Нижегородский «Автофорум»

В. Мамедов

Он прошел в конце мая – начале июня на территории «Нижегородской ярмарки». В рамках «Автофорума» были проведены выставки – «Автосалон», «Автотехсервис», «Автокомпоненты» и специальные экспозиции «Нижегородская сварка» и «Мотовелотехника». На них присутствовали 153 участника из России, трех стран ближнего и 10 стран дальнего зарубежья. При этом 85 из них представляли автомобильную промышленность Поволжского федерального округа (ПФО).

Российские автомобильные выставки все больше и больше оправдывают свое европейское название. Вот и «Автофорум» содержал много событий, делавших его «мотор-шоу». Здесь прошли: финальная часть конкурса «Мисс Авто-2002», этап чемпионата России «Формула звука», конкурс детского рисунка на асфальте «С-водилки», фестиваль самодельной, старинной и экзотической автомототехники «Самавто НН-2002» и шоу No Limits – гонки самых быстрых и самых медленных автомобилей, завершившиеся фейерверком и запуском воздушных шаров.

Организаторами этого праздника стали ОАО «ГАЗ», ФПГ «Нижегородские автомобили», ОАО «Автосельхозмаш-холдинг», РАФ, ВАО «Нижегородская ярмарка» при поддержке Минэкономики РФ, Минтранса РФ, Минпромнауки РФ, Администрации полномочного представителя Президента РФ в ПФО, Ассоциации «Большая Волга», Администрации Нижегородской области и Нижнего Новгорода.

Теоретической частью форума было заседание Экономического совета генеральных директоров автопредприятий ПФО, подготовленное аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Поволжье. Такие заседания будут собираться ежеквартально для решения самых насущных проблем автомобильной промышленности. Стратегическое объединение абсолютного большинства отечественных автопромышленников (в

ВАЗ-2120 «Надежда» с увеличенным задним свесом – такси

Поволжье сосредоточено более 80% всего автопрома страны) должно стать мощной силой, способной влиять на позицию политической власти по отношению к отрасли. А поскольку необходима постоянная координация усилий и оперативный обмен информацией, вероятнее всего, появится и постоянно действующий орган при Экономическом совете со своими изданиями. В последние годы идея создания экономического совета что называется, носилась в воздухе. Было несколько не очень удачных попыток, сегодня же есть много оснований надеяться на положительный результат.

Следующее заседание Совета назначено на август.

В рамках «Автофорума» свои новинки показали не только отечественные автозаводы (ГАЗ, ВАЗ, Ижмаш, КАМАЗ, ПАЗ и др.), но и зарубежные компании DaimlerChrysler, VW, Renault, Peugeot, Skoda, Mitsubishi, Toyota, Daewoo, Kia, Suzuki, Ford.

Традиционно, самую представительную экспозицию имел Горьковский автозавод. Она занимала площадь 1200 м2, причем ее основой стала демонстрация новых специализированных автомобилей.

Большой интерес вызвал у посетителей шестиместный микроавтобус скрытого бронирования для деловых поездок ГАЗ-2217 «Соболь-Круиз» повышенной комфортабельности, ГАЗ-221721 «Соболь» – реанимобиль и «Газели» разной комплектации: ГАЗ-32214 – «Скорая помощь», ГАЗ-2705-222 для ритуальных услуг, ГАЗ-2705-14 для служб МВД – «административно-дежурная часть», а также «автолавка», изотермический фургон из «сэндвич-панелей» с холодильной установкой и газобаллонным оборудованием, цистерна для пищевых жидкостей. Были широко представлены автобусы на базе «Газели» и «Соболя» с низкой и высокой крышами, в исполнении «такси».

«Утилитар» – «Надежда»-фургон

Среди среднетоннажных грузовиков в экспозиции находились бортовой автомобиль ГАЗ-3309 с дизелем ММЗ Д-245.7, цистерна для пищевых жидкостей ГАЗ-3307, экспериментальный образец грузовика «Валдай» ГАЗ-3310 с дизелем ГАЗ-562 (Steyr), «Егерь-Люкс» ГАЗ-3308 с двухрядной кабиной, вмещающей 5 человек, автомобили на полноприводном шасси «Садко»: 11-местный автобус ГАЗ-3902 «Вепрь» и многофункциональный фургон.
В настоящее время на ГАЗе выпущено около 8 тыс. дизелей семейства «ГАЗ-560» в 4- и 6-цилиндровом исполнении. Мотор полностью отвечает нормам Euro-2 и это открывает возможности для экспорта дизельных автомобилей ГАЗ. Продажи за рубеж таких машин постоянно растут.

