6-я Московская международная выставка «ТрансРоссия 2001»

В. Салыгин

Выставка «ТрансРоссия 2001» упрочила свое положение в качестве крупнейшего форума в сфере транспорта и логистики из всех проводимых в настоящее время аналогичных выставок на территории России, стран СНГ и Балтии. Количество участников этой выставки выросло почти вдвое: со 170 в 1996 г. до 300 в нынешнем году. Интерес к выставке постоянно растет. В значительной мере этому способствуют стабилизация обстановки в стране, оживление российской экономики, рост объемов грузоперевозок, осуществляемых через транспортную систему России.

Развитию процесса интеграции России в международное транспортное сообщество, по мнению участников выставки, способствуют и мероприятия Правительства РФ по модернизации транспортной системы страны, проводимые в соответствии с целевой федеральной программой, а также позитивные показатели работы российских транспортников. В частности, по итогам 2000 г. грузооборот отечественной транспортной системы вырос, по данным Госкомстата РФ, на 4,8% и составил 3 616,7 млрд. ткм. Что касается различных видов транспорта, то преобладают, по-прежнему, перевозки железнодорожным и трубопроводным транспортом.

В рамках выставки прошла 6-я международная конференция «Транспорт и логистика» и ряд семинаров, посвященных наиболее важным вопросам деятельности транспортного комплекса. Наиболее интересным, по мнению участников, был семинар «Логистика в современном бизнесе», организованный Международным центром логистики ГУ-ВШЭ.

Свои услуги и продукцию на многочисленных стендах продемонстрировали свыше 300 компаний из 26 стран мира, занимающихся экспедированием, перевозкой и складированием грузов, производством подвижного состава и запасных частей, а также страхованием грузов, разработкой и внедрением новейших технологий в области логистики.

Выставка этого года отличалась не только тем, что сменила место своего проведения – с территории ВВЦ (бывшей ВДНХ) переехала в спорткомплекс «Олимпийский», но и подтвердила устойчивую тенденцию снижения доли участников-производителей и одновременного роста числа участников-транспортников. Многие посетители с грустью заметили, что в этом году нет открытой площадки для демонстрации подвижного состава, много меньше стало экспонатов – их заменили проспекты и видеофильмы. Выставка приобрела более «виртуальный» характер. И эти перемены, видимо, закономерны: наиболее острые и интересные для участников проблемы лежат в сфере организации перевозок, оптимизации процессов перевозок и складирования грузов по критериям времени доставки, надежности и стоимости перевозок и хранения.

Широко на выставке были представлены транспортные и экспедиционные агентства – как отечественные, так и зарубежные. Крупнейшие российские фирмы осуществляют практически все виды перевозок, в том числе экспортно-импортных грузов, интермодальные, транзитные через территорию России и стран СНГ, экспресс-доставку с использованием различных видов транспорта. Существенная доля рынка транспортных услуг принадлежит таким компаниям, как «Союзвнештранс» (Москва), «Атлант-Регион» (Калининград), «СТИМ» (Москва), «СКАТ – группа компаний» (Новороссийск), «Ф.Е. Транс» (Москва).

На рынке транспортных услуг, наряду с отечественными, успешно работают и зарубежные фирмы, в том числе «ВР Карго» (Финляндия), «АПЛ Ко. Пте. Лтд.» (Великобритания), «Трейд транс форвардинг» (Польша), «Астра ассошиэйтед трэффик» (Швейцария), «МЛО маритайм логистикс унд операционс» (Германия).

Ощутимая конкуренция со стороны иностранных перевозчиков не может не тревожить их российских коллег. Аналитики же видят в этом скорее положительный, нежели отрицательный, фактор, способствующий не только повышению качества транспортных услуг, но и внедрению на отечественном рынке новых технологий и оборудования, современных средств связи, а также росту инвестиций в развитие производства подвижного состава.

