, для своего главного выставочного экспоната КамАЗ-4308, продвигаемого в аграрный сектор, фирма отвела особое место в павильоне.

«Яровит Gloros 4443»

Визиты по стендам не приносят обычной радости, если подходить с точки зрения колхозника. Хотя откровенно удивило наличие ижевских мотоциклов «Иж Планета-5» и грузового Иж-6.920ГР для перевозки 400 кг груза – достаточно весомого на периферии довода против бездорожья и отсутствия сертифицированного сервиса. Жирную точку в темах о личном транспорте (в разговорах подчеркивалось – для бизнесменов) поставила троица ульяновских вездеходов – «Барс» и два «Симбира».

Уралвагонзавод, кажется, готов ввести понятие «модельный ряд» для своего универсального трактора РТ-М-160. С каждым годом новый вариант стайлинга морально устаревает лет на десять и становится все более кустарным, а судя по стендовым снимкам (трактор на пашне), именно последний вариант является окончательным.

На стендах некоммерческого партнерства «Тракторные заводы» много серийных экспонатов, уже освоенных в производстве и имеющих спрос в коммунальных службах. Это великолепие, взращенное в последнюю пятилетку, постоянно находилось в плотном кольце людей, словно в насмешку некогда перспективному трактору НАТИ 04 с треугольным обводом гусеничной ленты, который примостился рядом.

После некоторого затишья вновь о себе заявил Орловский тракторный (ЗАО «Трактормаш»), выпускающий тракторы ХТЗ. Помимо колесных ОрТЗ-150К (аналог ХТЗ-150К-09) с ярославским дизелем, он начал выпуск гусеничных Т-150-05-09 (ОрТЗ-150Г) и бульдозеров на их базе, а также ОрТЗ-121К (аналог ХТЗ-121) для выполнения энергоемких с.-х. работ общего назначения, возделывания и уборки пропашных культур.

«Беларус-2102»

С учетом того, что в этот сектор теперь активно метит и «Кировец» (серия 3000), передел рынка намечается нешуточный. В плюсы питерских машин можно записать высокую производительность и повышенный комфорт, для тракторов ОрТЗ опорой пока остается низкая цена и сервисное обслуживание.

Минский тракторный завод на какое-то время сделал паузу после пластиково-дизайнерских экзерсисов, реализованных в тракторах нового поколения. Теперь дело за функциональностью. Гусеничный пахотно-пропашной «Беларус-2102», принципиально демонстрировавшийся с резиноармированными траками, теперь обзавелся металлическим РМШ-гусеничным движителем и бульдозерной навеской для трактора «Беларус-2102». Получился неплохой строительный аналог ДТ-75, но вряд ли такая конструкция станет базовой. Используя новый дизайн, минские тракторостроители пытаются отвадить потребителей от устаревших «головастиков» МТЗ-80/ -82, отдавая себе отчет в том, что основной рынок – Россия – попросту откажется от этой машины в пользу более новых по стайлингу моделей. В приватных беседах об этом упоминалось вскользь. Но явные признаки их опасений находили подтверждение на стендах с узбекскими и китайскими тракторами, которые уже начали выпускать Абаканский ЭМЗ, Ногинский и Крюковский заводы. И это на фоне того, что Омский ЗТМ и Днепропетровский ЮМЗ уже сходят с дистанции. Враг не дремлет!

New Holland CX840

Большинство производителей на агронеделе отмечались из-за галочки, но и тут наметилась общая тенденция. Количество экспонатов у таких заводов, как Оршаагропроммаш или Лидсельмаш, неуклонно сокращается. Зато ширится экспансия иностранных производителей. На этот раз Германия для своих компаний озаботилась собственным летним павильоном. Не приходится скучать и американским фирмам (Klaas как преемник Caterpillar – куда ж без него?), которым также небезынтересно участвовать в дележе аграрного пирога. Но даже без этих открытий агронеделя все равно смотрелась не полной. Не хватало какого-то штриха. Ну не верю я в выставки с комбайнами, где вот так вот запросто заключаются миллионные сделки. Последний штрих нашелся сам собой.

Целый день мне мозолила глаза неразлучная пара механизаторов. Суя нос под все капоты и негромко матюгаясь, они собрали алюминиевую стружку едва ли не со всех дизелей и только к концу дня, испив пивка с горячими булочками, но не угомонившись, вдруг вытаращились на погрузчик с телескопической стрелой. Через час, проходя мимо, замечаю, как у этого погрузчика уже собралась толпа. Комбайнам находиться в таком кольце почета было не суждено.

А рядом в захолустье сумеречного неба целила свое жало ракета Гагарина.