Грузовые автомобили на «мотор-шоу 2002»

В. Мамедов, фото автора

Очередное «Мотор-Шоу» – смотр достижений автомобилестроения на площадках и в павильонах Выставочного комплекса на Красной Пресне – традиционно собрало тысячи москвичей и гостей столицы. Несмотря на отсутствие многих мировых производителей легковых автомобилей, грузовые были представлены как российскими, так и зарубежными фирмами достаточно широко.

Магистральный грузовой автомобиль-тягач ЗИЛ-6309НО грузоподъемностью 10,0 т

Отметим при этом, что отечественная автомобильная промышленность, постоянно выставляющаяся после жестокого кризиса 1993 – 1996 гг., представила немало образцов современной техники. Впрочем, по словам Николая Пугина, председателя совета директоров АО «АСМ-Холдинг», о серьезных успехах в отрасли говорить пока не приходится. Налицо лишь некоторая стабилизация работы на большинстве автомобильных предприятий страны.

Наблюдается незначительный (0,1%) прирост производства грузовых автомобилей по итогам I полугодия 2002 г. Однако его обеспечили только два автозавода: АО «ГАЗ» и АО «УАЗ». У первого по сравнению с уровнем 2001 г. на 30,7% вырос выпуск «Соболей», на 10,1% – «Газелей» и на 4,7% – среднетоннажных ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308. На 2,3% возросло производство грузовых автомобилей на АО «УАЗ».

К сожалению, остальные российские заводы производство грузовых автомобилей по отношению к I полугодию 2001 г. заметно снизили. В частности, АМО ЗИЛ – на 25,3%; АО «КАМАЗ» – на 14,5%; АО «АЗ «Урал» – на 5,6%; АО «Ижмаш-Авто» – на 6,3%. Объемы продаж грузовиков за 6 месяцев 2002 г., по данным предприятий, снизились на 4%. На некоторых заводах образовались остатки нереализованной продукции, соизмеримые с месячным объемом производства. Поэтому по результатам I полугодия можно прогнозировать производство грузовых автомобилей в 2002 г. на уровне 175 тыс. шт., или на 0,5 – 1% выше, чем годом раньше.

Концептуальный грузовой автомобиль ЗИЛ-434362

Удачно работают автобусные заводы. В 2001 г. уровень их производства впервые превзошел докризисный, 1990 г., более чем на 5 тыс. машин и достиг рекордного, 5 800 – 6 000 шт. в месяц. Тенденция эта сохранилась и в 2002 г. Есть основания считать, что заводы, входящие в компанию «РусАвтоПром» (АО «ГАЗ», АО «ЛиАЗ», АО «ГолАЗ» и ООО «КАвЗ») вместо 12 тыс. автобусов, собранных в 2001 г., выпустят до 16 400 машин в 2002-м.

А теперь познакомимся с самыми интересными новинками техники, показанной на MIMS`2002.

АМО ЗИЛ

В «Экспоцентре» московское предприятие представило 14 автомобилей. Начнем с автобуса повышенной комфортабельности ЗИЛ-325ООR с дизелем Renault MIDR 040226F4 040226А4 мощностью 135 л.с. при 2 400 об/мин. Большой интерес вызвали два автомобиля грузоподъемностью 4,5 т с погрузочной высотой, близкой к погрузочной высоте «Бычков». На них установлены двигатели ММЗ Д245.9, отвечающие требованиям Euro-2, мощностью 136 л.с. Один из автомобилей, ЗИЛ-2Э4362 имеет короткокапотную компоновку, второй, экспериментальный, ЗИЛ-4Э4362, кабину над двигателем. Концепт-кар обладает грузоподъемностью 5 т при снаряженной массе 3,8 т. Его максимальная скорость – 95 км/ч, контрольный расход топлива – 15 л/100 км. Очевидный выигрыш новой конструкции в лучшей маневренности, обзорности с места водителя, меньшей габаритной длине – качествах, важных для городского коммерческого грузовика.

Многоцелевой бронированный внедорожник «Тигр» ГАЗ-2975

Класс малотоннажных грузовиков был представлен четырьмя новинками: седельным тягачом ЗИЛ-540100 с колесной базой 3 245 мм, медицинским автомобилем-фургоном ЗИЛ-5401Н1 с пневмоподвеской заднего моста и принудительной блокировкой дифференциала, специальным фургоном ЗИЛ-5301СС-18, сконструированным по заказу ФСБ, автомобилем ЗИЛ-5301В4 грузоподъемностью 2,5 т с базой 3 650 мм и термокузовом.

