Cat 966G-II, Daewoo Mega 400-V, Volvo L150E: слагаемые успеха

Леонид Малютин

В карьере или на складской площадке от эффективности погрузочных машин во многом зависит конкурентоспособность предприятия. Потому создание производительных и одновременно экономичных и безопасных колесных погрузчиков остается одним из приоритетных направлений в производственной программе флагманов мирового машиностроения. Сегодня мы расскажем о трех представителях последнего поколения погрузчиков эксплуатационной массой 23 т – Cat 966G Series II, Daewoo Mega 400-V и Volvo L150E.

 

Погрузчик Daewoo Mega 400-V представила мировой общественности компания Daewoo Heavy Industries & Machi-nery Ltd. на выставке BAUMA в апреле 2001 г. Там же Volvo Construction Equipment A.B. показала первую модель погрузчика новой серии Е: L220E, а чуть позже объявила о начале производства еще четырех моделей этой серии, в том числе L150E. Новая модель Cat 966G пришла на смену 966F Series II в 1998 г., а с конца 2001 г. в производство запущено второе поколение этой модели Cat 966G Series II.

В конструкцию погрузчиков включен ряд новшеств с целью улучшить рабочие характеристики, облегчить управление и эксплуатацию. Усовершенствована эргономичность и комфортабельность кабин (разработчики уже давно пришли к выводу, что заботиться об удобстве оператора выгодно в любом случае: чем легче машина в управлении, удобнее и тише кабина, тем производительнее работает оператор, меньше устает и совершает ошибок): много свободного пространства, кресло и рулевая колонка регулируемые для удобства оператора любого роста и комплекции. Подвеска кабины поглощает вибрацию от двигателя и агрегатов трансмиссии. Продуманы средства, обеспечивающие безопасность работ. Панорамный обзор благодаря большой площади остекления, тонким стойкам и скошенному капоту, быстрая реакция органов управления, надежные средства пассивной безопасности, электронный контроль работы двигателя, гидравлики и тормозной системы создают условия для спокойной работы и оператора, и остальных участников производства. Компании-производители придерживаются философии упрощения управления машиной, сокращения количества органов управления, автоматизации и передачи контрольных функций компьютерным системам. От этого выигрывает и интерьер кабины – он становится уютнее и «дружественнее» к оператору.

Исполнение кабины со штурвалом

Низкооборотные экономичные и малошумные дизели большого рабочего объема показывают превосходные тяговые характеристики на малых оборотах. Большой резерв мощности – до 28% положительно сказывается на сроке службы двигателя. Автоматическая трансмиссия освобождает оператора от бесчисленных переключений и ошибок при выборе передачи. Работа трансмиссии в оптимальном режиме экономит топливо и предохраняет агрегаты от преждевременного износа и поломок.

Доступ в кабину и к точкам обслуживания легкий. Решетка радиатора открывается, что упрощает его очистку, а это особенно важно при работе с сильно пылящими материалами. Большие панели открывают доступ к агрегатам. Погрузчики оснащают системой централизованной смазки, подающей смазочный материал к узлам трения в автоматическом режиме. Для этой системы разработаны специальные сорта пластичных смазок для различных климатических условий, обычные смазки в ней применять нельзя. При интенсивной эксплуатации погрузчика – 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, при периодичности 250 ч обслуживание проводят довольно часто, и здесь система централизованной смазки дает дополнительный выигрыш: сокращается время обслуживания, так как не нужно шприцевать многочисленные точки смазки. А это значит, что сокращается простой погрузчика. Для всех машин характерно богатство комплектации. Это касается не только выбора навесного оборудования и стрел, дополнительных систем и агрегатов, но и органов управления и оснащения кабины.

