«Строительная техника & сервис» в Екатеринбурге
Ведущая выставка строительной, дорожной и горнодобывающей техники перенесена на Урал
В Екатеринбурге прошла ежегодная международная выставка «Строительная техника и сервис». В ней приняло участие 92 экспонента из России, Японии, Германии, Польши, США и других стран. В числе участников были такие международные концерны, как Komatsu, Dressta, Liebherr, Caterpillar, Donaldson, Deutz и крупнейшие российские производители строительной техники: «Челябинский тракторный завод» (ЧТЗ), «Уралмашзавод», «Уралвагонзавод», чебоксарский «Промтрактор», «Мотовилихинские заводы», предприятие «Святовит», ивановский «Кранэкс» и другие.
Особого упоминания заслуживает фирма Schaeff*Fuchs, привезшая на Урал совершенно бесподобные машины – шагающие экскаваторы «карманного» размера (масса от 1,5 т), способные работать едва ли не на любой опорной поверхности, да еще снабженные кабиной, которая может подниматься на высоту до 6 м. Такое сочетание свойств открывает широчайшие возможности и в строительстве, и в коммунальном и дорожном хозяйствах. Кроме экскаваторов, компания, имя которой уже известно строителям Урала и Дальнего Востока, выпускает погрузчики, манипуляторы, технику для обслуживания дорог.
Екатеринбургская выставка – одно из крупнейших событий в отечественном бизнесе продаж и сервиса строительной техники. Ее отличительной особенностью стало то, что организаторы в качестве места проведения выбрали не одну из российских столиц, а отдали предпочтение Уралу. Следующая выставка также не покинет пределы Уральского региона – она состоится в Нижнем Тагиле.
Одна из причин такого решения – желание приблизить выставку и к производителю, и к потребителю. В Уральском регионе сосредоточена большая часть отечественных машиностроительных предприятий, среди которых и завод-гигант ЧТЗ. На Урале и за Уралом находится и большая часть потребителей представленной техники – это предприятия добывающих отраслей. Ведь сегодня в России основным генератором спроса на бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и прочие машины выступают именно добывающие предприятия.
На открытой площадке дорожно-строительная техника |
Правда, по словам председателя экономического комитета по программам развития Уральского региона Сергея Воздвиженского, предприятия дорожного профиля тоже не отстают. «Учитывая состояние наших дорог, можно представить насколько огромным является рынок дорожно-строительной техники» – сказал он. Справедливости ради отметим, что английский вариант названия выставки более точно отражал ее концепцию: Construction, Earthmoving and Mining Mashinery & Services (Строительная, дорожная и горнодобывающая техника и сервис).
Организаторы выставки – компания ИКО, занимающаяся сервисом строительной техники, и созданное под ее эгидой Национальное агентство промышленного маркетинга – с российской стороны, и японский концерн Komatsu – со стороны зарубежных компаний. Они заявили, что остались довольны результатами выставки. По словам Александра Денисова, президента Национального агентства промышленного маркетинга, был сделан задел будущих бизнес-отношений между компаниями-участниками и гостями выставки. Действительно, техника продавалась буквально «с колес».
По предварительным оценкам, полнокомплектных машин (бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков) было продано на сумму около $18 млн., еще на $1,5 млн. – комплектующих и на $4 млн. – смазочных масел. Из этой суммы по $6 млн. реализовали Komatsu и Dressta, на $500 тыс. «наторговал» Donaldson (американский производитель фильтрующих элементов). Денежных данных по компании Caterpillar нет, однако известно, что ее представители продали три машины. Приведенная информация – предварительная, потому что реализация достигнутых договоренностей будет осуществляться в течение года.