С совершенствованием правовой базы и накоплением опыта работы в рыночных условиях растет число российских компаний, работающих в качестве классического экспедитора, свободного от парка каких-либо транспортных средств – автомобильных, железнодорожных, авиационных, речных или морских. По мнению специалистов, это дает свободу в выборе способа транспортировки, наиболее выгодных маршрутов перевозки и в итоге обеспечивает более эффективную доставку груза, а значит, и рост прибыли.

Автотранспортные компании на нынешней выставке были представлены преимущественно коллективно – своими ассоциациями, в том числе российские – Ассоциацией международных автоперевозчиков (АСМАП), литовские – ЛИНАВА, латвийские – «Латвиас ауто». По данным Российской транспортной инспекции, в стране зарегистрировано более 600 тыс. предприятий, фирм и частных предпринимателей, работающих на транспорте и в дорожном хозяйстве, в том числе около 400 тысяч различных субъектов функционируют на автотранспортном рынке. Объем грузовых автомобильных перевозок всех отраслей отечественной экономики в 2000 г. вырос на 6,4% и достиг 5 702,4 млн. т. При этом на коммерческой основе перевезено 845 млн. т, из них 786,8 млн. т – субъектами «малого бизнеса» (прирост 9,8%).

Основной причиной, сдерживающей дальнейшее развитие автотранспортного рынка, считается недостаточно разработанная правовая база. По словам заместителя министра транспорта РФ М. Козлова, «...главная проблема – отсутствие Устава автомобильного транспорта и Закона об основах автотранспортной деятельности». С этим можно согласиться. Вместе с тем нельзя не видеть и ряда других, не менее важных причин, тормозящих рост цивилизованных автотранспортных услуг. Среди них, прежде всего, можно выделить нерациональную структуру российского автопарка.

По оценке Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, в стране высока доля бортовых автомобилей (27,5%) и самосвалов (35,8%), но недостаточно специализированных машин, в том числе фургонов (16,7%). Кроме того, грузовой автопарк весьма устарел. Лишь 7% его подвижного состава эксплуатируется менее 5 лет. Почти половина (48%) имеет полностью выработанный срок службы, что резко снижает технико-экономические показатели использования автомобилей.

Темпы обновления автопарка (2,3 – 2,5% в последние годы) значительно ниже нормативных (10%). Основная причина – отсутствие у транспортных предприятий необходимых средств. Еще одна проблема – топливная, вызывающая значительный рост затрат на горючее. Ее суть сводится к нестабильному рынку нефтепродуктов, который контролируется не столько Правительством РФ, сколько нефтяными монополиями, преследующими, прежде всего, свои собственнические цели и не желающими считаться с общенациональными интересами.

Вернемся к выставке. Из участников-производителей, работающих в интересах автотранспортного рынка, можно выделить фирму «Катерпиллер» (США), предлагающую, помимо автомобильных двигателей, широкую гамму силовых установок (в том числе судовые дизельные двигатели и дизель-генераторные установки, автономные электрогенераторные модули, двигатели для буровых установок с электроприводом, насосного и бурового оборудования, локомотивные), а также большой выбор дорожно-строительных машин.

Если «Катерпиллер» достаточно прочно закрепился на российском рынке (имеет восемь региональных представительств с центрами технического обслуживания и складами запчастей), то другая, также достаточно известная, американская фирма «Вабаш нэшнл корп.» пока менее известна в России. Фирма предлагает широкий выбор стандартных и изготавливаемых на заказ автомобильных прицепов.

Многих посетителей привлекла экспозиция германской фирмы «Хоппеке» (Hoppecke), известной в мире своими аккумуляторами (как автомобильными, так и промышленными стационарными батареями). Применение специальных сплавов и микропористых сепараторов карманного типа обеспечивает широкую область использования, повышает срок службы батарей, не требующих обслуживания.

