Коммунальная техника – новинки сезона

Л. Кузнецов, фото автора

Этот год оказался очень богат на новинки коммунальной техники. Предлагаем вам познакомиться с ними по материалам 4-й Московской международной выставки ДОРКОМЭКСПО 2002, проходившей в Гостином дворе с демонстрацией машин на Васильевском спуске.

Комбинированная уборочная машина на шасси ЗиЛ-433362

ОАО «Мосдормаш» представило комбинированную уборочную машину на шасси ЗиЛ-433362, разработанную совместно с кафедрой подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин Московского государственного открытого университета. Оборудование для мойки водой под давлением проезжей части, прилотковых участков дороги и мест парковок состоит из трёх пластиковых баков общей вместимостью 6 м3 и передней моечной рейки с шириной полива 1,5 – 3 м. На рейке можно устанавливать боковые сопла для увеличения ширины полива до 10 м. Давление воды не более 2 МПа, рабочая скорость машины 6 – 20 км/ч. Цистерна распределителя жидких реагентов также имеет объём 6 м3. Ширина распределения 3,5 – 7 м, плотность распределения 20 – 200 мл/м2. Плотность и ширина разлива реагентов поддерживаются постоянными независимо от скорости движения за счёт механического привода – на машине нет сложных электронных систем регулирования. Рабочая скорость при разливе реагентов до 60 км/ч. Для очистки дорожного полотна от снега используются передний отвал шириной 2,5 м и центральная щётка с шириной захвата 2,3 м. Высота убираемого снега до 200 мм, скорость при снегоочистке до 20 км/ч.

ВНИИстройдормаш МДКУ-07; Плавский АРЗ. Снегопогрузчики СнП-16, -17 и 18

Cразу четыре новых машины показало в этом году ОАО «ВНИИстройдормаш». Первая – специальное шасси МДКУ-07. Оно предназначено для работы со сменным оборудованием при содержании улиц, тротуаров, дворов. Двухместная кабина расположена над двигателем мощностью 78 кВт. Коммунальное оборудование общей массой до 3 800 кг может размещаться за кабиной на раме, на переднем и заднем навесных устройствах. Габариты шасси 4 630х1 920х2 650 мм, радиус поворота 4 900 мм. Скорость – до 57 км/ч.

Другие три машины, изготовленные совместно с Плавским АРЗ, снегопогрузчики непрерывного действия. СнП-16 и СнП-17 производительностью до 200 м3/ч оснащены лаповым питателем. Скорость движения – от 0 до 31,6 км/ч. Ширина снегоочистки 2,6 м, высота погрузки 3,8 м. Машины различаются между собой длиной стрелы транспортёра – 3 м у СнП-16 и 4,67 м – у СнП-17. Масса машин соответственно 7 900 кг и 8 060. СнП-18 оснащён фрезерным питателем и предназначен для скоростной погрузки снега, собранного в валы. Производительность машины до 600 м3/ч. Загрузка может производиться как через кабину самосвала, так и через задний борт. Вылет стрелы транспортёра 3,04 м. Ширина снегоочистки 2,69 м, высота погрузки 3,8 м. Диапазон рабочих скоростей от 0 до 28 км/ч. Все три погрузчика оснащены унифицированной одноместной кабиной и двигателем мощностью 77 кВт.

Ряжский АРЗ. Машины МКДС 1 на шасси ЗиЛ-433362

Ряжский АРЗ начал выпуск машины МКДС 1 на шасси ЗиЛ-433362. Ее оборудование позволяет выполнять снегоочистку, мойку дорожного покрытия и разлив жидких реагентов. Вместимость цистерны 5,5 м3, что позволяет заливать 4 400 кг реагентов, или 5 500 кг воды. Рабочее давление в гидросистеме 17,5 МПа. Ширина мойки передней гребёнкой 2,5 м, гребёнкой с боковыми соплами – 8 м. Имеется вентиль для присоединения моечного пистолета. Давление воды при мойке до 2 МПа, расход до 300 л/мин. Ширина распределения жидких реагентов от 3 до 6 м, плотность распределения 10 – 100 мл/м2; все параметры поддерживаются автоматически микропроцессорным блоком независимо от скорости движения машины. Передний поворотный отвал состоит из трёх подпружиненных секций, что обеспечивает при работе копирование неровностей дороги. Привод средней щётки осуществляется высокомоментным гидромотором. Ширина снегоочистки отвалом 2,77 м, щёткой 2,37 м. Рабочая скорость при снегоочистке и распределении реагентов до 30, при мойке дорожных покрытий до 20 км/ч.