Выставку посетил губернатор Свердловской обл. Э. Россель |
Трактор на запчасти
Екатеринбургская выставка наглядно продемонстрировала положительную тенденцию российской экономики – рост спроса на строительную технику. Однако там же, на выставке, были озвучены главные проблемы отечественного машиностроения: низкая конкурентоспособность продукции по сравнению с западными образцами. «Преимущество импортной техники в том, что она практически не ломается», – сказал А. Денисов. – «Я вспоминаю уникальный случай. К нам обратились с жалобой на кран Liebherr: после полутора лет эксплуатации у него появилась трещина в стреле. Но затем выяснилось, что все это время кран работал практически круглые сутки и почти всегда с полутора- и двукратной перегрузкой. Российская техника таких чудес надежности продемонстрировать не может. Наши трактора хотя и значительно дешевле, но для нормальной работы вместо одного нужно покупать три – один работает, а с двух других снимают запчасти».
В. Столбов |
С. Воздвиженский видит причину низкой конкурентоспособности отечественной техники в изношенности оборудования и слишком скромных расходах на НИОКР: «Мы уже 20 лет не завозили в Россию современного технологического оборудования – это верно для всех предприятий машиностроительного комплекса. Если мы прозеваем еще 10 лет, то уже не с кем будет разговаривать».
Российские государственные структуры видят выход во взаимодействии с западными производителями. «Нужно организовывать сотрудничество с западными производителями», – сказал С. Воздвиженский. – «Создавать альянсы нас вынуждает сама жизнь. В наследство от советской экономики мы получили «натуральное хозяйство» – каждый завод имел полный цикл, свою гальванику, литье, штамповку и т.д. Теперь же нужна специализация, многие части выгодней заказывать на стороне». О том, что «заграница нам поможет» говорил и побывавший на выставке губернатор Свердловской обл. Эдуард Россель. Он заявил, что создание СП между отечественными и зарубежными предприятиями – единственный выход. «У нас нет сейчас технологий такого уровня, как у Komatsu или Mitsubishi. Нужно идти на создание совместных предприятий, другого способа у нас нет», – сказал он.
Продукция чебоксарского «Промтрактора» |
Заграница нам не поможет
Однако сами иностранцы заключать союз с нашими заводами-гигантами не торопятся, прекрасно понимая, какой клубок проблем им придется распутывать. Представители отделения Komatsu по СНГ заявили, что возможность создания СП с российскими предприятиями они не исключают, но это дело отдаленного будущего.
Аналитики видят корень проблем отечественного машиностроения, прежде всего, в управлении. Говорит вице-президент Национального агентства промышленного маркетинга Владимир Репетий: «Отечественные производители не хотят или не могут выпускать конкурентоспособную продукцию по ряду причин. Причем основная беда даже не в отсутствии оборотных средств или инвестиций, главное, что нет стремления к каким-либо изменениям. Уровень наших специалистов слишком невысокий, низкой производственной культурой отличается руководство предприятий. В большинстве своем машиностроительными заводами руководят те же люди, управлявшие ими еще в советские времена. Это «красные директора», которым тяжело перестроиться. Они апеллируют: мы так делали, и так будем делать. Чтобы выправить ситуацию необходимо вводить на предприятиях качественно новый менеджмент».
Нехватка специалистов ощущается не только на самом высоком уровне. Не хватает специалистов среднего звена – как «управленцев», так и «технарей». «Техника ушла далеко вперед, а школа осталась прежней. Практически невозможно найти менеджеров среднего звена, эта прослойка между руководством и рабочими на сегодняшний момент практически отсутствует» – сказал В. Репетий.
Пока каждый выкручивается, как может. В частности, компания ИКО отыскала в Челябинске предприятие НОУ «Эверест», которое готовит специалистов по строительной технике и начало активно с ним сотрудничать. «Их услуги не были востребованы 7 лет», – сказал президент ИКО Валерий Столбов. – «До того, как мы заключили с ними контракт, чем они только не занимались, даже фитодизайном. Теперь мы видим, что растет новый и очень большой сектор бизнеса – обслуживание строительной и дорожной техники. И спрос на специалистов в этой области очень велик».
В заключение заметим, что проблемы проблемами, а жизнь идет. Российское машиностроение постепенно адаптируется к новым условиям. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. И уже само осознание проблем говорит о том, что они будут решаться. В этом отношении, равно как и в качестве катализатора рынка новый форум строительной техники можно только приветствовать.