Исполнение кабины с рулевым колесом

Caterpillar 996G Series II

966-я серия – одна из самых «зрелых» в ряду колесных погрузчиков Caterpillar. Первая модель – 966А появилась в 1960 г. С каждым новым поколением погрузчик становился мощней и удобней в работе. С 1980 г. используется Z-образная схема опрокидывания ковша, в 1990-м появились маслоохлаждаемые многодисковые тормоза. В 1993 г. добавилась система пассивной безопасности кабины при опрокидывании – ROPS и электронное переключение передач. Значительно эволюционировали конструкция, интерьер и оснащение кабины. Особое впечатление производит исполнение кабины со штурвалом. Штурвал вращается на угол ±37°, обеспечивая полный поворот погрузчика. В конечных положениях гидравлика мягко гасит удары. Под левой рукой на штурвале установлена рукоятка, совмещенная с трехпозиционным переключателем хода: вперед, нейтраль, назад и двухпозиционным переключателем диапазонов коробки передач, помещенным под большой палец для повышения/ понижения передачи вручную. Таким образом, оператор может маневрировать с помощью левой руки, не снимая ее со штурвала. Кроме того, штурвал не закрывает комбинацию приборов. Под правой рукой оператора находится консоль управления рабочим оборудованием, положение которой вместе с подлокотником регулируется в трех направлениях. В исполнении с обычным рулевым колесом направление движения изменяется подрулевым переключателем, а рабочее оборудование управляется рычагами на правой консоли. Возможна установка третьего рычага для управления гидрофицированным навесным оборудованием. Система электронного мониторинга EMS-III (Electronic Monitoring System) третьего поколения выводит информацию на шкалы и контрольные лампы в комбинации приборов и на панели управления, которую поместили на правую переднюю стойку вверху. Контрольные приборы и переключатели сгруппированы в соответствии с логикой рабочих процессов, благодаря чему повышается функциональность кабины в целом.

Многофункциональный джойстик погрузчика Daewoo

На Cat 966G-II установлен дизель с турбонаддувом и интеркулером Cat 3176C ATAAC мощностью 193 кВт при 2100 мин-1 и максимальным крутящим моментом 1215 Н·м при 1400 мин-1. По токсичности выбросов он отвечает требованиям экологических норм EU Stage 2, но уже в ближайшем будущем двигатели погрузчиков и другой строительной техники Caterpillar начнут оснащать системой ACERT. Интегрированная управляющая электроника координирует все процессы в двигателе, трансмиссии, рабочей гидравлике. Автоматическая планетарная коробка передач (КП) собственной разработки переключается под нагрузкой. Оператор может выбрать ручное или автоматическое переключение, при этом предусмотрены три программных режима в зависимости от нагрузки. Крутящий момент от КП передается на мосты с дифференциалами повышенного трения. Дифференциал, тормоза и конечные передачи собраны в едином корпусе. Износ дисков контролируется датчиком, информация о степени их изношенности поступает на дисплей в кабине, и, таким образом, оператор может планировать их замену. Двухпедальная система управления тормозом позволяет использовать левую педаль для торможения, понижения передачи и переключения КП в нейтральное положение. Правая педаль работает как обычный тормоз.

В гидравлический контур подъема ковша включены два азотно-масляных аккумулятора, которые компенсируют раскачивание ковша при движении, обеспечивая плавный, комфортабельный ход машины и позволяя двигаться на более высоких скоростях. Эта система автоматического регулирования плавности хода управляется трехпозиционным переключателем. Система включена, выключена и автоматический режим, при котором система включается при достижении погрузчиком скорости 10 км/ч и выключается при торможении. При выключении аккумуляторы отсоединяются от гидравлического контура, обеспечивая таким образом необходимую жесткость при подъеме-опускании ковша.
Для погрузчика Cat 966G-II разработана гамма навесного оборудования – ковши различного назначения и конструкции, вилы для погрузки поддонов и сортамента, грузоподъемная стрела, плуги, грабли. С помощью быстродействующего соединительного устройства оператор может менять навеску.