АО «Евразия – Трансстрой». Машины на шасси КамАЗ-53213

АО «Евразия – Трансстрой» представило машину на шасси КамАЗ-53213 для монтажа, ремонта и рихтовки колесоотбойных ограждений из стального криволинейного бруса. На ней имеется установка итальянской фирмы Orteco для забивки стоек дорожных ограждений и гидравлические манипуляторы для горизонтальной и вертикальной рихтовки отбойного бруса. Двухконтурный гидропривод рабочих органов обеспечивает, в отличие от пневмопривода, хорошую работоспособность машины при любой температуре. Управляют оборудованием водитель и один оператор. Производительность машины при монтаже составляет 200 – 300 м комплектного дорожного ограждения в смену, а при ремонте и рихтовке увеличивается до 2 – 3 км в смену. Штатная грузовая платформа позволяет перевозить комплект материалов, необходимых для работы машины в течение 2 – 3 смен.

Тверской экскаваторный завод

Тверской экскаваторный завод показал первый серийный экземпляр коммунальной машины КМ 03 на базе вилочного погрузчика ВП-03. Вместо вилочного захвата на погрузчике смонтированы цилиндрическая щётка с ковшом для смёта и система увлажнения. Дополнительно на ковше с правой стороны установлена лотковая щётка диаметром 500 мм. Ширина убираемой погрузчиком полосы – от 1,27 до 1,4 м. Вместимость бункера для смёта 0,3 м3, бака системы увлажнения 120 л. Рабочая скорость движения 6 – 10 км/ч.

Контейнерный мусоровоз КМ 43002 Московского НПК «Коммунальные машины»

Контейнерный мусоровоз КМ 43002 Московского НПК «Коммунальные машины» – единственный в России с изменяемой длиной стрел портала. При помощи гидроцилиндров ее можно увеличить на 1 200 мм. Благодаря этому автомобиль может не подъезжать к контейнеру вплотную, а также брать контейнер, стоящий на 1 200 мм выше или на 700 мм ниже уровня земли. Конструкция портала позволяет изменять длину только одной стрелы, благодаря чему можно загрузить контейнер, стоящий под углом до 35° к продольной оси машины. Контейнер устанавливается на платформу ближе к кабине, что обеспечивает лучшее распределение нагрузки по осям базового шасси. Пост управления механизмами расположен слева на платформе, за дверью водителя. Мусоровоз может транспортировать к месту разгрузки все находящиеся в эксплуатации типы бункеров-накопителей объёмом до 10 м3. Грузоподъёмность машины 8 000 кг.

КО 564 на шасси КамАЗ-53229 Мценского ОАО «КомМаш»

Еще одной премьерой стала не имеющая отечественных аналогов комбинированная каналопромывочная машина КО 560 на шасси КамАЗ-53229 Мценского ОАО «КомМаш». Она может использоваться для профилактической очистки городских водосточных и канализационных сетей с диаметром труб 100 – 500 мм от плотных отложений, для ликвидации аварий при засорах сетей, а также для пневмоимпульсной обработки прифильтровых зон водозаборных скважин для увеличения их дебита.

Плотные отложения в канализационных сетях размываются струями высокого (до 10 МПа) давления. Производительность плунжерного насоса 6,3 м3/ч, вместимость баков для воды 5 м3. Выполнение пневмоимпульсной очистки обеспечивает компрессор производительностью 1,8 л/мин. Водяной насос низкого (1,0 – 1,2 МПа) давления производительностью 60 м3/ч и вакуумный насос производительностью 310 м3/ч позволяют выполнять профилактическую промывку трубопроводов и всасывание образовавшейся пульпы. Вместимость цистерны для ила 6 м3, максимальное разрежение в цистерне 0,095 МПа.

Управление стрелой с всасывающим рукавом и другими рабочими органами машины выполнено дистанционным. Длина очищаемых трубопроводов до 100 м, глубина очищаемых колодцев 4 – 6 м. За счёт подогрева технологической воды и цистерны для ила факельными подогревателями КО 560 может работать при температуре окружающего воздуха до –25°С.

