«Четра» – это не рыба,.. а новая модель Чебоксарского тракторного завода

О. Жарков, фото К. Ушанова

Для жителей Чувашии 24 июня – праздник, День республики. Конечно, лидирующее машиностроительное предприятие ОАО «Промтрактор» приняло в нем активное участие, подарив жителям и гостям Чебоксар красочное зрелище: трактор-шоу. На шоу присутствовали президент и видные деятели Чувашии, руководители крупных предприятий – ЮКОС, ЛУКОЙЛ, Балтийская строительная компания, Газпром, МПС, другие потребители и потенциальные покупатели продукции завода. Кроме гостей из России приехали представители заводов и торговых компаний Средней Азии, Украины, Белоруссии, Эстонии, Монголии.

Монгольские специалисты рассказали, что в их золотодобывающих карьерах работает в основном техника ведущих мировых фирм, таких как Komatsu, Caterpillar. Однако они хотели бы покупать достаточно качественные и долговечные машины по более демократичным ценам. Поиски на китайской промышленной выставке результатов не дали. Нужное нашлось в России: приглянулась чебоксарская техника, и в настоящее время уже идут переговоры о деловом сотрудничестве с монгольской внешнеторговой фирмой.

Центральной частью показа техники стала презентация нового проекта – трактора «Четра», представляющего собой, по словам создателей, трактор-люкс на базе появившегося год назад Т-11.01К. Исходная модель основательно подверглась рестайлингу, сильно похорошела внешне, стала заметно комфортабельнее.

В техническом плане значительных отличий у «Четры» от Т-11.01 нет. Мощность двигателя 167,5 л.с., эксплуатационная масса 20 т (Т-11.01 немного тяжелее – 20,3 т). Бортовые фрикционы представляют собой многодисковые муфты с гидросервоприводом. Тормоза – пружинные постоянно замкнутые многодисковые муфты. Дифференциальный механизм поворота (устанавливается по заказу) обеспечивает поворот трактора под нагрузкой. Бортовая передача двухступенчатая, планетарная. Для облегчения замены в полевых условиях ведущая звездочка выполнена в виде пяти секторов, которые крепятся болтами.

Коробка передач планетарная, переключаемая под нагрузкой работает с одноступенчатым гидротрансформатором. Конструктивно эти два устройства объединены с согласующим редуктором и главной передачей в силовой блок, устанавливаемый в картер заднего моста. На двигателе стоит упругая муфта, через нее и карданный вал трансмиссионный блок получает крутящий момент. Максимальное давление в гидросистеме 20 МПа.

Управление осуществляется двумя рычагами, что естественно при такой конструкции трансмиссии. В «Четра» трансмиссией с помощью электрогидравлических распределителей управляет микропроцессорная система. Машина оснащена системой централизованной смазки навесного оборудования. Заметим, что в некоторых зарубежных моделях в этих узлах используются необслуживаемые шарниры, не нуждающиеся в смазке. Но для российского тракторостроения централизованная смазка – несомненный прогресс. «Четра» оснащена системой диагностики, что позволит улучшить техническое обслуживание машины.

Продукция завода ориентирована, главным образом, на горнодобывающую и нефтегазовую отрасли. Кроме обширной гаммы (8 моделей) бульдозеров шести тяговых классов, объединение выпускает четыре модели трубоукладчиков грузоподъемностью от 22 до 50 т, рассчитанных на укладку труб диаметром от 500 до 1 500 мм (на сегодня в мире применяются трубы диаметром до 1 400 мм). Как рассказал генеральный конструктор предприятия, в настоящее время завершается разработка конструкторской документации на трубоукладчик ТГ-121 грузоподъемностью 12 т на базе трактора Т-11, производство ТГ-121 намечено начать в будущем году. И тогда чебоксарцы будут иметь полный типоразмерный ряд трубоукладчиков для нефтегазового комплекса.

По специальным заказам вместо ярославских дизелей устанавливают Cummins. Возможна комплектация газовыми двигателями, что весьма актуально в шахтах, карьерах и других местах с проблемной вентиляцией. Могут быть изменены и другие параметры машин. Например, в конструкцию трубоукладчика, отправленного одной из крупнейших угледобывающих компаний Индии, было внесено в общей сложности 32 изменения. Компания ведет добычу открытым способом, и трубоукладчик ТГ-503Я используется для транспортировки подвижных конвейеров на угольных разрезах. Сейчас там успешно работают шесть чебоксарских машин.

Предмет заслуженной гордости – трактор Т-35.01.ЯБЛ-3, разработанный по заказу российского МПС. Подобно японским машинам он оборудован тяговой лебедкой усилием 50 т. Кстати, такая лебедка разработана и устанавливается на российских тракторах впервые. Железнодорожники высоко оценили модернизированную машину.

ОАО «Промтрактор» выпускает также фронтальный колесный погрузчик ПК-12.02 с ковшом вместимостью 6,7 м3 и грузоподъемностью 12 т, предназначенный для работы в карьерах с сыпучими и кусковыми материалами. Машина оснащается мощным (480 л.с.) ярославским дизелем. На ее базе выпускается также колесный бульдозер ТК-25.02 тягового класса 25 т и эксплуатационной массой 45 т. Эти машины уже работают в суровых условиях – золотодобывающих карьерах в Нерюнгри, и показывают высокую производительность и надежность.

Специалисты завода подчеркивают, что чебоксарские машины, не уступая отечественным и зарубежным аналогам по ряду эксплуатационных характеристик, имеют гораздо более низкую цену (в 1,5 – 4 раза ниже), что весьма важно для отечественного потребителя.