5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
 1
Нормы Евросоюза по токсичности отработавших газов легких грузовиков
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Транспорт для подземных горных работ
Обзор подземных самосвалов и погрузочно-доставочных машин
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
Диметиловый эфир (ч.1)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
 3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители
Гидравлика и электрооборудование бульдозера
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования

Транспорт для экстремальных условий

А. Дмитриевский, канд. техн. наук, ГНЦ НАМИ

Под таким названием в Государственном научном центре РФ, Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (ГНЦ РФ НАМИ) в конце февраля 2003 г. прошла очередная специализированная выставка. В ней приняли участие предприятия, занимающиеся созданием и совершенствованием различных транспортных средств и работающие не только над улучшением динамических и экономических показателей, но и стремящиеся приспособить их для эксплуатации в условиях Крайнего Севера и полного бездорожья. При этом особое значение приобретают требования к сохранению природы, снижению загазованности атмосферы, повышению комфортных условий в кабине.

Лаборатория пуска, охлаждения и микроклимата ГНЦ РФ НАМИ познакомила с разработанными ею климатическими системами для легковых и грузовых автомобилей, а также аппаратурой для предпускового разогрева двигателя и кабины, в том числе и без участия водителя, поддержания заданной температуры не только при движении, но и на стоянке при неработающем двигателе. Особое внимание было уделено повышению безопасности движения за счет предотвращения запотевания и замерзания лобовых и боковых стекол, жизнеобеспечению при авариях и других экстремальных условиях.

На стенде ЗАО «НАМИ – ХИМ» и ООО «НАМИ – ОИЛ» были представлены образцы низкотемпературных и тропических моторных и трансмиссионных масел, включая синтетические смазки, масла для двухтактных двигателей, рабочие жидкости для автоматических коробок передач, гидроусилителей руля и других агрегатов.

Дизайнерами ГНЦ НАМИ разработаны новые варианты пикапов повышенной проходимости на базе удлиненного автомобиля УАЗ с использованием серийных отечественных агрегатов. Это «Гренадер» с четырехцилиндровым двигателем объемом 2,9 л и «Тачанка Т134» с восьмицилиндровым мотором. Отделом автотранспортных средств разработан автомобиль на специальных сверхбаллонах, не только позволяющих двигаться по заболоченной местности за счет низкого давления на грунт, но и сохраняющих растительность тундры.

Наиболее полно были представлены материалы по оригинальным разработкам ОАО «Витязь» (Ишимбайский завод транспортного машиностроения), являющегося лидером в производстве двухзвенных гусеничных транспортеров ДТ-10П, ДТ-30П, ДТ-30 (число – грузоподъемность в т, «П» – способность плавать) для перевозки грузов в тропических условиях, при сверхнизких температурах и по бездорожью, болотам. Запас хода по топливу составляет 500 км. Мощность двигателя 710 л.с. обеспечивает максимальную скорость 37 км/ч на твердой земле и 4 – 5 км/ч на плаву. Универсальность конструкции позволяет переоборудовать транспортеры для перевозки длинномерных (до 13 м) грузов массой до 30 т. Использование гусеничного движителя, способность переплывать водные преграды с полной нагрузкой позволяет обходиться без предварительной разведки и специального оборудования маршрута движения. Заводом подготовлены еще четыре модификации двухзвенных транспортеров с более высокими показателями по надежности и комфорту кабины водителя.

Три модификации бронированных автомобилей с усиленной подвеской разработаны корпорацией «Защита». Автомобиль СБА-10 создан на базе УАЗ-3160. Предусмотрена возможность установки дизеля ЗМЗ-5143.10 мощностью 100 л.с. или нескольких вариантов двигателей «Тойота» мощностью от 91 до 205 л.с. На базе автомобилей УАЗ-3151МО, -31514, 31519 и их модификаций создан бронированный автомобиль СБА-4М. Кроме двигателей, предусмотренных для автомобилей СБА-10, на него может устанавливаться ЗМЗ-409 мощностью 132 л.с.

Специальный автомобиль «Скорпион» в базовой комплектации оснащен двигателем ЗМЗ-409.10 с впрыском бензина, а также системой с турельной выдвигающейся телескопической стойкой для гранатомета или крупнокалиберного пулемета и других видов оружия. Имеется вариант с бензиновым двигателем ЗМЗ-301.10 мощностью 207 л.с. По желанию заказчика, эти автомобили могут оснащаться защитой шин от проколов и поражения огнестрельным оружием, пуленепробиваемыми стеклами, взрывобезопасным топливным баком, системой ослепляющих фар. Кроме того, могут быть установлены тонированные стекла, кондиционер, гидроусилитель руля и другие системы.

Повышенный интерес вызвал полноприводный автомобиль «Мамонтенок», способный двигаться по любому бездорожью. Он имеет дизель Д-245, «ломающуюся раму», а катится на «сверхбаллонах» с регулируемым от 80 кПа и ниже давлением в них. Этот оригинальный автомобиль-вездеход разработан Межотраслевой научно-промышленной ассоциацией «АРКТИКТРАНС».

Санкт-Петербургской фирмой ООО «Автокад» создано несколько типов автомобилей высокой проходимости: грузопассажирских, бронеавтомобилей, гражданских различного назначения. У Т-098 «Комбат» с числом мест от 5 до 12 и снаряженной массой от 3,5 до 3,7 т предусмотрена возможность установки трех типов двигателей Vortec: 5,3-литрового V-8 (253 л.с.); 6,0-литрового (305 л.с.) и турбодизеля V-8 рабочим объемом 6,5 л (190 л.с.) Автомобиль «Канонир» с двигателем УМЗ-4218.10 мощностью 100 л.с. может развивать скорость до 125 км/ч.

Московской Промышленно-финансовой группой ООО «АТОН – ИМПУЛЬС» осваивается производство полноприводного двухобъемного трехдверного грузового автомобиля-амфибия А-2992 с кузовом из стеклопластика. Применение широкопрофильных бескамерных шин низкого давления (40 кПа) обеспечивает возможность двигаться по бездорожью. Максимальная скорость до 70 км/ч, преодолеваемый подъем 38о, скорость на плаву до 7 км/ч.

АОЗТ «Трансервис», являющееся представительством АвтоУАЗ, выполняет большой объем тюнинговых работ по семейству автомобилей УАЗ-3160, бронирование машин для разных государственных и коммерческих структур.

ОАО «Муромская промышленная компания» разработало и начало выпускать транспортеры АВП-093 и АВП-094 с приводом на все шесть колес, с шинами низкого давления, бензиновыми двухтактными двигателями РМЗ-640 производства ОАО «Рыбинские моторы» или дизелем МД-190 (Италия). Для движения по «слабым» грунтам предусмотрена возможность установки резиновых гусениц с металлическими грунтозацепами. Трансмиссия включает в себя клиноременный вариатор, двухступенчатую коробку передач, цепной привод.

К экстремальным условиям эксплуатации относится и проверка автомобилей в различных видах автоспорта. Фирма «АККС» создала современный гоночный болид, отвечающий современным требованиям безопасности и адаптируемый под разные особенности трасс. На стендах ГНЦ НАМИ были представлены автомобили, участвовавшие в международных соревнованиях (ралли, ралли-рейды и др.) и завоеванные в них призы.

В НАМИ был проведен научный семинар, посвященный новым видам транспорта для экстремальных условий.

А. Дмитриевский, канд. техн. наук, ГНЦ НАМИ Основные Средства 04'2003 8 февраля 2005

Комментарии (0)