Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
 1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Автоматические системы управления на линиях BRT
Современный пневмотранспорт в аграрном секторе
По материалам выставки «Золотая осень-2007»
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)

Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург

К. Ушанов, фото автора и компании Volvo

Александр Николаевич Радищев, проехав по Московскому тракту, написал в 1789 г. свое знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» – страшную книгу, клеймящую позором и крепостное право, и сам царизм. Прочитав ее, Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева». Но на пороге не конец XVIII века, а начало XXI. Изменились и способы передвижения. Гужевой транспорт стал экзотикой. От Москвы до Санкт-Петербурга наземным транспортом 10 – 12 ч езды, вместо трех-четырех дней в радищевское время.

На таком историческом фоне ЗАО Volvo Vostok решило организовать современное «путешествие из Москвы в Петербург». Казалось бы, что тут особенного? Сколько раз за год многие журналисты «челночат» между Москвой и Питером, особенно автомобилисты. Но вся интрига, задуманная Volvo, заключалась в том, что группе приглашенных журналистов, пишущих о коммерческом транспорте, предлагалось за рулем шведских грузовиков самостоятельно пройти весь семисоткилометровый путь, при этом по ходу движения меняться автомобилями на запланированных для этого стоянках.

Задуманная акция не только позволила журналистам опробовать пять разных грузовиков знаменитого шведского концерна в реальных эксплуатационных условиях России, но и перегнать автомобили из Москвы в Санкт-Петербург на день Volvo, который проходил 27 июня и был посвящен 30-летию пребывания концерна на российском рынке.

25 июня 2003 г., в половине восьмого утра колонна из пяти грузовиков Volvo и четырех легковых автомобилей сопровождения отправилась в путь. Перед нами стояла задача проследовать по пути длиной почти 700 км, некогда описанному А.Н. Радищевым.

Первый автомобиль, которым пришлось управлять в этом путешествии, был Volvo FL6 4x2. Этот грузовик оснащен дневной кабиной и кузовом Schmitz FP25 с боковой загрузкой. Кроме того, он оборудован грузоподъемным задним бортом ZEPRO BZ15 149T, способным перемещать 1 500 кг. Для удобства работ погрузочная высота кузова регулируется с помощью выносного пульта, расположенного с левой стороны водительского сиденья. По оснащению это классический пример грузовика для перевозок в пределах города или области. Такие автомобили в Москве, например, используют компании Coca-Cola и Pepsi-Cola.

Водительское место отличается большим комфортом. Водитель может сам корректировать высоту сиденья соответственно своему росту. Он также может менять наклон спинки сиденья вплоть до горизонтального положения. Пневматика сиденья автоматически реагирует на массу водителя, плюс ко всему оно еще и с электроподогревом.

Руководитель пресс-службы Volvo Наталья Алешина перед началом пробега проводит инструктаж журналистов

Нажимая на педаль, расположенную с левой стороны от основного педального блока, водитель может отрегулировать и рулевую колонку как по высоте, так и по углу наклона. Чем удобна регулируемая в двух плоскостях рулевая колонка, так это свободным выходом водителя из кабины. Отодвинул руль от себя, и перед тобой большое пространство для свободного перемещения по кабине. Есть у этой конструкции и еще одно достоинство: при фронтальном столкновении (не дай Бог, конечно) колонка уходит от водителя вверх и вперед, не нанося ему серьезных травм. Все рассказанное о водительском сиденье и рулевой колонке можно без добавлений и сокращений перенести и на остальные четыре автомобиля, участвовавших в пробеге.

Другим проявлением универсальности в грузовиках Volvo является комбинация приборов: расположение датчиков, компьютерного дисплея и клавиш управления системами автомобиля. Конечно, стиль панели для всех модификаций автомобилей Volvo остается одинаковым, но имеются и отличия.

Основной компонент комбинации приборов – информационный дисплей. Указатели уровня топлива, температуры двигателя, давления масла, спидометр, тахометр и световые индикаторы тоже ее неотъемлемая часть. Однако данные со всех электронных систем автомобиля выведены именно на дисплей. Любой сбой в двигателе, трансмиссии, ходовой части, системе тормозов и т.д. моментально отражается на экране. Мало того, водитель и сам может в любой момент затребовать информацию о работе той или иной системы. Управление этим информационным модулем находится под рулевым переключателем стеклоочистителя. Все под рукой, в прямом смысле слова.