ОАО «Коммаш» – КО 440-5 на шасси КамАЗ-53215

Модельный ряд мусоровозов Арзамасского ОАО «Коммаш» пополнился в этом году машиной КО 440-5 на шасси КамАЗ-53215. Это самый большой мусоровоз, выпускаемый предприятием. При первом взгляде на машину сразу же бросается в глаза отсутствие многочисленных подштамповок и рёбер жёсткости на кузове – боковые панели абсолютно ровные. Они идеально подходят для размещения на них рекламы, так что в этом у троллейбусов появился конкурент. Что касается основной работы, то и тут КО 440-5 не ударит в грязь лицом – кузов вместимостью 22 м3 позволяет транспортировать к месту утилизации 8 500 кг отходов. Для уплотнения загружаемого мусора имеется толкающая плита.

Загрузка производится боковым манипулятором грузоподъёмностью 500 кг, размещённым справа. Управление работой манипулятора, механизмами уплотнения, опрокидывания кузова и открывания задней крышки кузова гидравлическое, пульт управления расположен справа над задними мостами.

Мусоровоз с боковой загрузкой МС-4333 на шасси ЗиЛ-433362. Смоленский автоагрегатный завод (СААЗ)

Новую модель мусоровоза с боковой загрузкой МС-4333 на шасси ЗиЛ-433362 показал Смоленский автоагрегатный завод (СААЗ). Эта машина не имеет на российском рынке аналогов сразу по нескольким параметрам. Вместимость ее кузова доведена до 11 м3; грузоподъёмность составляет 4 600 кг при коэффициенте уплотнения 2,6. Кроме того, МС-4333 – единственный российский мусоровоз с левым расположением погрузочного манипулятора. Это облегчает работу водителя при подъезде к мусорным контейнерам. Манипулятор имеет два боковых захвата, исключающих выламывание передней стенки контейнера при погрузке. Конструкция загрузочного люка препятствует рассыпанию мусора при выгрузке его из контейнера. Привод рабочих органов гидравлический, пост управления ими расположен слева на заднем свесе рамы.

Московский завод конструкций (МЗОК)

Московский завод опытных конструкций (МЗОК) представил навесное оборудование «Мультилифт» с крюковым захватом и комплектом сменных кузовов собственного производства, расширяющих возможности применения базового автомобиля и сокращающих время простоев. На выставке можно было увидеть подъёмник на шасси КамАЗ-53215 со сменным бункером для сбора мусора БН 7 вместимостью 20 м3. Грузоподъёмность автомобиля в таком исполнении составляет 10 000 кг. Масса оборудования подъёмника 1 800 кг. Рабочее давление в гидросистеме 30 МПа, угол опрокидывания кузова 55°. Операция погрузки или разгрузки занимает от 30 до 55 с.

Главное отличие этой машины от аналогов заключается в наличии на раме специальной запирающей пластины. Забуксовавший на бездорожье автомобиль, скатив назад кузов, сможет опереться на него крюком погрузочного устройства и приподнять заднюю тележку над топким местом, при этом запирающая пластина обеспечит дополнительное жёсткое соединение рамы автомобиля и подрамника кузова.

ОАО «Пожтехника»

Торжокское ОАО «Пожтехника» показало две новые машины. Первая – рычажно-телескопический подъёмник ПАРТ 22 на низкорамном шасси МАЗ 437040-040. В транспортном положении рабочая платформа размещается сзади рамы, благодаря чему высота машины составляет всего 2 700 мм. Вылет стрелы подъёмника 10 м, угол опускания стрелы 10°, подъёма 80°. Грузоподъёмность рабочей платформы 300 кг, высота подъёма 22 м.

Вторая машина из Торжка – телескопический подъёмник СКУ-10 на специальном шасси для эксплуатации в стеснённых условиях, например, на складах или при плотной застройке. Все колёса машины управляемые. Транспортная скорость подъёмника 20 км/ч. Масса машины 3 000 кг, габариты 5 600х2 200х2 310 мм. Подъёмник оборудован двумя пультами управления. Грузоподъёмность рабочей платформы 200 кг, вылет стрелы 6 м. Время подъёма рабочей платформы на высоту 10 м – 30 с. Передний отвал расширяет возможности применения машины.

