Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
 1
Монстры ждут
Монтажные гусеничные краны
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости

Звёзды британского балета

Экскаваторы JCB демонстрируют свои возможности

Леонид Малютин

Московская компания «ЛонМАДИ», продвигающая в нашей стране технику J. C. Bamford Excavators Ltd. (JCB), провела 18 сентября 2003 г. экскаваторное шоу. Мероприятие проходило на полигоне в ближнем Подмосковье при большом стечении зрителей. Общественности был представлен целый ряд моделей, в том числе новых для российского рынка. Погода благоприятствовала. Выступило шесть машин, всесторонне демонстрируя свой внешний вид и возможности.

Первую фигуру балета исполнил мини-экскаватор 8060. В Европе машины этого класса чрезвычайно популярны и занимают почти 70% рынка компактных строительных машин. За рубежом JSB-8060 был представлен в 2001 г., а в России это первый экземпляр. На шоу мини-экскаватор сначала показал, как он умеет копать, а потом как умеет закапывать, вставал на дыбы, демонстрировал атлетичность и прекрасное равновесие.

Одна из главных особенностей, во многом определяющая функциональность мини-экскаваторов, – поворотная стрела. У 8060 она поворачивается влево на 70° и вправо на 50°. Машина скомпонована в соответствии с концепцией zero tail swing, т.е. при повороте платформа не выходит за габариты гусеничной тележки. Можно работать вплотную к стене, не боясь ее задеть.

Бульдозерный отвал используется и как опора при работе, и по прямому своему назначению – для перемещения грунта, например, при обратной засыпке, может даже заглубляться на полметра.

Радует глаз обновленный дизайн капота. Могут быть разные мнения, насколько он выигрывает у предыдущего поколения функционально, но выглядит гораздо элегантнее. Внешняя эстетика приобретает все большее значение для строительной техники, а компания JCB, как известно, оказывает дизайну особое внимание.

ROPS-кабина поменьше, чем у больших собратьев, но не уступает по комфортабельности. При необходимости можно доукомплектовать машину навесом, защищающим от падающих предметов. Система управления стала проще, без компьютера и жидкокристаллического дисплея.

Для работы в городе можно укомплектовать машину резиновыми гусеницами, дабы не портить дорожное покрытие, тем более что на некоторых его видах сцепные свойства резины выше, чем у стали. Есть что выбрать из рабочих механизмов: 15 видов ковшей, гидромолоты Hammermaster, буровое оборудование Drillmaster.

По своей функциональности маленький экскаватор нельзя назвать маломощным. С ковшом емкостью 0,5 м3 и высотой выгрузки почти 4 м он не уступит и большим машинам.

Следующим выступил гвоздь программы – JS200 AUTO – 20-тонный гусеничный экскаватор нового поколения. В его конструкцию введен ряд инновационных решений. Мощность машины увеличилась при сохранении прежних габаритов и массы, а время рабочего цикла сократилось на 10%. Главная изюминка машины – компьютерная система AMS (Advanced Management System), контролирующая и управляющая параметрами работы двигателя и гидросистемы. AMS автоматически подстраивает их под нагрузку. Оператор освобождается от лишних движений, работа спорится, а топливо экономится. По имеющемуся в AMS режиму Auto разработчики назвали и сам экскаватор.

Для сокращения расходов на эксплуатацию конструкторами компании разработан новый фильтр гидросистемы, масляный фильтр двигателя, а также графитные вкладыши для сочленений стрелы и рукояти. Несколько изменился внешний вид экскаватора: улучшился дизайн кабины, исчезла надстройка над двигателем, мешавшая обзору, и более удобным стало управление.