Циклонный фильтр погрузчика Daewoo

Daewoo Mega 400-V

При проектировании погрузчика в центре внимания инженеров Daewoo был оператор. Большая удобная лестница с поручнями, просторная светлая кабина с панорамным остеклением, кондиционер, магнитола, ящики для личных вещей дают ощущение уюта. Воздух в кондиционере проходит двухступенчатую очистку. Регулируемая по высоте и наклону рулевая колонка, регулируемое кресло на пневморессорах с подлокотниками позволяют устроиться с удобством оператору любой комплекции. Несмотря на кажущуюся легкость конструкции, кабина отвечает требованиям стандартов безопасности при опрокидывании машины и падении на нее предметов (ROPS-FOPS). Комбинация приборов с круговыми шкалами кому-то покажется устаревшей, но функциональность классики бесспорна – для рабочей машины легкость восприятия информации важнее стилистических изысков. Для управления рабочим оборудованием на выбор предлагают несколько вариантов исполнения – многофункциональный джойстик, комбинации рычагов и кнопок. В зависимости от набора навесного оборудования и навыков оператора можно подобрать оптимальный вариант.

Агрегаты и системы погрузчика контролирует фирменная электронная система e-EPOS последнего поколения. Перед запуском двигателя e-EPOS тестирует машину, ведет постоянный мониторинг работы, хранит данные, чтобы их впоследствии можно было через специальный интерфейс скачать на мобильный компьютер. Турбированный 11-литровый дизель Daewoo DE12TIS с интеркулером развивает максимальную мощность при 2100 мин-1 и максимальный крутящий момент при 1200 мин-1, что обеспечивает быстрое срабатывание на малых оборотах, а это в свою очередь сокращает рабочий цикл, уменьшает расход топлива и уровень шума. Воздух поступает в двигатель через циклонный фильтр, отсеивающий крупную пыль, и основной бумажный фильтр. В трансмиссии использованы коробка передач и мосты производства ZF Friedrichshafen AG – одни из лучших в отрасли, обеспечивающие превосходные ходовые характеристики машины. У гидродинамической КП 4 WG 260 четыре диапазона скоростей вперед и три – назад. Для предотвращения поломки стартера предусмотрена блокировка запуска двигателя при включенной передаче. Погрузчик развивает скорость до 40 км/ч. Мосты с дифференциалами повышенного трения MT-L 3105 и MT-L 3095 отличаются долговечностью, улучшенными температурными характеристиками. Предусмотрена возможность монтажа дополнительного охладителя масла. Передний мост закреплен жестко, задний качается на угол ±15°. Многодисковые саморегулирующиеся тормоза в масляной ванне размещены в конечных передачах и вращаются с той же скоростью, что и колеса. Это решение обеспечивает плавное и надежное торможение. Трубопроводы, подводящие тормозную жидкость, находятся внутри моста, что предохраняет их от случайного повреждения и, кроме того, сокращает время сборки и ремонта машины.

Считывание данных с бортового компьютера

Гидросистема рабочих органов приводится в действие от пластинчатого насоса с подачей 430 л/мин. Погрузчик поднимает загруженный ковш на полный вылет за 5,8 с, опускает за 3,4 с и опрокидывает за 1,2 с. Для стабилизации ковша при движении по неровной поверхности монтируется дополнительная электрогидравлическая система. Рулевое управление работает от другого пластинчатого насоса с подачей 194 л/мин. В контур рулевого управления включен аварийный гидронасос с приводом от электродвигателя. На погрузчике применена проверенная, можно сказать, классическая Z-образная схема опрокидывания ковша. В базовой комплектации погрузчик поставляют с 4-кубовым ковшом. Опираясь на опыт эксплуатации погрузчиков Daewoo, разработчики усилили конструкцию стандартного ковша. Доступна и гамма ковшей для работы с различными материалами: от твердых бытовых отходов до тяжелых скальных пород, а также погрузочные вилы и захваты. Сменные зубья и сегменты изготавливают из твердых сортов стали, устойчивых к истиранию, однако важно своевременно их заменять, с тем чтобы предотвратить повреждение посадочных мест на ковше.