Опережая события, скажем: электрические стеклоподъемники и электрический привод регулировки зеркал были установлены на всех пяти машинах, участвовавших в пробеге. Так же, как магнитолы и кондиционеры.

Уточнение маршрута

Что еще объединяет Volvo FL6H 4x2 с остальными автомобилями-участниками «путешествия из Москвы в Петербург»? Очень удобный вход в кабину и выход из нее: большой дверной проем, хорошо скомпонованные ступеньки и удачно расположенные поручни делают эту процедуру даже приятной.

Есть у этого автомобиля и своя, как говорят, «фенечка». Снаружи, над ветровым стеклом, установлено зеркало, позволяющее видеть расстояние между бампером автомобиля и каким-нибудь препятствием перед ним.

Однако идеальных автомобилей не бывает и Volvo здесь не исключение. Первый въевшийся минус – инерционный ремень безопасности. Именно въевшийся, так как притягивает к сиденью настолько плотно, что затрудняет даже незначительные перемещения водителя за рулем. И так на всех пяти машинах. Верхняя часть ремня просто впивается в шею, а пневмоподвеска сиденья только усугубляет ситуацию. В общем, за весь путь от Москвы до Питера кровоподтек на шее обеспечен. Volvo считается самым безопасным автомобилем в Европе, но, учитывая состояние российских дорог, вряд ли кто из отечественных водителей будет пристегиваться ремнем безопасности. Да и специфика работы на FL предполагает постоянные выходы из машины.

Автомобиль Volvo FL6H укомплектован дизелем собственного производства D6B 220, соответствующим Euro-3. Из обозначения следует, что это рядный 6-цилиндровый двигатель мощностью 220 л.с., оборудованный горным тормозом. Его крутящий момент 700 Нм при 1 800 об/мин. Мотор сагрегатирован с механической 6-ступенчатой коробкой передач Volvo T700A.

Автомобиль с таким силовым агрегатом обладает отличной стартовой динамикой, что немаловажно при движении в городском потоке. Однако его явно не хватает во время движения по трассе: чтобы удержаться в ритме движения колонны приходилось часто переходить на пониженные передачи.

Что еще подтверждает использование FL «на коротких плечах»? Объем топливного бака невелик – 300 л, поэтому, не доезжая Санкт-Петербурга, автомобиль пришлось дозаправить.

«Боевые кони» Volvo перед стартом

Общее впечатление от Volvo FL6H осталось хорошее. Кстати, только этот автомобиль имел во время пробега в кузове груз, поскольку вез оборудование для проведения Дня Volvo в Санкт-Петербурге. Возможно, поэтому не совсем соответствовал динамике колонны, в которой остальные автомобили шли налегке.

После остановки в Солнечногорске на СТО Volvo «Полярная звезда» водители сменили автомобили, и самый длинный отрезок пути до Вышнего Волочка, довелось проделать на самосвале Volvo FM12 8x4 420. Рабочее место дневной кабины этой машины аналогично FL. Только управление магнитолой осуществляется непосредственно с руля.

А вот инструктору Volvo, сидевшему на пассажирском месте, не повезло: его сиденье не имело пневмоподвески и проехать весь маршрут от Москвы до Питера пришлось как на табуретке. Правда, на отечественном самосвале ему пришлось бы еще хуже, ведь все Volvo имеют подрессоренные кабины с подвеской, снабженной вертикальными и поперечными амортизаторами.

Из всей остальной начинки шведского самосвального четырехосника хотелось бы отметить коробку отбора мощности, установленную на двигателе, а также гидравлический насос, гидроусилитель руля двойного действия, колесные редукторы, блокировку дифференциала и регулируемое противоподкатное устройство.

Сейчас на шасси Volvo устанавливают самосвальный кузов российского производителя фирмы «Бецема». Однако на нашей машине был смонтирован 17-кубовый кузов немецкой фирмы Meiller. Этот автомобиль не был загружен, и хотя задняя тележка имела пневмоподвеску, можете себе представить, какой «концерт» доносился из кузова при движении. Но шумоизоляция кабины – супер, и чтобы услышать громыхание кузова, нужно открыть люк, окно или дверь, чего при включенном кондиционере не требуется.

