Автобусы

Л. Никифоров

Пожалуй, давно уже главная автомобильная выставка России не собирала столько автобусных заводов. «Автосалон-2001» стал ареной жесткой борьбы за муниципальные и правительственные заказы на городские и пригородные автобусы различных классов. Впервые в истории автомобильных экспозиций в Москве можно было увидеть машины, официально признанные лучшими в России.

Первым в ряду лауреатов стал автобус родом из Павлово-на-Оке. ПАЗ-4320 «Аврора» продолжил традицию проектирования и выпуска междугородных автобусов средней вместимости, зародившуюся в 60-е годы с появлением на свет машины ПАЗ «Турист-люкс». Впервые показанная два года назад в качестве прототипа, теперь «Аврора» предстала как серийно выпускаемый автобус. Вместимость ее салона – 54 человека, из которых 31 может расположиться на комфортабельных сиденьях. Мощность минского четырехцилиндрового дизеля ММЗ-245 в версии 9 доведена до 110 кВт/ 136 л.с. при 2 400 об/мин.

Автобус отличается высокой степенью унификации с различными грузовыми автомобилями. Так, он получил рулевое управление типа МАЗ-64229-3400010-60, мосты ЗИЛ-4331. С сожалением приходится отметить кое-какие огрехи, проскочившие в разработке и производстве этих машин. По личному опыту можем сказать, что перелезть через торчащую рукоятку переключения передач водителю солидной комплекции довольно сложно. Панель приборов и вся передняя часть салона не производит впечатления цельной конструкции, имеет непонятные членения, сложные переходы, что при недостаточно качественной сборке приводит к появлению неопрятных перекосов и щелей.

Специальный автобус для перевозки детей ПАЗ-32054-70

Отлично зарекомендовавший себя безотказный и трудолюбивый ПАЗ-3205 был представлен в двух модификациях из 15, освоенных заводом. Кроме обычной городской 40-местной машины был показан автобус 32054-70, получивший название «Дети». Он предназначен для перевозки 27 детей и двух сопровождающих, оборудован специальными сигналами, сиденьями с ремнями безопасности, входной лестницей с измененным шагом ступеней и дополнительной выдвижной ступенькой с дистанционным управлением. Эта машина не только собрала хорошую прессу, но и стала предметом самого пристального внимания руководителей Москвы, Санкт-Петербурга и ряда крупных промышленных центров России.

Немногим пока известен городской автобус большой вместимости ПАЗ-5272, разработанный в Павлово совместно с КАМАЗом. В его производстве используется принятая во всем мире технология: из Набережных Челнов приходит «на своих колесах» готовое шасси с установленным на нем силовым агрегатом КамАЗ-740-30-260 мощностью 260 л.с., трансмиссией, рулевым управлением, мостами и тормозной системой. В Павлово оно получает кузов, здесь же оборудуют и отделывают салон. В результате получается 108-местная машина, мало в чем уступающая современным зарубежным аналогам.

Междугородный автобус средней вместимости ПАЗ-4320 «Аврора»

Продукция Павловского завода вместе с автобусами ЛиАЗ и ГолАЗ демонстрировалась на самом крупном автобусном стенде за все время проведения Российских салонов. Он принадлежал компании «Русавтопром», входящей в группу «Сибирский алюминий». Совсем недавно даже представить себе было трудно, чтобы российские автобусостроители столь активно выставлялись на автошоу. Все бы хорошо, да только кроме «Авроры» хвастать-то было нечем. ЛиАЗ-5256 переживает даже не «вторую молодость» благодаря имплантации «сердца» от американской компании Caterpillar. Столь же небогата на новинки и производственная программа Голицынского завода. Однако надо отдать должное компании «Сибал», за отечественное автобусостроение она взялась всерьез. Об этом говорят и немалые финансовые вливания, и то, что им удалось получить несколько солидных заказов от московских властей и руководителей нескольких областей. Теперь именно «Сибалу» предстоит решать проблемы нехватки подвижного состава на пассажирских линиях российских городов.

Компанию ПАЗ-5257 и ЛиАЗ-5256 составлял почти полный их близнец НефАЗ-5299: 260-сильный камский дизель КамАЗ-740-30-260, вместимость 114 человек. Естественно, общие компоновочные решения рождают и некий усредненный дизайн.

«Волжанин» – первый городской автобус 15-метровой длины российского производства

Приходится признать, что и с точки зрения конструкторской, и с точки зрения художественной эта машина явно «не тянула» на гвоздь салона. Соседство с минскими автобусами как-то невольно выделяло не только подражание их стилю, но и заметное сходство кузовных панелей, деталей внешнего освещения, расположения элементов отделки.