Для работы в составе автопоезда полной массой 30 т на ЗИЛе создан трехосный (6х4) тягач ЗИЛ-6309НО грузоподъемностью 10 т, оснащенный дизелем ЯМЗ-236НЕ мощностью 230 л.с., отвечающим требованиям Euro-2. Тягач имеет просторную удлиненную кабину, АБС и предназначен для дальних перевозок грузов.

Учитывая интерес покупателей к среднетоннажным грузовикам, оснащенным бензиновыми двигателями, ЗИЛ продолжает усовершенствовать их в направлении снижения токсичности и повышения экономичности. Пример тому: показ на выставке грузовика ЗИЛ-43360 грузоподъемностью 6,0 т с мотором ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с. при 3 200 об/мин, оборудованным системой центрального впрыска бензина.

Для замены износившихся пожарных машин производства Прилукского завода (Украина) ЗИЛ подготовил три новых пожарных автомобиля, выпуск которых налажен в Москве: ЗИЛ-433474 (6х6), ЗИЛ-433104 (4х2) и ЗИЛ-530104. Все эти модели обладают более высокими техническими характеристиками и уже востребованы гарнизонами ряда городов России.

Внедорожник «Егерь-2» ГАЗ-3308

ОАО «ГАЗ»

Экспозиция нижегородцев традиционно была одной из самых представительных, располагаясь на 720 м2 открытой площади и 200 м2 в павильоне.

Семейство «Соболей» было представлено рестайлинговой моделью ГАЗ-2217 «Соболь-Баргузин» с новым оперением передней части кузова – радиаторной решеткой, бампером, светотехникой. Модель отличает также усовершенствованная система вентиляции и отопления. Восьмиместный универсальный микроавтобус демонстрировался с дизелем ЗМЗ-40522, дополненным системой нейтрализации отработавших газов, обеспечивающей выполнение норм Euro-2. Среди других моделей семейства отметим полноприводную версию ГАЗ-22177, автомобиль-такси ГАЗ-221703 с дизелем ГАЗ-560 и специальной компоновкой салона.

Появилось пополнение и в семействе малотоннажных грузовиков и микроавтобусов «ГАЗель». 13-местное маршрутное такси с высокой крышей ГАЗ-322133 отличается увеличенными дверным проемом и высотой салона, более оптимальной компоновкой, улучшенной передней частью кузова, системой нейтрализации выхлопных газов. Модель оснащена двигателем ГАЗ-40522, в то время как фургон ГАЗ-2705 имеет под капотом двигатель нового стратегического партнера ГАЗа – концерна IVECO (модель 8140.43С), сблокированного с коробкой передач IVECO 2826.5. Более мощный дизель IVECO 8040.45С можно увидеть, и подняв капот перспективного грузового автомобиля ГАЗ-3310180 «Валдай», производство которого запланировано в ближайшие годы.

Среднетоннажный грузовой автомобиль КамАЗ-4315

Премьерой выставки стал ГАЗ-2975 «Тигр», полноприводный многоцелевой автомобиль, рассчитанный на эксплуатацию в самых различных климатических условиях. Автомобиль оснащен турбодизелем с промежуточным охлаждением воздуха Cummins В-180 и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Предусмотрена установка иных силовых агрегатов (в частности, ГАЗ-560) и автоматических трансмиссий. Высокую скорость на дороге и пересеченной местности обеспечивает независимая торсионная подвеска всех колес, а 400-миллиметровый дорожный просвет и система автоматического регулирования давления воздуха в шинах гарантируют машине высокую проходимость. Модель имеет гидроусилитель руля и может найти применение, как в гражданских, так и в военных целях. Она была представлена как в бронированном трехдверном варианте, так и с пятью дверями и задним багажным отделением в виде платформы, укрываемой брезентовым верхом. С шинами размерности 335/80R20 «Тигр» способен преодолевать максимальный подъем в 45о, брод глубиной до 1,2 м, в то же время максимальная скорость автомобиля варьируется в зависимости от оборудования и силового агрегата от 125 до 140 км/ч.

