МОТОР ШОУ 2004

Ю. Петров

Репортажи с одной из самых заметных отечественных выставок – «Мотор Шоу-2004» в телепрограммах новостей затерялись на фоне успешных и неудачных выступлений олимпийской сборной России в Афинах. Мотор Шоу, прошедшее в последние дни августа на Красной Пресне, согласно официальному пресс-релизу собрало 925 экспонентов из 38 стран мира. Говорят, это рекорд. Подозреваю, что участников было гораздо больше, хотя самому считать было лень. Жара и новости из Греции вкупе с призывом заниматься спортом и не смотреть рекламу пива сделали свое дело – Мотор Шоу перестало быть кузницей сенсационных репортажей и перешло из разряда развлекательного действа в сугубо деловое мероприятие.

TATA SFC 407

АМУР Недавно созданное ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (бывш. УАМЗ) прекращает производство грузовиков ЗИЛ, но уходить с автомобильного рынка не торопится. Новинки новоуральского предприятия 3,3-тонный «Тата-SFC 407» и 4,2-тонный «Тата 613» по лицензии индийской компании Tata Motors уже поступили в продажу. Кроме этого «Тата 613» послужил базой для изготовления нового автобуса «Волжанин». Согласно договору до конца 2004 года завод намерен выпустить 400 грузовиков грузоподъемностью до 4 т. В будущем завод планирует освоить часть производства комплектующих, которые в настоящее время полностью поступают из Индии.

БАЗ Бориспольский завод громко заявил о себе в 2003 году на Автосалоне и сейчас выпускает несколько типов автобусов – городские, пригородные, школьные, служебные. Самый маленький базируется на шасси «ГАЗели», самый большой – 70-местный 9-метровый «Роксолана» – на шасси собственной конструкции. Кроме этого предприятие выпускает коммунальную технику на собственном шасси БАЗ-3340. Одна из новинок была выставлена на стенде ЗИЛа.

21-местный «Волжанин» на шасси TATA

ВАЗ Тольяттинцы не утруждали себя составлением экспозиции под открытым небом, где ранее устраивались показы коммерческой и «околокоммерческой» техники. Пикапы ВИС, «внедорожники» «Лада Нива», мини-вэны «Надежда» и броневики «Бронто» остались за кадром. (К слову, народ периодически откуда-то таскал проспекты по этим моделям, но их происхождение и рекламное назначение осталось туманным.) Для рядовых автовладельцев сенсаций вполне хватало под куполом центрального павильона «Форум». Акцент в экспозиции ОАО «АвтоВАЗ» был сделан на модели «Лада Калина», «десятом» семействе 2005-го модельного года и «Лада Приора», которая в ближайшее время должна сменить линейку моделей «Лада-110». Инвестиции в запуск модели «Приора» оцениваются в 150 млн. евро. Яркими мазками довершали экспозицию спортивные айз-стопперы Lada Revbolution и болид «Формула Лада».

Волжанин Волжское автобусное производство «Волжанин» намеренно сделало шаг в совершенно новые для себя секторы рынка – автобусы малого класса и VIP-салон. Первая машина изготовлена на 8-метровом шасси грузовика Tata и оборудована местами на 21 чел. Вторая новинка представляет собой симбиоз офиса и гостиницы: в автобусе 12 посадочных мест и VIP-зал, который трансформируется в спальное купе. Кроме этого машина оборудована видео- и аудиоаппаратурой, душевой комнатой, туалетом, кухней и гардеробом.

ИЖ Ижевский автозавод уверенно ведет бизнес, и о проблемах десятилетней давности здесь не вспоминают. Более того, завод намерен уже в 2005 году модернизировать семейство Иж «Ода». Новинок на ижевском стенде практически не было, если не считать удлиненный универсал «Фабула» в версии такси. У популярной ныне модели Иж «Ода-2126» появились новые задние фонари (дизайн и эффективность прежних вызывали много нареканий). Недавно в модельный ряд вошел и полноприводный пикап Иж «Охотник» (27171), который существует в двух вариантах: с короткой двухместной кабиной или удлиненной с дополнительной «скамейкой» для пассажиров. Эти машины выпускают малыми партиями под заказ дилеров, и розничная цена не превышает 245 тыс. руб.

Накануне введения в России норм Еurо 2 в Ижевске намерены отказаться от уфимских двигателей. Большинство силовых агрегатов объемом 1,6, 1,7 и 1,8 л (встречаются даже 1,5-литровые) ИжАвто закупает у АвтоВАЗа. Однако основное внимание уделено модельному ряду легковушек KIA Spectra, крупноузловую сборку которых автозавод начал в марте.

