Семинар «РусАвтоПром» – Caterpillar в Москве

В. Мамедов

Накануне профессионального праздника автотранспортников компания «РусАвтоПром» совместно с московским представительством Caterpillar провели первый семинар, посвященный вопросам развития и изменения структуры пассажирских перевозок.

Семинар, в котором участвовали, с одной стороны – технические директора и главные конструкторы автобусных заводов, продукцию которых представляет на рынке компания «РусАвтоПром», а с другой – руководители автотранспортных компаний Москвы и области, оказался весьма полезным. Создатели автобусов познакомили собравшихся с состоянием дел на родных предприятиях, планах модернизации выпускаемой и подготовки производства новой продукции. В свою очередь, эксплуатационники высказали свои замечания по конструкциям и качеству изготовления автобусов.

Автобусный голод

Городские и пригородные перевозки в России являются главнейшими не только по своему объему, но и по социальному значению. Ведь подчас кроме автобуса не на чем добраться утром до работы или съездить в районный центр из удаленной деревни.

На автобусы в Российской Федерации приходится 65% городских пассажирских перевозок. На этом фоне особенно заметно сокращение автобусного парка страны. Так, на 1 000 человек у нас приходится один автобус особо большого класса, а число автобусов, приобретенных транспортными предприятиями России, упало с 20 тыс. в 1985 г. до 5 тыс. в этом (план поставок на 2001 г.). Более 40% парка или ремонтируется, или обслуживается. Даже в Москве, где ситуация значительно лучше, чем в целом по стране, коэффициент выпуска автобусов на маршруты составляет 0,58, хотя должен быть не менее 0,85. Изношенность автобусов привела к увеличению их аварийности в первой половине 2001 г. на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2000 г.

Как известно, 74% населения РФ проживает в городах, однако мало кто задумывался над тем, что ежегодный прирост городского населения составляет внушительные 14%! При этом численность автобусного парка страны сократилась с 1993 г. в 2,2 раза, а число пригородных маршрутов уменьшилось на треть. Ежегодно в стране списывается до 40 тыс. автобусов, а ежегодное пополнение составляет 15 тыс. машин, из которых только 10 тыс. являются новыми, а 5 тыс. – подержанными, приобретаемыми за рубежом.

Чтобы поддерживать объем и качество пассажирских перевозок на минимально приемлемом уровне транспортные предприятия были вынуждены покупать недорогие машины малого класса, ярким примером которых является ПАЗ-3205. В результате серьезно изменилась структура пассажирских перевозок в городах. Радует, что в последнее время катастрофическая ситуация сменяется более обнадеживающей. Вместе с экономическим ростом в стране постепенно улучшается и положение городского транспорта.

«РусАвтоПром» – усилия не прошли даром

Созданная год назад компания «РусАвтоПром» представляет на российском и мировом рынках продукцию ведущих отечественных производителей автобусной техники: ОАО «Павловский автобус» (ПАЗ), ООО «Ликинский автобус» (ЛиАЗ), ОАО «Голицынский автобус» (ГолАЗ), ОАО «Курганский автобусный завод» (КАВЗ) и ОАО «Канашский автоагрегатный завод» (КААЗ). Компания консолидирует усилия предприятий в разработке, производстве и реализации практически всей отечественной техники, обеспечивающей наземные перевозки. Такого рода консолидация усилий уже стала мировой практикой, наиболее ярким примером, которой являются международные автобусные холдинги.

«РусАвтоПром» объединил все маркетинговые и сбытовые функции своих заводов в одной организации, и это дает определенные выгоды. Производители начали согласованно действовать при формировании предложения рынку (ассортимент, цены, сервисное обслуживание и т.д.), что дает возможность избежать ненужной конкуренции и гарантирует рынки сбыта, а значит и стабильность финансового положения. А финансовая стабильность – это именно то, что сейчас необходимо, чтобы совершенствовать конструкции выпускаемых автобусов, повысить качество продукции, развивать социальные программы. На заводах, входящих в компанию, полностью погашены задолженности по зарплате, растет число рабочих мест, своевременно платятся налоги и отчисления, растет выпуск автобусов.

В настоящее время специалисты «РусАвтоПрома» разрабатывают концепцию региональной товаропроводящей сети, максимально приближающей продукт к потребителю. Чтобы кардинально облегчить эксплуатацию автобусов и увеличить срок их работы меняется система гарантийного и сервисного обслуживания. Теперь несколько цифр, говорящих сами за себя. С января по сентябрь этого года выпуск автобусов на ПАЗе составил 134% к аналогичному периоду 2000 г. Рост производства автобусов на ЛиАЗе (с апреля по сентябрь) составил 168%, на ГолАЗе (с мая по сентябрь) – 217, на КАВЗе (с мая по сентябрь) – 210%. И это при общем падении выпуска автобусов по стране на 6,3% в I полугодии 2001 г.