Среди специальных автомобилей, показанных на выставке, отметим инкассаторский «Соболь» с новым оперением и панелью приборов, «Егерь-II» ГАЗ-3308 с двухрядной кабиной, «Спасательный» ГАЗ-33086, в основе которого автомобиль «Земляк», самосвал на шасси «ГАЗель», рефрижератор ГАЗ-3302, санитарный «Соболь» ГАЗ-3317. Впервые на выставке было объявлено о введении понятия «модельный год» и о стремлении завода ежегодно обновлять выпускаемую продукцию.

Перспективный седельный тягач КамАЗ-5470

ОАО «КАМАЗ»

В столицу России автогигант из Набережных Челнов привез три новинки, нигде не «засветившиеся» ранее, а также двигатели нового семейства, удовлетворяющие требованиям Euro-2. На MIMS`2002 были показаны среднетоннажный автомобиль КамАЗ-4315, седельный тягач КамАЗ-5470, пригородный автобус северного исполнения НефАЗ-5299-01, самосвал КамАЗ-65111 – полноприводный собрат известного 65115-го.

Начиная с 2001 г., все грузовики, сходящие с главного конвейера АО «КАМАЗ», оснащают дизелями, соответствующими Euro-1 или Euro-2. Выпуск двигателей старого семейства прекращен. Модернизация дизелей была проведена при одновременном избавлении от многих других, не связанных с проблемой токсичности, недостатков. В конце 2002 г. – начале 2003 г. запланирован массовый переход на моторы, отвечающие требованиям Euro-2.

>b>АО «АЗ «Урал»

Крупнейший в СНГ производитель грузовых автомобилей высокой проходимости, Уральский автомобильный завод («УралАЗ»), преобразованный в прошлом году в АО «Автомобильный завод «Урал», представил на выставке три новинки с полноприводными трансмиссиями. Вхождение в 2001 г. в холдинг «РусПромАвто» (РПА) и получение финансирования для проведения конструкторских разработок позволило начать существенную модернизацию выпускаемого модельного ряда, а также приступить к разработке нового семейства грузоподъемностью 26 – 33 т. В соответствии с соглашением о стратегическом партнерстве, подписанном РПА и группой компаний FIAT, производство автомобилей большой грузоподъемности АЗ «Урал» планирует осуществлять совместно с компанией IVECO на базе СП «ИВЕКО-УралАЗ».

Самосвал КамАЗ-65111 с колесной формулой 6х6

На выставке впервые был представлен опытный образец самосвала с задней разгрузкой «Урал»-63293 с колесной формулой 6х6 и допустимой полной массой 33,5 т. Автомобиль представляет собой вариант установки силового агрегата ЯМЗ-7511.10 (400 л.с., Euro-2, турбонаддув с интеркулером) с коробкой передач ЯМЗ-239 на изделие СП «ИВЕКО-УралАЗ». Отечественный силовой агрегат снижает цену машины, упрощает ее сервис, отвечая пожеланиям транспортников.

Класс автомобилей высокой проходимости и большой грузоподъемности был представлен полноприводным четырехосным шасси «Урал»-532362 (8х8) грузоподъемностью 15 т, оснащенным 300-сильным турбодизелем ЯМЗ-238Б. Машина допускает отбор мощности от коробки передач и от раздаточной коробки. Оба автомобиля (и 6х6, и 8х8) имеют кабину СП «ИВЕКО-УралАЗ» со спальным местом.
И все же завод «Урал» считает, что для массовых полноприводных грузовиков в России предпочтительна капотная компоновка. Посетители выставки впервые могли познакомиться с экспериментальной моделью нового представителя перспективного семейства капотных вездеходов «Урал»-636142-02 (6х6), с кабиной и оперением интегрального типа. Кабина рассчитана на трех человек и отличается эргономически совершенным рабочим местом водителя. Тягач «Урал»-636142-02 был оснащен турбодизелем ЯМЗ-236БЕ2 мощностью 250 л.с., отвечающим нормам Euro-2.

