«Автофорум 2001» – выставка со своей спецификой

В. Мамедов, фото автора

Прошедшая в Нижнем Новгороде 8-я автомобильная выставка «Автофорум 2001», в которой приняло участие около 200 фирм производителей и дистрибьюторов России, СНГ и дальнего зарубежья, показала, что она достойно соперничает с главными смотрами автоиндустрии, проходящими в Москве и Санкт-Петербурге. Вместе с тем нижегородский автосалон продемонстрировал свое оригинальное лицо и отличие от многих аналогичных мероприятий.

Организаторами выставки стали Правительство Российской Федерации, Министерство экономики РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство науки и технологий РФ, Ассоциация «Большая Волга», Администрация Нижегородской области, Администрация Нижнего Новгорода, ОАО «ГАЗ», ФПГ «Нижегородские автомобили», ОАО «Автосельхозмашхолдинг», РАФ, ВАО «Нижегородская ярмарка».

«Автофорум 2001» включал в себя пять тематических выставок, собранных в единый проект. Базовой стал «Автотехсервис», учрежденный ОАО «ГАЗ» и Нижегородской ярмаркой. К нему присоединились «Автосалон», проведенный в Нижнем Новгороде в 9-й раз, 2-я международная выставка «Автокомпоненты», 7-я выставка «Мототехника» и специальный проект – выставка «Нижегородская сварка». Как видим, каждый смотр, кроме «сварки», уже имеет свою историю и традиции. Отныне все они станут развиваться по единому направлению, чтобы поднять престиж Нижегородской автомобильной выставки, привлечь к ней больше участников и посетителей, число которых, по разным подсчетам, было 10 – 15 тыс. человек.

Автобус компании «Самотлор-НН»

Само название «Автофорум» предполагало, что кроме непосредственного показа новой техники, это мероприятие будет иметь и теоретическую часть. Ведь даже самая насыщенная экспозиция не даст полной отдачи без общения специалистов, обсуждения проблем, существующих в отрасли, путей развития наших крупнейших заводов. А потому еще одной частью «Автофорума 2001» стал «Конгресс» – место встреч для обсуждения руководителями предприятий насущных проблем развития отечественного автомобилестроения. Работали тематические секции и семинары. Название раздела определилось уже в процессе подготовки «Автофорума»: «Современные технологии – в автомобильную промышленность XXI века».

Значение «Автофорума 2001» можно оценить по присутствовавшим на нем персонам автомобильного бизнеса России. Назовем несколько из них: С. Митин – зам. министра Минпромнауки РФ, курирующий автомобильную отрасль; генеральный директор ОАО «ГАЗ» В. Беляев; первый вице-президент, первый зам. генерального директора ОАО «АвтоВАЗ» Н. Ляченков; зам. генерального директора ОАО «КАМАЗ» А. Афанасьев; директор «Ижмаш-Авто» М. Блохин; главный конструктор АМО ЗИЛ Е. Рыбин; генеральный директор ОАО «Павловский автобус» С. Занозин; генеральный директор ОАО «ЗМЗ» А. Минсев. Открыл выставку представитель президента в Приволжском федеральном округе С. Кириенко.

«Скорая помощь» с удлиненной базой

Экспозиция впервые заняла 1-й, 2-й и 4-й павильоны Нижегородской ярмарки, существенно расширив свою площадь. Если говорить в цифрах, то она занимала около 3 000 м2 в павильонах и 4 500 м2 на открытых площадках. Традиционно, самую крупную палитру экспонатов показал ГАЗ. На втором месте по занимаемой площади находился Волжский автозавод, расположивший свои машины на 500 м2. Масштабно и представительно выглядели экспозиции КАМАЗа, ПАЗа, УАЗа и Ижмаша. Московские заводы ЗИЛ и АЗЛК, а также «УралАЗ» в выставке не участвовали. Зарубежное автостроение было представлено марками Peugeot, Volkswagen, BMW, Ford, Renault, KIA, Suzuki и Skoda.

Отметим важные заявления, прозвучавшие на пресс-конференции по случаю открытия «Автофорума 2001». Так, по словам С. Митина, российское правительство предпринимает новые шаги для защиты отечественной автомобильной промышленности на нашем рынке. Проведение выставки совпало по времени с подготовкой доклада президенту РФ В. Путину о развитии автомобилестроения страны в ближайшие годы. В. Путин, в свою очередь, согласился принять руководителей ведущих российских автозаводов и выслушать их предложения по развитию отрасли.

«Газель» компании «Чайка-Сервис»

Одна из главных задач, которую берется решить правительство, защита нашего рынка от проникновения некачественных автомобилей. Дело в том, что в феврале 2000 г. Европейское Сообщество приняло специальное решение об утилизации с 1 января 2006 г. автомобилей, выработавших свой ресурс. В связи с этим концернам Запада будет выгоднее транспортировать старые машины на территорию других государств, чем тратить средства на их утилизацию. В России готовятся к таким действиям, разрабатывая специальные защитные меры в виде дополнительных таможенных барьеров.

В докладе В. Путину содержатся предложения и по развитию производств автомобильных компонентов, а именно: создать выгодные условия заводам с современным технологическим оборудованием для выпуска комплектующих и запчастей.