Удобство прежде всего

Volvo L150E

Инженеры компании Volvo CE стремятся довести комфортабельность и безопасность кабины до уровня легковых автомобилей. В ROPS-FOPS кабине Care Cab обеспечен панорамный обзор благодаря большой площади остекления и тонким стойкам. Воздух подается в кабину через двухступенчатую систему фильтрации и очищается также при рециркуляции внутри кабины. Кондиционер – непременная принадлежность кабины. Звукоизоляция и эластичная подвеска практически полностью поглощают шум и вибрацию. В фирменную электронную систему управления Contronic нового поколения, контролирующую состояние всех систем и агрегатов погрузчика, добавлен многоязыковой интерфейс (13 языков), контроль расхода топлива, уровень масла в двигателе и охлаждающей жидкости. На ЖК-дисплей в комбинации приборов постоянно выводится необходимая информация: скорость, обороты двигателя, диапазон КП. Там же установлены индикаторы уровня топлива, гидравлического и трансмиссионного масел и жидкости в бачке омывателя, уровня и температуры масла в двигателе. С помощью 12-кнопочной клавиатуры, расположенной слева от рулевой колонки, можно вывести на дисплей дополнительные параметры. Рабочее оборудование управляется рычагами, эргономично расположенными на правой консоли. Как опцию слева устанавливают консоль с джойстиком рулевого управления.

Рама новой конструкции и трехточечное крепление силового блока снизили вибрации и шум в кабине. Новый турбированный дизель Volvo D9A с интеркулером и электронным управлением впрыском развивает максимальный крутящий момент при 1400 мин-1 и максимальную мощность при 1600 мин-1. Автоматическая КП Volvo Automatic Power Shift (APS) третьего поколения управляется селектором с четырьмя режимами работы. В зависимости от сложности условий работы оператор выбирает оптимальный режим, и система переключает диапазоны КП в соответствии с программой. Мосты, как и другие основные компоненты, – собственной разработки. Передний мост с блокируемым дифференциалом жестко закреплен, задний с дифференциалом повышенного трения качается на угол ±15°. На погрузчиках Volvo сапуны на мостах снабжены фильтрами. Многодисковые маслопогруженные тормоза управляются отдельным гидравлическим контуром, подача тормозной жидкости контролируется системой Contronic.

Узел сочленения погрузчика Volvo

О рабочем оборудовании стоит сказать отдельно, а именно о запатентованной системе опрокидывания ковша TP-Linkage (Torque Parallel), сохраняющей положение ковша при любом вылете стрелы и не ограничивающей обзор. Стрела оканчивается суппортом с гидрозамком, позволяющим оператору буквально за секунды сменить навесное оборудование, не выходя из кабины. Гидросистема, питающаяся от двух аксиальных гидромоторов переменного объема, приводит в действие рабочее оборудование и рулевое управление. Контур рулевого управления всегда имеет приоритет. Гидросистема чувствительна к нагрузке и обеспечивает подачу мощности в нужную точку в нужный момент времени. Как опция предлагается гидропневматическая система стабилизации стрелы BSS, компенсирующая толчки и раскачивание ковша. Благодаря BSS при движении погрузчика с большей скоростью содержимое ковша не просыпается. Помимо стандартного ковша разработана гамма навесного оборудования для работы с различными материалами – ковши для легких сыпучих материалов, для скальных пород, грейферы для работы с сортаментом, плуги, погрузочные вилы, крановые балки и т. д. Ковши комплектуют зубьями и сегментами разной конфигурации из стали высокой твердости. Для работы с гидрофицированным оборудованием погрузчик оснащают дополнительными гидравлическими контурами, а в кабине вместо стандартной правой консоли с двумя рычагами управления устанавливают консоли с тремя или четырьмя рычагами.



компании по теме статьи
компании по теме статьи