Caterpillar в России

Поскольку одним из инициаторов семинара была компания Caterpillar S.F.R.L. его участники получили возможность подробно познакомиться с ее деятельностью в России и перспективами ведения бизнеса в ближайшие годы.

Сотрудничество специалистов компании с нашей страной началось еще до появления марки Caterpillar. Так, тракторы Д. Беста работали на сибирских просторах в начале XX века, а в 1913 г. гусеничный трактор Б. Холта завоевал сразу несколько золотых медалей и был выбран в качестве тягача артсистем для Русской армии. Во время Первой мировой войны тракторы Холта закупались в больших количествах.

В конце 20-х начале 30-х годов, когда в СССР проводился курс на механизацию сельского хозяйства, после успешных испытаний пробной партии тракторов Caterpillar начались их крупномасштабные поставки в нашу страну. С октября 1923 г. по май 1930 г. для колхозов и МТС у компании Caterpillar было закуплено 1 350 колесных тракторов и другой техники на сумму 12 млн. долларов. Заметим, что именно в это время США были охвачены экономическим кризисом и, кто знает, не будь российского заказа, сумела бы компания Caterpillar пережить трудное время?

Трактор Бенджамина Холта и Дэниэла Беста (1890)

На протяжении многих послевоенных лет СССР неоднократно приобретал технику Caterpillar. Тракторы работали на строительстве крупных газопроводов: Салехард – Ухта (1970 г.); Средняя Азия – Центр (1974 г.); «Союз» в Западной Украине (1976 г.). В 1973 г. в Москве открылось первое представительство фирмы. Оно занималось поставкой техники для горнодобывающей и нефтегазовой промышленности СССР и ее техническим обслуживанием. Впоследствии появились региональные представительства – в Центральном регионе, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири, в Казахстане. Сегодня на территории России и СНГ работают 12 дилерских компаний, являющихся партнерами своих клиентов на местах.

Среди последних достижений фирмы на нашем рынке – открытие 1 марта 2000 г. завода Caterpillar в Тосно (Ленинградская обл.). Завод выпускает комплектующие для строительного оборудования, которые поставляются на сборочные заводы фирмы в Европе. Производственная площадь предприятия – 22 700 м2 и оно полностью соответствует мировым стандартам. С 1993 г. дизели Caterpillar устанавливают на автомобили ЗИЛ, «Урал», автобусы ЛиАЗ.

Первый дизельный трактор Caterpillar (1931)

Дизель марки САТ-3116, которым снабжают автобусы, разработан совместно с General Motors для транспортных средств, работающих в исключительно напряженных условиях. Адаптация этого мотора к автобусу потребовала кропотливой работы, но результат налицо. Малая масса мотора (550 кг), высокая мощность (230 л.с. при 2 600 об/мин) и большой крутящий момент (820 Нм при 1 560 об/мин), а также отличная экономичность автобуса, оборудованного им (32 – 35 л/100 км), пришлись по душе эксплуатационным организациям. Более 1 500 автомобилей и автобусов с дизелем САТ-3116, удовлетворяющим нормы Euro-2, уже колесят по просторам России. Все автобусы ЛиАЗ, поставленные с 1999 г. в автопарки Москвы, в качестве силового агрегата имеют только его.

Ходимость до капитального ремонта этого дизеля, по мнению российских специалистов, составляет около 900 тыс. км. Недавно, на 5-м Российском автосалоне на стенде компании был показан дизель САТ-3116, снятый с городского автобуса ЛиАЗ-5256, принадлежащего автобусному парку № 3 Санкт-Петербурга. Его пробег без какого-либо ремонта составил 600 тыс. км, причем он мог бы пройти еще не менее 200 тыс. Это самый большой известный пробег импортного дизеля на городском автобусе отечественного производства.

Первый мотор-генератор Caterpillar (1942)

На семинаре стало известно, что Caterpillar в этом году дополнительно поставит ЛиАЗу 500 двигателей для комплектации ими автобусов ЛиАЗ-5256. По этому поводу вице-президент компании Эдвард Дж. Рэпп, отвечающий за развитие бизнеса в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в СНГ, отметил, что «рынок автобусов быстро развивается в России, поэтому нам важно продолжать добрые долгосрочные отношения с производителями автобусов в этой стране. А Ликинский завод считает, что наши двигатели очень надежны и долговечны». Финансирование контракта осуществляется через кредитное соглашение между МДМ-банком, банком КВС и Ликинским автобусным заводом. Данная сделка – первая в России после кризиса 1998 г., которая выполняется под гарантии бельгийского Экспортного Агентства Office National Du Ducroire.

В рамках семинара прошел обмен мнениями о путях развития производства автобусов в нашей стране. Выступавшие отмечали важность усиления общественного интереса к проблеме, своевременность мер, осуществляемых компанией «РусАвтоПром» в этом направлении. Семинар решено проводить ежегодно.