1
Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
Электропривод карьерного экскаватора

BusWorld: весь мир автобусов собрался в Бельгии

Л. Никифоров

BusWorld – не просто демонстрация достижений конструкторов, дизайнеров и технологов автобусостроения. Здесь проводится официальная коронация лучшего автобуса года. Им стал 14-метровый лайнер Setra 415 HDH. Это уже пятая победа компании, входящей в концерн EvoBus, в борьбе с не менее именитыми конкурентами. Причем машина предыдущего поколения – Top Class 400 – уже получала такую премию 2 года назад. «Прима» нынешнего года оснащена 420-сильным дизелем OM 457A и предназначена для перевозки с максимальным комфортом от 51 до 55 пассажиров.

Нынешний BusWorld показал, насколько быстро отреагировала промышленность на увеличение максимальных разрешенных габаритов: ширины до 2 550 – 2 600 мм и длины городских и междугородных машин до 14 м. Основная масса показанных на салоне автобусов большого и особо большого классов имеет именно такие размеры. Что же касается высоты, то все четче они делятся на низкопольные (с пониженным уровнем входа Low Entry) и полутора-двухэтажные категории «люкс». Высота первых не превышает 3,2 м, вторых – достигает 3,8 – 4,0 м.

Кортрик’2001 – своеобразное зеркало, отображающее мировые экономические процессы, происходящие в производстве автобусов, которые развиваются двумя путями. Один из них представляет холдинг Irisbus, объединивший представителей пяти европейских стран – Испании, Италии, Венгрии, Франции и Чехии. Гигантское объединение покрывает практически весь модельный ряд автобусов, выпускающихся в разных странах под собственными марками. Другой путь, получивший название «консолидация», избрала компания Volvo. На ее стенде были представлены автобусы, собранные в Германии, Швеции, Финляндии и Польше. Два из них также стали премьерами. К ним добавить еще три первых показа машин, выполненных на популярном шасси Volvo В12В компаниями Barbi (Бельгия), Jonckheere (Нидерланды), Sunsundegui (Испания), то таких стран окажется уже семь.

В середине октября ведущие изготовители автобусов в 30-й раз собрались в выставочном комплексе Expo, расположенном на окраине небольшого бельгийского городка Кортрик, который превратился в автобусную Мекку Европы. Шесть выставочных залов и открытые площадки были отданы в распоряжение почти 80 компаний, собравших для показа более 300 автобусов всех классов и категорий.

Парад премьер открылся ранним утром 18 октября показом туристического автобуса категории «люкс» Volvo 9900, построенного на заводе в немецком городе Дрогмюллер. Он стал логическим продолжением линии Volvo B12 – 500. В качестве силового агрегата использован 12-литровый шестицилиндровый рядный наддувный дизель DH 12D мощностью 420 л.с. Салон 12-метрового автобуса предполагает гибкие варианты планировки, в том числе и версии «кают-компания» или «клуб» с мягким диваном и столиком в задней части и несколькими десятками комфортабельных кресел – в передней. Причем меняться может даже уровень пола. Он может быть ровным или наклонным по принципу кинозала. Для автобуса такого класса наличие туалета, кухни, холодильника и гардероба обязательно.

Конструкторы использовали буквально каждую, даже незначительную возможность в новых стандартах на габариты для повышения комфорта пассажиров и удобства работы водителя. Ширина прохода увеличена на 50 мм, высота салона – на 70 мм, первая ступенька входа опущена на 25 мм, а дверь стала на 50 мм шире. Дополнительные 90 мм длины салона получил водитель. Однако главная «изюминка» новинки – это система электронного контроля за работой всех узлов и агрегатов автобуса, включая двигатель, коробку передач с новым малогабаритным ретардером, дисковые тормоза, подвеску, рулевое управление. Систему, имеющую собственный информационный центр, назвали «Электронная архитектура автобуса». Ни один современный автобус не располагает столь мощным вычислительным комплексом.

Еще одной премьерой на этом же стенде стала 14-метровая трехосная версия автобуса Volvo 9700 производства завода в Тампере. Она построена на таком же шасси, что и модель 9900, также оснащена системой ВЕА (Bus Electronic Architecture). Автобус рассчитан на перевозку 52 пассажиров. Первый показ обычного 12-метрового варианта состоялся в июне, и вот спустя почти полгода, появилась новая машина очень популярного в Северной Европе и Скандинавии класса, изготовленная финскими мастерами.

И, наконец, машина 8500 Low Entry – гибрид кузова городского низкопольного автобуса с планировкой типичного «пригородника». Удобство посадки и погрузки небольшого багажа непосредственно в салон при уменьшенных габаритах.