Сенсацией прозвучало сообщение на пресс-конференции ВАЗа о том, что между конструкторскими службами ГАЗа и ВАЗа есть договоренность о совместной работе над общей платформой и рядом узлов легковых автомобилей будущего, конструкцию которых каждый из заводов разработает для себя сам в условиях конкуренции.

«Атаман» ГАЗ-2308

На «Автофоруме 2001» ГАЗ заявил о своем твердом намерении занять нишу внедорожников. В связи с этим интерес к показанным последним версиям «Атамана» ГАЗ-2308, его шасси и концепт-кару «Комбат» ГАЗ-2169 был легко объяснимым. Среди экспонатов выделялся полноприводный «Соболь» ГАЗ-27527 с обновленным дизайном передней части, блестяще показавший себя в пробеге по Уралу. Отметим также интерес специалистов ряда отраслей к полноприводному «Егерю» ГАЗ-3308 с кузовом пикап, перспективному грузовику «Валдай» ГАЗ-3310, мелкосерийное производство которого может начаться в течение года, а также к новой версии в семействе «Соболей» – пикапу ГАЗ-23109 с улучшенной кабиной и удлиненной базой. Новинкой среди «Газелей» стал 16-местный автобус с удлиненной базой, созданный совместно с заводскими конструкторами малым предприятием «Самотлор-НН». Любопытно выглядит также маршрутное такси с высокой крышей и боковой распашной дверью, оснащенное двигателем ГАЗ-40522.

Все, кто связан с эксплуатацией автомобилей «Скорой помощи», не могут не заметить, что ассортимент предлагаемых ГАЗом машин значительно вырос.

ПАЗ-4230-20 из семейства «Аврора»

На «Автофоруме 2001» состоялся показ новой модели для этой службы, разработанной специалистами предприятия «Самотлор-НН» на базе удлиненной «Волги» ГАЗ-3110. Машина получилась удобной для врачей, которые могут работать в ней, стоя в полный рост, и относительно недорогой, что важно для нашей небогатой медицины. Судя по отзывам медиков, заказы на эту новинку поступят уже в ближайшее время. Что же до разработчиков, то они обещали в будущих образцах снизить металлоемкость кузова, применив пластиковые панели вместо стальных листов.

Нельзя не отметить также большое число моделей ГАЗ, оснащенных дизелями ГАЗ-560, -561 и -562, а также автомобилей, работающих на сжатом газе.

Волжский автозавод по тематике нашего журнала показал новый пикап ВАЗ-2323Д с 1,8-литровым дизелем, пикапы на базе старой «Нивы», а также интересный автопоезд, состоящий из внедорожника «Бронто-Марш» и одноосного прицепа. Среди полноприводных моделей УАЗ интерес вызвал грузовик УАЗ-39094 с удлиненной кабиной (появилось спальное место), а в экспозиции КАМАЗа – два самосвала: 20-тонный КамАЗ-6520 с двигателем 740.50 (Еuro-2) мощностью 320 л.с. и КамАЗ-4528 с боковой разгрузкой.

Шасси ГАЗ-2308

Современный дизайн и высокое качество исполнения отличали павловские автобусы: ПАЗ-4230-20 из семейства «Аврора» и ПАЗ-52722 с силовым агрегатом КамАЗ.

Нижегородская специфика отразилась в присутствии большого количества фирм, предлагающих разнообразные кузова на шасси грузовиков «ГАЗ». Среди них нельзя не отметить изделие нижегородской фирмы «Чайка-сервис» – удлиненную «Газель» с кузовом-лавкой для продажи мясомолочной продукции.

Грузовик с базой 3,5 м (габаритная длина при этом выросла до 6,63 м) может комплектоваться как стандартной, так и сдвоенной кабинами. В первом случае машина имеет бортовую платформу длиной 4,4 м. Автомобили прошли полный комплекс испытаний, усиленная рама показала хорошие результаты при различных нагрузках, а из двигателей для этой машины лучше всего подходит дизель ГАЗ-560.

Вездеход «Бронто-Марш»

Кроме автомобилей на выставке можно было познакомиться с разнообразным оборудованием для автосервиса, автоаксессуарами, новыми разработками из этой сферы, еще не получившими распространения.

В качестве примера приводим предложенные нижегородской фирмой «АвтоСбытСервис» покрытие для обработки внутренних поверхностей фургонов и грузовых платформ. Специальный полиуретан, наносимый распылением, создает уникальную текстурированную поверхность, уменьшающую скольжение груза, не растрескивающуюся, сохраняющую кузов от механических повреждений и коррозии в течение 10 лет. Покрытие герметично, воздухонепроницаемо, не рвется, легко очищается и улучшает шумоизоляцию.

КамАЗ-4528

Стоимость обработки открытой платформы «Газели» – 8 900 руб., «Газели»-фургона (обработка на высоту 10 см) – 6 900 руб. Этим же покрытием защищают от коррозии и днище автомобилей. Посетителям выставки «Автофорум 2001» запомнится многое. Российские премьеры легковых автомобилей Peugeot-307, Ford Mondeo, BMW-325Xi, демонстрация «Волги» ГАЗ-3111 с двигателем V8 мощностью 180 л.с., соревнования по автозвуку, конкурс «Мисс автомобиль», показательные выступления роллеров, обилие стендов с автомобильной литературой и многое другое.

Бесспорно, у этой выставки свой характер, свое лицо, своя специфика. Но самое главное – «Автофорум 2001» стал центром по обмену опытом между специалистами отрасли.