Полноприводный (6х6) самосвал «Урал»-63293

ОАО «УАЗ»

Ульяновский автозавод, планирующий выпустить в 2002 г. 82 тыс. автомобилей, привез в Москву на выставку два новых пикапа. Первый назван заводчанами «Пикап-грузовик». Он имеет индекс «23608» и создан на базе внедорожников УАЗ-3160/3162. Модель отличается увеличенной до 3,0 м колесной базой, наличием двухместной двухдверной кабины и грузовой платформы прямоугольной формы с металлическими бортами и деревянным полом размерами 2 525х1 900х1 400 мм с тентом и 2 525х1 900х420 мм без тента. На автомобиле установлен дизель ЗМЗ-5143.10 мощностью 98 л.с., что позволяет сочетать высокую экономичность с хорошими динамическими показателями. Автомобиль рассчитан на перевозку мелкопартионных грузов в торговле, фермерских хозяйствах, в сфере строительства и предпринимательства. У него два топливных бака емкостью по 45 л каждый, хорошие геометрические показатели проходимости, подключаемый полный привод.

Другая новинка – пикап с двойной кабиной УАЗ-23632. Размеры платформы за кабиной – 1 400х1 560х1 300 мм. Платформа имеет откидной задний борт и новый «кенгурин» с интегрированной в него электролебедкой. Грузовая платформа может быть как открытой, так и закрытой с мягким или жестким верхом. На представленном образце был установлен бензиновый двигатель ЗМЗ-409 мощностью 136 л.с. В основе конструкции – модель УАЗ-3162 с удлиненной до 3,0 м колесной базой.

Пикап со сдвоенной кабиной УАЗ-23632

МАЗ

Завод традиционно познакомил посетителей выставки со своими последними разработками. В этом году он полностью перешел на комплектование автомобилей дизелями, отвечающими требованиям Euro-2. На открытой площадке международный седельный тягач предстал в новой, внутренней ипостаси – МАЗ-5440.03 (4х2).

Соответственно машина получила двигатель ЯМЗ-236БЕ2 мощностью 250 л.с. С ним сблокирована 8-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-238М. Номинальная полная масса автопоезда с таким тягачом – 35 т, допустимая – 38 т. На тягаче установлены бескамерные шины 295/80 R22.5, рессорная или пневматическая (по заказу) подвеска заднего моста, АБС. В кабине предусмотрено одно спальное место.

Впервые минчане привезли в столицу среднетоннажный автомобиль-самосвал МАЗ-457040-220 для нужд городского коммунального хозяйства. Полная масса самосвала составляет 9 800 кг при грузоподъемности 4 600 кг. Автомобиль выпускается с дизелем ММЗ Д-245.30Е2 мощностью 155 л.с. (Euro-2). Коробка передач – 5-ступенчатая, СААЗ-433420-1700010-01. Самосвальный кузов объемом 3,34 м3 разгружается на три стороны. По заказу его объем может быть увеличен с помощью надставных бортов. Автомобиль укомплектован шинами 235/75R17,5. В списке дополнительного оборудования – АБС, тахограф, независимый подогреватель и другие опции.

Среднетоннажный самосвал МАЗ-457040-220 грузоподъемностью 4,6 т

Впервые завод показал также двухосный полуприцеп для местных и региональных перевозок МАЗ-931010. Его снаряженная масса – 6,2 т, при этом его грузоподъемность – 22,95 т. Полуприцеп имеет тент, защищающий груз. Объем закрытого отсека платформы составляет 83 м3. Прицеп обеспечивает боковую загрузку грузов, при которой крышку тентовой надстройки снимать не нужно. В качестве дополнительного заказного оборудования предусмотрена установка алюминиевых дисковых колес, топливного бака с системой перекачки топлива, вещевого ящика, устройства для подавления брызг.

Автобусный филиал МАЗа привез городской автобус МАЗ-103-075 в северном исполнении. Называется он «Арктика». Образец выставлялся с дизелем фирмы Deutz мощностью 236 л.с. и автоматической трансмиссией Voith. Для сохранения тепла в салоне пол выполнен двойным, крыша имеет дополнительную теплоизоляцию. Уменьшена площадь бокового остекления. В салоне установлены обогреватели увеличенной мощности, улучшен обогрев кабины водителя. Для вентиляции салона летом число вентиляторов на крыше доведено до трех. Характерное северное отличие машины – применение вертикально установленной выхлопной трубы. В список заказного оборудования добавлена централизованная смазка элементов ходовой части.

