Учиться, право, не грешно...

К. Ушанов, фото автора

Шведская компания Volvo Trucks провела показательный урок для журналистов, представив таким своеобразным способом свой учебный центр.

Скажем сразу, показательный учебный день оставил яркое впечатление. Но сначала несколько слов о самом центре. Он существует уже пять лет, и располагается на территории московского автокомбината № 36. В задачу центра входит обучение персонала клиентов щведского концерна – водителей и механиков. Ее выполнению служит превосходное оснащение. Но главное – это высококвалифицированный персонал, оперирующий самыми современными средствами обучения. Сегодня московский центр Volvo стал головным в СНГ и странах Прибалтики. На нем прошли подготовку 417 механиков и 603 водителя.

Менеджер центра Владимир Каминский рассказал, что первыми крупными клиентами Volvo стали компании, занимающиеся перевозками напитков. Для обслуживания проданных машин было открыто 12 сервис-центров, и процесс обучения стал постоянным. Занятия в центре проводятся несколько раз в месяц. Персонал готовят в несколько этапов.

Сначала ознакомление с конструкцией автомобилей Volvo и обучение механиков. Затем, после года работы – снова обучение, но уже с учетом практики. Технический инструктор Сергей Ганжа рассказал об особенностях трансмиссии I-shift и продемонстрировал диагностику машины с применением специальных программ, а также послеремонтное тестирование коробки передач.

Обучение водителей также начинается с изучения устройства машин. Конечно, здесь свои особенности: работу электронных систем, систем автоматической прокачки топлива (4 мин.) или самослива воды из топлива, водителю знать необходимо. Для полного использования возможностей автомобиля необходимо понимать работу антиблокировочной системы (ABS) и систему стабилизации курсовой устойчивости (ESP), а также всех других.

Блиц-курс по управлению автопоездами Volvo с трансмиссией I-shift журналисты прошли на Ходынском поле. Для сравнения был предоставлен одиночный тягач с ручным управлением коробкой передач. Вождение проходило на специально размеченной трассе, в которую были включены такие упражнения, как «змейка» и заезд задним ходом в два бокса попеременно. Вместо выпускных экзаменов – экспресс-соревнования по фигурному вождению автопоезда.

Volvo FH с I-shift представляет собой сложный электронно-механический агрегат, и водитель обращается с ним, как с любым «автоматом»: рычаг селектора на «драйв» и работай педалями. Нажал на «газ» – поехал; нажал на тормоз – замедлился или остановился. Все остальное сделает электроника. Она включит и выключит сцепление, выберет передачу с учетом подъема или спуска, определит какие из тормозных систем задействовать для снижения скорости... А водитель –знай себе «баранку» крути.

При вождении чувствуешь себя несколько странно. Во всяком случае, слышать, как автомобиль сам «сбрасывает газ» при полностью нажатой педали или «делает перегазовку» довольно чудно. Но в целом все очень удобно.

Сравнивать интерьер FH с отечественными грузовиками просто неприлично. Большие наружные зеркала с электроподогревом и электрорегулировкой закреплены на стойке лобового стекла. Сиденья... нет, правильнее сказать – «кресла», имеют пневмоподвеску и множество регулировок положения.

Рулевая колонка регулируется и по углу наклона, и по высоте, а для удобства выхода откидывается вперед, и все это можно проделать, нажав на одну-единственную педаль. Сам руль, и по толщине обода, и по диаметру, немного больше легкового, а рулевой механизм с гидроусилителем имеет переменное передаточное число, что облегчает маневрирование. Панель приборов из травмобезопасного материала не имеет острых углов. А высота кабины позволяет стоять в полный рост.

В заключение соревнования по фигурному вождению. И не важно, кто победил. Важно, что журналисты, пишущие про коммерческий транспорт, рискнули участвовать в состязании, и не только опробовали магистральный грузовик будущего, но и познакомились с современной постановкой дела у шведского автомобилестроителя.