В течение нескольких последних лет автозавод заявляет о своем желании вступить на новое для него рыночное пространство, предложив покупателям легкие внедорожники. В этом году были показаны полноприводный пикап ГАЗ-230810 «Атаман-Ермак» с двигателем ЗМЗ-4092 и семиместный ГАЗ-22177 «Соболь-Баргузин».
Две трети экспонатов были представлены в рамках программы «Специализация», призванной удовлетворять спрос на спецтехнику и несерийные автомобили, как прямыми продажами корпоративным клиентам и федеральным органам, так и через сеть дилеров. Для этого создается система производства с участием заводов-изготовителей надстроек или фирм-партнеров, система доставки и продажи, система сервиса, обеспечивающая гарантийное и послегарантийное обслуживание, а также обеспечение запчастями.

ВАЗ-2131 для милиции

На «Автофоруме» можно было заказать автофургоны семи типов более 150 модификаций, спецавтомобили 20 типов в разном исполнении, газобаллонные автомобили трех типов. Впервые ГАЗ организовал продажу практически всех экспонатов непосредственно со стендов.

Волжский автозавод показал новые версии полноприводного мини-вэна ВАЗ-2120 «Надежда» с увеличенным задним свесом в исполнении «такси» и «фургон». Впервые демонстрировалась модификация длиннобазного автомобиля ВАЗ-2131 с высокой крышей, приспособленного для милиции – с отсеком для перевозки задержанных.

Среди новинок нижегородского предприятия «Самотлор-НН» – машина для служб «скорой помощи» на базе «Волги» с увеличенной базой. Ее просторный салон имеет внутреннюю высоту 1 550 мм. Он оборудован двумя креслами для медперсонала, скамьей для сопровождающих, шкафом для оборудования и медикаментов, полноразмерными носилками на приемном устройстве. В изолированных от медотсека нишах размещаются запасное колесо, дополнительная аккумуляторная батарея, инструмент.

В экспозиции Павловского автобусного завода были показаны новые версии автобусов ПАЗ-4230 «Аврора», в том числе «У» (упрощенная) с максимальным использованием дешевых стандартных компонентов в интерьере.

Специализированный коммунальный комплекс на базе полноприводного «ВАЗ»-Тарзан

Среди десятков представленных на выставке грузовых автомобилей выделялся мини-трактор «Крепыш», разработанный ОАО «Автодвигательсервис» (Заволжск). В основе его конструкции четырехколесное универсальное механическое шасси (УМШ) с постоянным приводом на колеса каждого борта с помощью цепи, реверс-редуктора и клиноременной передачи. Схема шасси защищена двумя патентами. Мини-трактор может оснащаться как 6,2-сильным одноцилиндровым бензиновым двигателем от мотоблока, так и одноцилиндровым же дизелем, развивающим 6,66 л.с.

Водитель, сидящий в комфортабельном кресле, управляет мини-трактором двумя рычагами. Машина поражает маневренностью, при этом управление не требует больших усилий. Она способна разворачиваться вокруг собственного центра, поскольку колеса разных бортов могут вращаться в противоположные стороны. Легкость управления мини-трактором на выставке демонстрировали хрупкие девушки, благодаря которым на стенде неизменно толпились посетители. Эти машины пока еще не пошли в серийное производство, но около двух десятков уже продано.

Мини-трактор «Крепыш» от ОАО «Автодвигательсервис»

В заключение обзора экспонатов «Автофорума» остается рассказать об уникальном четырехцилиндровом двигателе, работающем на сжатом воздухе (ДСВ – АДС 4). Он разработан инженерами Н. Пустынским и Ю. Дубовым в том же «Автодвигательсервисе». При рабочем объеме всего 0,428 л и частоте вращения коленвала 15 000 об/мин мотор массой 38 кг развивает 84 л.с. Его максимальный крутящий момент составляет 190 Нм. Рабочим телом служит воздух, поступающий из двух 40-литровых баллонов под давлением 150 атм. Время работы на одной заправке составляет 7 – 8 ч. Время замены баллонов – 3 мин, заправки от сети не превышает 3 мин, от компрессора – 15.

Главное достоинство этого мотора – нулевая токсичность выхлопа. По мнению Н. Пустынского, одного из авторов, область применения двигателя достаточно широка: это и автомобильная, и коммунальная, и бытовая техника, и внутризаводской транспорт, работающие везде, где заботятся о здоровье людей. По данным зарубежных фирм, ездить на сжатом воздухе в 10 раз дешевле, чем на бензине и в 5 раз дешевле, чем на электроаккумуляторах. Изобретатели «Крепыша» и ДСВ – АДС приглашают к сотрудничеству инвесторов.

Подводя итоги, отметим, что «Автофорум» посетило больше 20 000 человек, на нем было проведено более тысячи переговоров, завершившихся подписанием договоров. На наш взгляд, эти цифры вместе с перечнем зрелищных мероприятий говорят сами за себя.