Машина ЭД 405А на шасси КамАЗ-55111 смоленского ОАО «КДМ»

Сразу две новинки стояли на стенде Смоленского ОАО «КДМ», входящего в группу компаний «Меркатор». Коммунальная машина ЭД 405А на шасси самосвала КамАЗ-55111 уже выпускается серийно. Она может выполнять скоростную и патрульную снегоочистку, распределять противогололёдные материалы, разравнивать средним грейдерным ножом песок и щебень при ремонте дороги. Кузов пескоразбрасывающего оборудования вместимостью 6,5 м3 с шириной обработки 4 – 16 м, благодаря наличию в гидросистеме быстроразъёмных соединений, легко устанавливается или снимается без применения дополнительных механизмов на любом участке с ровным покрытием. Машина оснащается скоростным отвалом с шириной захвата 2,9 м, отвалом с резиновым лемехом и комбинированным отвалом с шириной захвата 2,47 – 3,16 м, средним грейдерным ножом с шириной захвата 3,2 м.

Другая коммунальная машина, ЭД 405У, находится на стадии подготовки к производству, и демонстрировался опытный образец. Основное отличие данной машины от прочих моделей ОАО «КДМ» – установленная между кабиной и кузовом пескоразбрасывающего оборудования опорная стрела-манипулятор. На ней могут монтироваться косилка-кусторез с шириной захвата 1,6 м или роторный снегоочиститель с шириной захвата 1,26 м для уборки снега перед отбойным брусом и за ним. Управление стрелой производится с места оператора в кабине водителя. Для очистки дорог от снега машина комплектуется отвалами: передним скоростным с шириной захвата 2,9 м, средним и передними полноповоротным и комбинированным с шириной захвата 2,47 – 3,0 м в зависимости от угла установки, боковым с шириной захвата 1,7 м.

Вместо отвалов могут устанавливаться передняя подметальная и боковая лотковая щётки, щётка для мойки элементов обстановки пути, фронтально-моечный агрегат для мойки дорожного полотна струями воды под высоким давлением. Кроме того, предусматривается возможность установки оборудования для распределения увлажнённой соли с системой дозированного распределения. Машина оснащена двухконтурной гидросистемой. Отбор мощности для привода рабочих органов осуществляется независимо от работы КП автомобиля.

Модификация машины ДКТ-260 для тёплого климата московской фирмы «Доркомтехника»

Это ДКТ-260-01, она предназначена для аварийной и профилактической промывки канализационных и водосточных труб диаметром до 600 мм. Насос высокого давления 60РТ-50 – плунжерный, дезаксиальный, обеспечивает давление воды 160 бар; номинальный расход воды 11 м3/ч. В комплект оборудования машины могут входить жировые, трёх- и двухрежимные насадки, насадки типа «Пуля», «Бомба», «Копьё», а также эжекторные насосы для откачки воды из затопленных колодцев. Между кабиной и насосным отсеком, смонтированным в задней части машины, расположены три пластиковых бака для воды общей вместимостью 6 м3. В отличие от ДКТ-260-02, показанной в прошлом году, на «ноль-первой» отсутствуют утеплительные панели водяных баков. В результате кузов стал на 210 кг легче, правда, машина не может эксплуатироваться при температурах ниже –5°С.

Комплексная дорожная машина 69283 «Сокол» на шасси КамАЗ-53229

Комплексную дорожную машину 69283 «Сокол» на шасси КамАЗ-53229 с крюковой системой «Мультилифт» для быстрой смены кузовов, показал Тосненский механический завод (ТоМеЗ). Кроме кузова с пескоразбрасывающим оборудованием вместимостью 6,2 м3 и цистерны для воды на 10 м3, машина может комплектоваться сменными контейнерами для мусора на 8 или 10 м3 и самосвальными кузовами на 14 или 20 м3. Скоростной отвал с шириной захвата 2 800 мм при скорости движения 40 км/ч отбрасывает снег на 15 м, не снижая зону видимости водителя. Совместное использование переднего, среднего и бокового отвалов позволяет очищать за один проход полосу дороги шириной 4,9 м. Вместо отвалов могут устанавливаться щётки: передняя с шириной захвата 3 000 мм, средняя с шириной захвата 2 400 мм или щётка для мытья ограждений. Поливомоечное оборудование с финским насосом высокого давления Dynaset, кроме насадок для мытья дорожного полотна и ограждений, дополнено ручным пистолетом для мытья дорожных знаков или поливки зелёных насаждений. Машина может работать также с боковой косилкой для травы.