1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
О выборе гидромолота
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)

Звёзды британского балета

Экскаваторы JCB демонстрируют свои возможности

Леонид Малютин

Московская компания «ЛонМАДИ», продвигающая в нашей стране технику J. C. Bamford Excavators Ltd. (JCB), провела 18 сентября 2003 г. экскаваторное шоу. Мероприятие проходило на полигоне в ближнем Подмосковье при большом стечении зрителей. Общественности был представлен целый ряд моделей, в том числе новых для российского рынка. Погода благоприятствовала. Выступило шесть машин, всесторонне демонстрируя свой внешний вид и возможности.

Первую фигуру балета исполнил мини-экскаватор 8060. В Европе машины этого класса чрезвычайно популярны и занимают почти 70% рынка компактных строительных машин. За рубежом JSB-8060 был представлен в 2001 г., а в России это первый экземпляр. На шоу мини-экскаватор сначала показал, как он умеет копать, а потом как умеет закапывать, вставал на дыбы, демонстрировал атлетичность и прекрасное равновесие.

Одна из главных особенностей, во многом определяющая функциональность мини-экскаваторов, – поворотная стрела. У 8060 она поворачивается влево на 70° и вправо на 50°. Машина скомпонована в соответствии с концепцией zero tail swing, т.е. при повороте платформа не выходит за габариты гусеничной тележки. Можно работать вплотную к стене, не боясь ее задеть.

Бульдозерный отвал используется и как опора при работе, и по прямому своему назначению – для перемещения грунта, например, при обратной засыпке, может даже заглубляться на полметра.

Радует глаз обновленный дизайн капота. Могут быть разные мнения, насколько он выигрывает у предыдущего поколения функционально, но выглядит гораздо элегантнее. Внешняя эстетика приобретает все большее значение для строительной техники, а компания JCB, как известно, оказывает дизайну особое внимание.

ROPS-кабина поменьше, чем у больших собратьев, но не уступает по комфортабельности. При необходимости можно доукомплектовать машину навесом, защищающим от падающих предметов. Система управления стала проще, без компьютера и жидкокристаллического дисплея.

Для работы в городе можно укомплектовать машину резиновыми гусеницами, дабы не портить дорожное покрытие, тем более что на некоторых его видах сцепные свойства резины выше, чем у стали. Есть что выбрать из рабочих механизмов: 15 видов ковшей, гидромолоты Hammermaster, буровое оборудование Drillmaster.

По своей функциональности маленький экскаватор нельзя назвать маломощным. С ковшом емкостью 0,5 м3 и высотой выгрузки почти 4 м он не уступит и большим машинам.

Следующим выступил гвоздь программы – JS200 AUTO – 20-тонный гусеничный экскаватор нового поколения. В его конструкцию введен ряд инновационных решений. Мощность машины увеличилась при сохранении прежних габаритов и массы, а время рабочего цикла сократилось на 10%. Главная изюминка машины – компьютерная система AMS (Advanced Management System), контролирующая и управляющая параметрами работы двигателя и гидросистемы. AMS автоматически подстраивает их под нагрузку. Оператор освобождается от лишних движений, работа спорится, а топливо экономится. По имеющемуся в AMS режиму Auto разработчики назвали и сам экскаватор.

Для сокращения расходов на эксплуатацию конструкторами компании разработан новый фильтр гидросистемы, масляный фильтр двигателя, а также графитные вкладыши для сочленений стрелы и рукояти. Несколько изменился внешний вид экскаватора: улучшился дизайн кабины, исчезла надстройка над двигателем, мешавшая обзору, и более удобным стало управление.

После того, как JS 200 AUTO отработал свою программу, место на сцене занял тяжелый гусеничный экскаватор – JS 330L. Если бы не предупреждение ведущего шоу-программы, едва ли зрители догадались, что машина не новая, настолько свежо она выглядела. Помогая себе ковшом и пробуксовывая гусеницами (все-таки вес сказывается), экскаватор взобрался на косогор, перевалил через гребень и благополучно скатился вниз. Затем оператор продемонстрировал легкость, с какой 30-тонная махина ворочает горы земли. Стандартный ковш экскаватора вместимостью 1,18 м3, но из еще четырех ковшей можно выбрать самый большой – почти на два куба (1,85 м3). С высотой выгрузки 6,7–6,9 м этот экскаватор может работать с любыми сочлененными и даже карьерными самосвалами, например, Komatsu HD-605, Caterpillar 785.

Затем выступил экскаватор-погрузчик 3CX. Об этой машине наш журнал писал неоднократно, поэтому особо вдаваться в технические подробности не будем. Оператор исполнил акробатические этюды, показывая и силу гидравлики и превосходную устойчивость, намекая публике, что свалить 3CX не просто. В завершение он оперся на погрузочный ковш спереди, на ковш экскаватора сзади и, вытянув стрелу и рукоять на всю длину, выполнил фигуру «мостик». Под этим импровизированным мостиком неспешно прошествовал мини-экскаватор JCB-8060.

Вытянув ковш, наполненный грунтом на всю длину стрелы и рукояти, колесный 20-тонный экскаватор JS200W показал свою мускульную силу. Продемонстрировал он и свою маневренность. Рабочее оборудование этой машины управляется двумя джойстиками. Комфортабельная кабина защищена от вибрации специальной подвеской. Работа гидравлики контролируется компьютерной системой второго поколения CAPS II. Информация о работе систем машины выводится на жидкокристаллический дисплей. Показатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости двигателя и гидравлической жидкости выводятся на дисплей в виде графиков, стилизованных под привычные нам приборы.

Семь ковшей вместимостью от 0,4 до 1,18 м3, шесть двухчелюстных грейферных ковшей от 0,2 до 0,54 м3. Два вида стрел – моноблочная и сочлененная, три рукояти – 191, 240 и 300 см. Пять вариантов комплектации шасси: с бульдозерным отвалом, с опорами, с отвалом и опорами, с двумя парами опор, без отвала и опор. В общем, выбор может завести в тупик количеством возможных сочетаний. В зависимости от выбранных стрелы и рукояти максимальная глубина копания может составлять от 5,3 до 6,5 м, а высота выгрузки от 6,5 до 7,3 м.

Шестнадцатитонный JS160W отличается от предыдущей машины и весом, и габаритами, и рабочими характеристиками. У этого экскаватора свой набор стрел, рукоятей, ковшей. Колесная база шасси на 25 см короче, двигатель слабее – 96 л.с. (у «200-го» – 128). Есть различия в гидросистемах. Одним словом, JS160W – это уменьшенная копия JS200W.

На «160-ых» проводились состязания между операторами организаций, эксплуатирующих технику JCB. Не трудно догадаться, что смысл этого конкурса сводился к одному – кто глубже выроет яму. В ходе соревнования было отчетливо видно, кто сел в JCB первый раз, а кто уже имеет опыт обращения с этой машиной. При всей внешней схожести экскаваторов разных производителей, все равно необходим навык работы на конкретной машине. Сказываются различия в расположении органов управления, их чувствительность и обратная связь.

Присутствующими на шоу было отмечено, что уровень шума и снаружи и внутри кабин экскаваторов JCB потрясающе низок. Памятуя о звуковой гамме изделий отечественного машиностроения, можно считать эти английские машины бесшумными. Оборудование тихо, без характерного лязга принимало самые невероятные позы.

Хочется пожелать компании «ЛонМАДИ» успехов в продвижении замечательных машин JCB на российский рынок.

ФИРМА СТРОИТЕЛЬСТВО Экскаватор JCB
Леонид Малютин Основные Средства 11'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)