КАвЗ Курганский автобусный завод в последнее десятилетие не давал повода для шумихи, и неожиданным стало появление на стенде «РусПромАвто» под вывеской «Русские автобусы» (куда также входят ПАЗы и ЛиАЗы) нового автобуса для пригородного и городского сообщения семейства «Аврора», которое в свое время выводили на рынок павловские автобусостроители. Пассажировместимость по сравнению с базовой моделью ПАЗ «Аврора» увеличена на 8 мест, вместимость багажных отсеков доведена до 5 м3.

Пикап «Иж Охотник»

КрАЗ Украинские автостроители с начала 1990-х годов фактически лишились огромного рынка сбыта. КрАЗ, выпускающий большегрузные тягачи, самосвалы и шасси под спецтехнику, пострадал более всех. Энтузиазм дилеров КрАЗа наладить сервис и сбыт не оказывал значительного влияния на расстановку сил на «грузовом» рынке России до тех пор, пока в Кременчуге не решили сами навести порядок с продажами. Регулярные выставки и презентации новинок завода мало-помалу вернули часть прежних клиентов этой марки – строителей и нефтяников.

Новинка 2004 года – представленное на Мотор Шоу четырехосное шасси КрАЗ-714ОН6 повышенной проходимости (заняло 1-е место в реанимированном конкурсе «Лучший полноприводный грузовик») – сегодня особенно актуальна, поскольку масса навесного оборудования для нефтегазового комплекса всё увеличивается. В первую очередь машина ориентирована на оборудование для ремонта и обслуживания скважин, буровых и сваебойных установок. Вторая машина КрАЗ-65032-061 – «лапотник» 6х6 с самосвальным 12-кубовым кузовом, оборудованным задним бортом с усиленной подвеской, способен перевозить до 18 т навалочных грузов. Эти же машины планируют показать на выставках в Сургуте и Тюмени.

Большегрузы КрАЗ

ЛАЗ ЗАО «АвтоЛАЗ» застолбил первенство изготовления полноценного перронного автобуса для обслуживания аэропортов. До этого в России и СССР выпускали только полуприцепы или полукустарным образом приспосабливали городские автобусы. ЛАЗ АХ-183 SkyBus сейчас проходит испытания, но им уже заинтересовались службы аэропортов Внуково, Домодедово и Шереметьево. Не в последнюю очередь интерес подогревает цена, которая в 2...3 раза ниже, чем у западных аналогов. Основой для него послужил низкопольный автобус CitiLAZ A-183, оснащенный автоматической трансмиссией и системой подъема-опускания кузова.

ЛиАЗ Завод, входящий в холдинг «РусПромАвто», сконцентрировался на выпуске городских и пригородных автобусов. Единственным экспонатом этого завода стал 18-метровый ЛиАЗ-6213 с дизелем Caterpillar 3126E (Еurо 3). Новый стайлинг и интерьер салона, безусловно, должны скрасить серые будни жителей мегаполиса. Кстати кузов ЛиАЗов послужил основой для новых троллейбусов МТРЗ.

ОАО «ГАЗ»: стремление к комфорту

Более 20 экспонатов в экспозиции Горьковского автозавода рассказывали о направлениях его развития. Модельный ряд легковых автомобилей представляли «Волга» ГАЗ-31107, ГАЗ-31105-199 с двигателем Ford, рестайлинговый вариант ГАЗ-3102, «Волга»-лимузин и скоростной автомобиль «Волга»-купе.
ГАЗ-31107 «Волга», разработанный специалистами ОАО «ГАЗ», – это второй этап модернизации модели ГАЗ-31105. В дополнение к бесшкворневой подвеске передних колес, стабилизатору поперечной устойчивости, усовершенствованной КП в моделях автомобилей «Волга» 2005 года существенно изменится дизайн задней части кузова.

Открытая экспозиция ОАО «ГАЗ»

На открытой экспозиции рядом с павильоном были представлены автомобили с повышенным уровнем комфорта ГАЗ-32217 «ГАЗель» – 5-местный автобус с гардеробом и багажником, 12-местная «ГАЗель» (двигатель Еuro 3) и 7-местный «Соболь»-люкс с трансформируемыми сиденьями. В группе коммерческих автомобилей ГАЗ примечательны были модификации автомобиля «Валдай» – среднетоннажные городские грузовики, сочетающие в себе маневренность, низкую погрузочную высоту легкого коммерческого автомобиля и грузоподъемность до 4 т. Подготовку к производству «Валдая» намечено завершить к 2005 году.