Динамика у машины хорошая. Да и чего бы шведскому самосвалу не лететь по трассе, когда его как пушинку несет 12-литровый 6-цилиндровый рядный дизель Volvo D12D 420, снабженный турбонаддувом и охладителем и развивающий 420 л.с. при 1 500 – 1 800 об/мин. Понятно, этот мотор соответствует Euro-3.

Коробка передач Volvo VT2214B тоже радует. Она 14-ступенчатая механическая, с делителем и демультипликатором, вспомогательной системой синхронизации и тросовым приводом переключения.

В общем, на этом самосвале можно чувствовать себя, как в легковом автомобиле, если бы не несколько «но». Первое – снова ремень безопасности. Второе – вентиляционный люк в крыше кабины должен иметь электропривод. Это осознаешь на седельных тягачах с высокой кабиной. И если уж в «низкой» кабине его открывать не удобно, особенно на ходу, то в «высокой» и подавно. Раз существует полный электропакет, то почему бы и лючок с электроприводом не установить.

Нужно признаться, самосвал – это автомобиль не для «дальнего боя», а для работы на «коротких плечах». И тому подтверждение топливный бак на 315 л. Естественно, как и среднетоннажник, FM12 8x4 до Питера без дозаправки не дошел.

Пришлось управлять еще двумя автомобилями. Это седельные тягачи со спальными кабинами и высокой крышей модели L2H2 Globetrotter. Оба Volvo FH12 4x2 420 как близнецы-братья, с малозаметными различиями. Самое большое из них: одна «голова» (красно-оранжевого цвета) изготовлена в Швеции; другая – белая, из Зеленограда, российская. Прочие отличия можно найти только при детальном рассмотрении спецификаций. В одном автомобиле под нижним спальным местом расположен холодильник, в другом выдвижной ящик. В одном регулировки сиденья с электроприводом, в другом – нет. Вот и все различия. Двигатели и коробки передач те же, что и на самосвале FM. Ремни безопасности такие же «навязчивые». Динамика тягачей без полуприцепов просто сумасшедшая.

Зато как отличается от своих собратьев Volvo FH12 4x2 460 Globetrotter XL! Нет, внешне он практически такой же, как «зеленоградец». Но внутри... Его салон «упаковали по максимуму», вплоть до климат-контроля, магнитолы с CD-плейером и автономного отопителя для двигателя и кабины.

Основное же отличие – силовой агрегат. Двигатель здесь тот же, что и остальных FH, только мощнее – 460 л.с. А вот коробка передач автоматическая I-Shift: 12 передач вперед и две назад, и все c электронным управлением. Во как! Соответственно, в кабине никакой педали сцепления.

На этой машине захотелось тронуться плавно. Да не тут-то было: деликатное пользование «газом» предполагает «задумчивую» динамику разгона. Пока нажал на педаль, пока «мозги» КП сообразили... В общем, передние машины колонны стали быстро от меня отрываться. В этот момент хотелось, как говорят водители-профессионалы, «подтыкнуть» еще одну передачу. С досады еще раз, уже резче, нажал на педаль. «Голова» рванулась вперед, как болид Формулы-1. От неожиданности даже дыхание перехватило. Вот это прыть! При таких темпах можно было очень быстро выйти в лидеры колонны, однако электронный ограничитель скорости остановил стрелку спидометра на отметке 90 км/ч. Снова появилось желание добавить передачу, но, увы...

За день до отъезда в учебном центре Volvo с журналистами-участниками пробега был проведен тщательный инструктаж, в том числе и по работе с коробкой передач I-Shift. Помимо автоматического режима переключения передач у нее есть режим принудительного переключения. Но, судя по всему, никто из коллег им не пользовался. При движении в колонне автоматический режим переключения порождал свои проблемы: много «газа» – упираешься во впереди идущий автомобиль, мало – начинаешь отставать. В общем, подобрать оптимальный режим движения так и не удалось.

Как и планировалось, пробег завершился в Санкт-Петербурге, только что отпраздновавшем 300-летие. Всего-то 12 ч хода со всеми плановыми и внеплановыми остановками. В целом путешествие из Москвы в Петербург на грузовых автомобилях Volvo принесло много приятных впечатлений. К тому же в конце поездки всех ждал день отдыха, а затем праздник «День Volvo». В общем, и поездка, и ее итог оказались намного радостнее, чем это было в свое время у Радищева.



К. Ушанов, фото автора и компании Volvo Основные Средства 08'2003 17 февраля 2005

Комментарии (0)