Если выражаться языком кино, Волжское производственное объединение «Волжанин» стабильно играет роли второго плана, оставаясь незаметным, но очень важным персонажем действа под названием «Московский автосалон». Так было и в этот раз. Располагаясь на не самых выигрышных площадях, волжане показали две очень интересные модели. Их междугородный автобус, получивший в этом году новую светотехнику и измененную переднюю панель, смотрелся не хуже большинства зарубежных разработок этого класса. Надо отдать должное и дизайну, и качеству отделки салона. Неудивительно, что в условиях глубочайшего кризиса отечественного автобусостроения, волжские машины постепенно пробивают себе дорогу за рубежи России – экспорт стабильно растет.

МАЗ-107 – минская версия 15-метрового городского автобуса

Под стать этой машине был и городской автобус особо большой вместимости. Только пройдя весь салон стоявшей как-то особняком машины, вдруг ловишь себя на мысли, что он что-то уж больно длинный. Волжане замахнулись на святое – стандарт на габариты городских автобусов особо большой вместимости. Не дожидаясь утверждения 15-метровой длины для автобусов-соло в качестве стандартной, они показали свою концепцию «пятнадцатиметровика» на шасси Scania. Первый блин, надо сказать, вовсе не вышел комом. Низкопольный салон с просторной компоновкой сидений и большими накопительными площадками, качественная отделка. Во внешнем облике есть что-то свое, «фирменное», хотя большинство машин этого класса удивительно похожи друг на друга. Правда, немногочисленные представители муниципальных транспортных предприятий, побывавших на салоне, как-то побаивались высказывать свое мнение о непривычной для них конструкции.

Не обошлось на салоне и без автобусных премьер. Дебютантом стал городской автобус I класса на базе нижегородского среднетоннажника ГАЗ-3310 «Валдай». Он рассчитан на 35 пассажиров (19 + 16) и оснащен шестицилиндровым наддувным дизелем ГАЗ-562 мощностью 150 л.с. По замыслу создателей, он должен составить компанию, а потом и прийти на смену павловскому долгожителю.

Междугородный автобус Mercedes-Benz Tourismo O 350, получивший приз посетителей

Специфика России требует порой создания самых необычных конструкций, к которым, в частности, относятся и вахтовые автобусы. Их производством занимается несколько заводов – Нефтекамский, Курганский, Семеновский и другие. Не удивительно, что и в этом году было показано несколько таких машин.

Особняком стоит тема ЗИЛ-5301 «Бычок». Этот автомобиль оказался весьма «плодовитым». Сейчас его автобусная ветвь насчитывает более десяти пассажирских и грузопассажирских модификаций. Среди них – машины обычные и повышенной комфортности, вместимостью от 17 до 30 – 35 человек, школьные, ритуальные и другие. Однако многочисленность моделей все же не способна компенсировать недостатки, свойственные симбиозу грузовика и пассажирского автомобиля. Высокий уровень пола, излишняя масса, ограниченность компоновочных решений, недостаточная управляемость и маневренность. В данном случае мы скорее всего имеем дело с классической ситуацией безрыбья.

Говоря об отечественном автобусостроении, мы уже привыкли включать в эту группу и минские разработки. На последнем салоне они показали свою версию 15-метрового городского автобуса МАЗ-107. Оттолкнувшись от конструкции немецкой компании MAN, минчане разработали свой вариант ходовой части.

Автобус на базе «Бычка» ЗИЛ-325010 «Люкс» (4х2)

Учитывая отсутствие портальных мостов, они изготовили низкопольное шасси, применив стандартный задний мост. Оригинально решено размещение панелей управления электрикой и пневматикой. Откидные панели доступны для обслуживания и ремонта без каких-либо специальных инструментов.

Зарубежные автобусы в этот раз были представлены скромно. Как обычно, основное внимание привлекали машины двух компаний – чешской Karosa и венгерской Ikarus, получившей теперь новое название – Ikarusbus. Многолетние соперники за место на рынке, они волею судьбы сошлись теперь под одной крышей, войдя в состав крупного международного холдинга Irisbus.

Несколько неожиданно стояли автобусы Mercedes – на стенде турецкого подразделения германо-американской компании. Здесь были представлены машины, достаточно полно характеризующие деятельность компании «Эвобус Русслэнд», занимающейся продвижением на рынок, продажами и сервисом новых и подержанных автобусов Mercedes и Setra.

КАВЗ-32521 производства Курганского автобусного завода

Особенности российского платежеспособного спроса делают его более восприимчивым к менее дорогим турецким машинам, чем, видимо, и объясняется присутствие на салоне представителей турецкого филиала немецкой фирмы. На собственно автобусах здесь останавливаться не будем, поскольку наш журнал уже представлял их после официальной презентации в России. Остается добавить, что лучшим городским автобусом автосалона признан Mercedes-Benz Conecto O 345, а приз посетителей достался Mercedes-Benz Tourismo O 350.

В заключение отметим, что кроме большого «пассажирского блока» автобусы, правда, небольшие, можно было встретить в самых неожиданных местах. И это наводит на мысль, что зарубежные компании все же не оставляют мысль составить со временем серьезную конкуренцию российскому автобусостроению. Хотя некоторые «маститые» в этой области фирмы юбилейный автосалон проигнорировали. А жаль.