Из полноприводных автомобилей марки ГАЗ были показаны: ГАЗ-22177 «Соболь», джипы ГАЗ-3106 и «Комбат», среднетоннажный грузовик ГАЗ-330811 «Вепрь» на базе «Садко» и автомобиль многоцелевого назначения «Тигр». Четырехдверный вариант ГАЗ-2330 «Тигр» отличается исключительной проходимостью при высоком уровне комфорта.

КамАЗ Приоритеты ОАО «КАМАЗ» на сегодняшний день – это качество, улучшение потребительских свойств, создание более рентабельных автомобилей, несмотря на некоторое повышение их цены. Продолжается расширение номенклатуры изделий, и это накладывает ответственность на производство, ведь производственные мощности остаются те же. До конца 2004 года заводчане планируют увеличение объемов выпуска грузовиков до 18 тысяч. Сейчас решается наболевший вопрос с покраской, готовится к обновлению покрасочная линия, проводится работа с поставщиками лакокрасочных материалов. В числе новинок – полноприводный седельный тягач КамАЗ-65225 и городской 114-местный автобус НефАЗ-5299 с газодизельным двигателем.

170-местный ЛиАЗ-6213

МАЗ Минский автозавод в год своего 60-летия выводит на рынок новое поколение грузовиков с улучшенными техническими и эксплуатационными параметрами и новой кабиной. Острое желание минчан вернуться на рынок международных перевозок демонстрировал грузовой МАЗ-5344008-320-031 с прицепом МАЗ-870102. Этот автопоезд соответствует нормам по экологии и безопасности Еurо 2 и перевозит до 120 м3 груза.
Автобусное производство МАЗа ушло еще дальше – были выставлены сразу две «люксовые» новинки с новым стайлингом и силовыми агрегатами: высокопалубный лайнер МАЗ-251 и МАЗ-256 среднего класса.

ЗИЛ представил семь новых машин

Экспозицию АМО ЗИЛ открывал первый отечественный грузовик АМО-Ф-15, которому в этом году исполнилось 80 лет. Другие экспонаты презентовали модельный ряд 2005 года.
Среднетоннажный ЗИЛ-4362С2 – совместный продукт АМО ЗИЛ и прибалтийской компании AS Ferrus. Шасси типа 4х2 под полную массу 9000 кг, с мебельным фургоном. Масса перевозимого груза 4500 кг. Силовой агрегат Cummins соответствует нормам Euro 3. Задний мост с блокировкой дифференциала. Изменен внешний вид оперения.

Магистральный КамАЗ-54560М

ЗИЛ-433182 – шасси бортового автомобиля типа 4х2 под полную массу 14 500 кг, с двигателем Д-260.11Е2 (130,8 кВт, 178 л.с.). Колесная база 4500 мм, усиленный задний мост, шины 10.00R20, АБС. Полная масса автопоезда 26 000 кг.ЗИЛ-43273Т – шасси полноприводного автомобиля типа 4х4 с колесной базой 4140 мм, под полную массу 8120 кг. Двигатель Д-245.9Е2 (100 кВт, 136 л.с.). Изменен внешний вид оперения.
Эвакуатор на базе ЗИЛ-5301 ЕО с итальянским краном-манипулятором. Масса перевозимого груза 1900 кг, база 4250 мм. Двигатель Д-245.12 (78 кВт, 108,8 л.с.). Грузоподъемность на вылете стрелы 5,28 м – 1230 кг, на вылете 3,63 м – 1860 кг.

ЗИЛ-ММЗ-250210 – автомобиль-самосвал (4х2) с разгрузкой на три стороны, оснащен дизелем Д-245.9Е2. Грузоподъемность 2500 кг, задний мост с блокировкой дифференциала. Изменен внешний вид оперения.

Автобус «Славутич» (ЗИЛ-БАЗ А212) – городской вагонного типа, рамной конструкции, на агрегатах ЗИЛ-5301. Вместимость 37 чел. (из них 15 мест для сидения).

ЗИЛ-3230 – городской автобус «Скиф». Рамный тип кузова. Шасси ЗИЛ-5301БО. Вместимость 31 чел., сидячих мест 15.