После того, как JS 200 AUTO отработал свою программу, место на сцене занял тяжелый гусеничный экскаватор – JS 330L. Если бы не предупреждение ведущего шоу-программы, едва ли зрители догадались, что машина не новая, настолько свежо она выглядела. Помогая себе ковшом и пробуксовывая гусеницами (все-таки вес сказывается), экскаватор взобрался на косогор, перевалил через гребень и благополучно скатился вниз. Затем оператор продемонстрировал легкость, с какой 30-тонная махина ворочает горы земли. Стандартный ковш экскаватора вместимостью 1,18 м3, но из еще четырех ковшей можно выбрать самый большой – почти на два куба (1,85 м3). С высотой выгрузки 6,7–6,9 м этот экскаватор может работать с любыми сочлененными и даже карьерными самосвалами, например, Komatsu HD-605, Caterpillar 785.

Затем выступил экскаватор-погрузчик 3CX. Об этой машине наш журнал писал неоднократно, поэтому особо вдаваться в технические подробности не будем. Оператор исполнил акробатические этюды, показывая и силу гидравлики и превосходную устойчивость, намекая публике, что свалить 3CX не просто. В завершение он оперся на погрузочный ковш спереди, на ковш экскаватора сзади и, вытянув стрелу и рукоять на всю длину, выполнил фигуру «мостик». Под этим импровизированным мостиком неспешно прошествовал мини-экскаватор JCB-8060.

Вытянув ковш, наполненный грунтом на всю длину стрелы и рукояти, колесный 20-тонный экскаватор JS200W показал свою мускульную силу. Продемонстрировал он и свою маневренность. Рабочее оборудование этой машины управляется двумя джойстиками. Комфортабельная кабина защищена от вибрации специальной подвеской. Работа гидравлики контролируется компьютерной системой второго поколения CAPS II. Информация о работе систем машины выводится на жидкокристаллический дисплей. Показатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости двигателя и гидравлической жидкости выводятся на дисплей в виде графиков, стилизованных под привычные нам приборы.

Семь ковшей вместимостью от 0,4 до 1,18 м3, шесть двухчелюстных грейферных ковшей от 0,2 до 0,54 м3. Два вида стрел – моноблочная и сочлененная, три рукояти – 191, 240 и 300 см. Пять вариантов комплектации шасси: с бульдозерным отвалом, с опорами, с отвалом и опорами, с двумя парами опор, без отвала и опор. В общем, выбор может завести в тупик количеством возможных сочетаний. В зависимости от выбранных стрелы и рукояти максимальная глубина копания может составлять от 5,3 до 6,5 м, а высота выгрузки от 6,5 до 7,3 м.

Шестнадцатитонный JS160W отличается от предыдущей машины и весом, и габаритами, и рабочими характеристиками. У этого экскаватора свой набор стрел, рукоятей, ковшей. Колесная база шасси на 25 см короче, двигатель слабее – 96 л.с. (у «200-го» – 128). Есть различия в гидросистемах. Одним словом, JS160W – это уменьшенная копия JS200W.

На «160-ых» проводились состязания между операторами организаций, эксплуатирующих технику JCB. Не трудно догадаться, что смысл этого конкурса сводился к одному – кто глубже выроет яму. В ходе соревнования было отчетливо видно, кто сел в JCB первый раз, а кто уже имеет опыт обращения с этой машиной. При всей внешней схожести экскаваторов разных производителей, все равно необходим навык работы на конкретной машине. Сказываются различия в расположении органов управления, их чувствительность и обратная связь.

Присутствующими на шоу было отмечено, что уровень шума и снаружи и внутри кабин экскаваторов JCB потрясающе низок. Памятуя о звуковой гамме изделий отечественного машиностроения, можно считать эти английские машины бесшумными. Оборудование тихо, без характерного лязга принимало самые невероятные позы.

Хочется пожелать компании «ЛонМАДИ» успехов в продвижении замечательных машин JCB на российский рынок.

ФИРМА СТРОИТЕЛЬСТВО Экскаватор JCB
Леонид Малютин Основные Средства 11'2003 1 марта 2005

Комментарии (0)