Холдинговая компания «АвтоКрАЗ»

Магистральный тягач фирмы International

Хотелось бы верить, что самые трудные годы хорошо известного в России автозавода позади. Отныне 83,4% акций (весь государственный пакет) принадлежит украинско-немецкой фирме «Мега-моторс», которая не только остановила падение производства автомобилей, но и увеличила объемы выпуска в 3 раза по сравнению с 1995 г. Впервые за много лет 2001 г. КрАЗ закончил с прибылью.

Посетители имели возможность познакомиться сразу с двумя представителями нового семейства большегрузных шасси с колесной формулой 8х4. КрАЗ-7133С4-Д10 – так называется новый самосвал грузоподъемностью 15 т с кузовом задней разгрузки объемом 20 м3. Новинка имеет капотную компоновку, четыре моста (два из них ведомые) и дизель ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с., сблокированный с 8-ступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость машины на асфальте – 90 км/ч, допустимая полная масса – 29,5 т. Рядом с самосвалом стоял аэродромный топливозаправщик производства НПО «Авиатехнология» с цистерной емкостью 30 м3 на шасси КрАЗ-7133Н4 (8х4).

Львиную долю поставок техники (около 50%), идущей в Россию (а это 90% всей продукции, выпускаемой заводом), составляют шасси для последующего монтажа на них различных специализированных надстроек, заказанных, как правило, ведомствами, связанными со строительством и добычей нефти и природного газа. Теперь типаж шасси значительно расширен.

Четырехосный (8х8) самосвал TATRA 815 280 S 84

АО «TATRA»

Большие перемены произошли и у нашего другого зарубежного партнера, чешского завода TATRA. В ноябре 2001 г. правительство Чехии продало 91,2% акций этого предприятия американскому концерну SDC, а тот, в свою очередь, сохранив за собой контрольный пакет в сумме 51% акций, продал оставшиеся акции (40,6%) фирме Terex Corp., известному производителю строительной техники. Обе компании-владелицы рассчитывают развивать производство строительных самосвалов TATRA. При этом к сбыту подключаются 60 дилеров компании Terex, что может дать новые стимулы для роста производства.

В Москве TATRA демонстрировала две новинки, вызвавшие интерес у строительных организаций столицы и области. Первая – самосвал TATRA T163 36ESK8 6x6 JAMAL, получивший название «Маша», с одинарными шинами 1600R20 передних колес и одинарными шинами 2400R21 задних колес. Благодаря специальным прокладкам высота кузова для увеличения проходимости увеличилась, то же было проделано и с кабиной.

«Маша» рассчитана на работу в экстремальных условиях бездорожья, включая труднопроходимую местность с рыхлой болотистой почвой. Она оснащена 8-цилиндровым дизелем TATRA T3B-929-60, отвечающим нормам Euro-2, мощностью 255 кВт при 1 800 об/мин, имеет 10-ступенчатую основную и двухступенчатую дополнительную коробки передач, торсионную подвеску передних колес и пневматическую – задних. Межосевой дифференциал задних мостов блокируемый.

Пикап-грузовик УАЗ-23608

Еще одна премьера MIMS`2002 – четырехосный самосвал с кабиной над двигателем TATRA 815 280S84 41 270 8x8/2. Подобные машины поставляются как с трехсторонней разгрузкой кузова, так и только с задней. Дизель TATRA T3C-928-80 (Euro-3) развивает мощность 270 кВт при 1 800 об/мин и максимальный крутящий момент 1 800 Нм при 1 000 об/мин. Ходовая часть традиционна для TATRA последних лет: спереди в качестве упругих элементов торсионы, сзади – пневмобаллоны. Допустимая полная масса машины достигает 41 т. Широкий выбор дополнительного оборудования помогает клиенту дилерского центра подобрать оптимальный вариант для каждого конкретного случая эксплуатации. Производство машин ведется только в соответствии с заказами.

Среди иных участников экспозиции нельзя не упомянуть компании Volvo Trucks, МАЗ-MAN, Scania, дилеров фирмы IVECO, Hyundai и International, показавших на своих стендах образцы своих грузовиков. Мы не останавливаемся на них лишь потому, что описания их новинок для российского рынка в большинстве случаев недавно уже были опубликованы на страницах нашего журнала.

Подводя итог экспозиции грузовиков на MIMS`2002 можно сказать, что она была традиционно разнообразна и привлекла внимание тысяч специалистов, дала толчок налаживанию новых деловых связей и контактов, продемонстрировала возросший за год уровень технической оснащенности автомобильной техники.