Развозной ЗИЛ-Ferrus-4362C2

По словам PR-менеджера ТД АМО ЗИЛ Константина Баранова, вопреки мрачным прогнозам завод остается на плаву и в 2004 году планирует выпустить 17 000 машин (только за эти полгода выпущено продукции на 29,9% больше, чем в 2003 году). Основные изменения в политике завода: снижение доли шасси за счет увеличения доли конечного продукта (автобусов и спецтехники на шасси ЗИЛ) и выход на рынки Украины и Казахстана. По инициативе немецкой стороны АМО ЗИЛ успешно представил на прошедшей Лейпцигской выставке «Бычок» 4х4, который при вдвое меньшей цене, чем «Унимог», может конкурировать с ним. В частности, КОМ и основные системы уже сейчас позволяют монтировать самый широкий спектр импортного оборудования.

МАЗ-MAN Коньком СП «МАЗ-МАN» были и остаются «дальнобойные» тягачи для международных перевозок, однако, попробовав силы на рынке строительной техники, минчане вошли во вкус. Успех на рынке строительной техники в сегменте большегрузных самосвалов должен закрепить новый 28-тонник МАЗ-МАN 750268 (колесная формула 8х4, кузов – 20 м3), оснащенный 410-сильным дизелем D2866 LF31. Подъемная подруливающая задняя ось рассчитана на нагрузку 13 т. Сейчас этот самосвал проходит испытания. Как отмечают представители СП, качество отечественных комплектующих вплотную приближается к западному, и это позволило сократить количество импортных узлов и агрегатов до 45%. Вторая модель – модернизированный седельный тягач 543268 с передними дисковыми тормозами, 24-точечной централизованной системой смазки Lincoln, 10-барной тормозной системой (вместо 8-барной), что в совокупности расширяет область использования машины с тяжелыми полуприцепами.

МАЗ-МАН-750268

ПАЗ Павловский автобусный морально уже готов расстаться со старой модельной линейкой. На смену автобусам ПАЗ-3205 должны прийти новые ПАЗ-3204 полной вместимостью 50 чел. и ПАЗ-3203, изготовленные по новой технологии и оснащенные двигателями ЗМЗ.

Самотлор-НН Нижегородская компания, производящая кареты «скорой помощи» на базе «ГАЗели» и «Соболя», решила выступить в амплуа производителя школьных автобусов. В отличие от машин Борисовского завода своего «школьника» фирма изготавливает не на базе «ГАЗели», а на удлиненном шасси автобуса САРЗ-3282 (шасси полноценного среднетоннажного грузовика ГАЗ-3307).

УАЗ Мотив отказа ульяновских автостроителей от участия в Мотор Шоу остается непонятным. Сведущие люди рекомендовали посетить стенд УАЗа на сентябрьской выставке «Коммерческий транспорт».

Урал Радикально меняется лицо «Уралов». После успешного дебюта полноприводного «капотника» «Урал-55571-44» с кабиной IVECO завод после долгой раскачки входит в сегменты магистральных грузовиков и самосвалов. Новые модели бортового «Урал-6363» (полная масса 18 т, грузоподъемность 10 т) и самосвала «Урал-63645» (полная масса 26 т, грузоподъемность 15 т) должны доказать свою состоятельность уже в следующем году. Новинки оснащены 300-сильными турбодизелями ЯМЗ-7601, многофункциональным электронным блоком подогрева воздуха и встроенными отопителями Hidronic, радиатором и охладителем Шадринского радиаторного завода, изготовленным по швейцарской технологии Cupro Braze.

Урал-6363

Яровит Новый производитель на рынке грузовиков – довольно редкое явление. ЗАО «Яровит Моторс» впервые о себе заявило год назад. Кредо компании – выпуск тяжелых строительных грузовиков серии Gloros. Модельный ряд «Яровита» формируется на основе базовых шасси 6х6, 8х6, 8х8, 10х8 с кабиной над двигателем, капотной кабиной и кабиной, вынесенной вперед (для шасси под установку технологического и строительного оборудования). На Мотор Шоу впервые публике были представлены две машины: полноприводный трехосный самосвал «4443» грузоподъемностью 28,6 т и 36,7-тонный самосвал «4452» с колесной формулой 8х6.

ЧАЗ Украинский ВАТ «Черкасский автобус» в лице своего официального представителя – компании «Богдан-Сервис» планирует выйти на российский рынок с полной гаммой автобусов «Исудзу», от малых 15-местных до междугородных высокопалубных класса люкс, а также 4-тонных грузовиков «Исудзу» из CKD-комплектов. ЧАЗ освоил производство автобусов из японских машинокомплектов с использованием кузовных деталей собственного производства.