Бельгийская фирма Van Hool свое участие в Кортрик’2001 отметила сразу четырьмя премьерами, из которых выделим модель Т 917 Astron. Этот 14-метровый лайнер имеет двухэтажный кузов. Внизу места для водителя и экскурсовода, туалет, багажники и отдельное купе для водителя-сменщика. На втором этаже – места для 52 (в четырехзвездочном исполнении) или 46 пассажиров – в пятизвездочном. Рядом с ним – городская машина средней вместимости А 308 длиной всего 9,5 м.

Открытием Кортрика’2001 стал польский автобус. Vacanza компании Solaris Bus & Coach Sp. z o.o. Конструкторы компании, поднаторевшие в создании городских машин семейства Urbina, решили попробовать свои силы в туристическом классе. Проба оказалась удачной. Эксперты отметили необычный агрессивный дизайн новичка с асимметричным ветровым стеклом, сплошным остеклением крыши до передних пассажирских сидений и наклонными вертикальными стойками боковых стекол. Крыша плавно поднимается назад, повторяя расположение пассажирских кресел на наклонном полу. Силовой агрегат – DAF ХЕ 315С Euro-3 мощностью около 430 л.с. Трансмиссия, оба моста, рулевое управление и тормоза – компании ZF.

Не менее эффектно выглядели автобусы семейства Sideral испанской компании Sunsundegui: 12-метровые машины категории «люкс» построены на шасси Volvo и отличаются превосходным дизайном. Алехандро Иризар, наследник знаменитой династии кузовщиков, выступает в роли не только владельца компании, но и художника-конструктора, прикладывающего руку к проектированию каждой новой машины. Интересно, что среди доброго десятка стран, куда он поставляет автобусы, далеко не последнее место занимает Россия. В нашей стране сейчас работает около 30 туристических автобусов категории «люкс».

Входящая в холдинг Irisbus чешская компания Karosa, также представлявшая Восточную Европу, продемонстрировала два автобуса Recreo и Axer. В соответствии с технической и коммерческой политикой холдинга обе машины вместо традиционной буквы «К» на облицовке радиатора были украшены кувыркающимся дельфином.

Принял участие в BusWorld и венгерский Ikarusbus, продемонстрировав уже известную российским транспортникам городскую машину Е94.

За последние годы значительно возрос интерес к автобусам категории 7,0 – 9,0 м. Как показал опыт европейских транспортников, они незаменимы на коротких пригородных трассах и туристических маршрутах. Интересно, что основная масса показанных в Кортрике машин этих классов рождены в совсем, казалось бы, не автомобильных странах – Турции, Испании, Португалии, Словении. А еще Кортрик’2001 показал растущий интерес к автобусам категории Midi. Базой для автобусов вместимостью 19 – 25 человек служат чаще всего шасси грузовых автомобилей категории N3 – IVECO, Mercedes, VW. В этом классе лидируют, пожалуй, финские мастера. Компанию им составляют и голландская Aqua Blue, и португальская Marco Polo, и испанская Caetano и еще с десяток «карманных» кузовных фирм-ателье.

Кроме собственно автобусных заводов в салоне принимали участие и фирмы-изготовители комплектующих, сидений, систем электронной информации, кондиционеров и многого другого, без чего современный автобус не выпустить.

На неделю небольшой бельгийский город Кортрик стал центром притяжения всех специалистов, работающих в автобусостроении. Хотя нет, не всех. Россиян там практически не было, за исключением дружной команды из питерской компании «Интуравтосервис». Здесь накопили большой опыт не только эксплуатации самых современных моделей, но и научились самостоятельно разрабатывать и комплектовать автобусы VIP-класса. Впрочем, это отдельный разговор. А вот рядовых, так сказать, автобусников здесь что-то не было видно. Вероятно, они достигли таких высот в проектировании и производстве машин из нержавеющей стали со сроком службы 20 – 25 лет, алюминиевых кузовов с вваренными в них пластиковыми лобовыми и кормовыми панелями, что учиться им у мира нечему. А может быть, те, кто «пугают» отрасль многомиллионными вливаниями, не хотят мелочиться на командировки павловчан и ликинцев. И так купят все, что здесь родится. Другого-то все равно нет и в ближайшее время не будет.

ТЕХНИКА (обзоры) ВЫСТАВКИ, КОНФЕРЕНЦИИ ТРАНСПОРТ Автобус BusWorld
Л. Никифоров Основные Средства 12'2001 8 апреля 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com