Из числа производителей погрузо-разгрузочного оборудования выделялся стенд японской фирмы «Тойота индастриэл эквипмент». Известная в мире компания (заводы: головной в г. Такахама в Японии, производственные предприятия в США и Франции) предлагает новые аккумуляторные вилочные погрузчики серии 7 FB c системой привода переменного тока (грузоподъемностью от 1 до 3,5 т), а также гамму автопогрузчиков – дизельных (грузоподъемностью от 1 до 16 т), бензиновых (от 1,5 до 3,5 т) и с двигателем на сжиженном газе. Широкий ассортимент складской техники, от ручной тележки до электрического штабелера и серии трехколесных погрузчиков, предлагает фирма «Юнгхайнрих» (Jungheinrich).

Железнодорожный транспорт был основательно представлен на одновременно проходившей (впервые самостоятельно) 1-ой Московской международной выставке «РейлТЕХ 2001» (технология и инфраструктура железных дорог). Особое внимание на ней уделялось регионам страны. В работе выставки «РейлТЕХ», помимо российских, активное участие приняли международные компании, в том числе «Киров Лейпциг» (Германия), «Нова Трейд» (Финляндия), «АЗД» (Чехия). Информационные стенды выставили производители техники, в том числе Тверской и Крюковский вагоностроительные заводы, Брянский машиностроительный завод, Долгопрудненское НПП, «Ремпутьмаш» (Калуга), «Спецремонт».

Год от года растет число участников выставки «ТрансРоссия», представляющих морской и речной транспорт: администрации портов, терминалы, судоходные и стивидорные компании. Кроме российских, стран СНГ и Балтии, в работе выставки активно участвовали порты, паромы и перевозчики Дании, Франции, Польши, Германии, Финляндии, Швеции, Великобритании. На своих стендах они стремились продемонстрировать преимущества своего вида транспорта, достижения и высокий профессионализм, опирающиеся на многолетний опыт. Растет поток экспортно-импортных грузов, проходящий через крупнейший транспортный российский узел на Северо-Западе страны – Санкт-Петербургский порт (более 15 млн. т в 2000 г., прирост 12%). Впечатляет работа Лондонского порта (ежегодный грузооборот свыше 55 млн. т).

Интересный маршрут перевозки грузов трейлерами и контейнерами предлагает ирландская фирма «Келтик Форвардин Лтд.» (Celtik Forwarding Limited). Совместно со своим партнером – финской компанией «Трансфеника оф Финлэнд» (Transfennika of Finland) – она осуществляет доставку грузов судами «Трансфеника» из Лондона или Антверпена до финского порта Хамина (2,5 суток) и затем – автотранспортом до Москвы (2 суток). Срок доставки этим маршрутом – 4,5 суток, в то время как перевозки из Антверпена в Москву наземным транспортом (через Германию, Польшу и Белоруссию) занимают 5 – 6 суток. Заметим, что рейсы между портами Антверпен и Хамина носят регулярный характер – 4 раза в неделю.

В меньшей степени на выставке был представлен авиационный транспорт. Среди участников преобладали российские авиакомпании и авиационные службы, в том числе «Аэрофлот – Российские авиалинии», «Ист-лайн» и другие.

Участие в работе выставки специ
алистов по логистике – научных сотрудников известных в стране исследовательских центров – позволило обобщить оценки нынешнего состояния отечественного транспортного комплекса и взгляды на его развитие в ближайшие годы. Основные тенденции сводятся к следующему:

– при общем монотонном росте грузооборота (2 – 3% ежегодно), более высокими темпами будет расти экспресс-доставка, меньшими – интермодальные перевозки;

– значительное расширение комплекса сервисных услуг и большая ориентация на потребителя (более полный учет пожеланий заказчика, ужесточение требований по времени доставки, безопасности и сохранности грузов);

– совершенствование форм расчета, упрощение оформления таможенных, перевозочных и грузосопроводительных документов;

– расширение связей как между отечественными перевозчиками и экспедиторами, так и с зарубежными транспортными компаниями. Вхождение во вновь создаваемые европейские и евро-азиатские транспортные сети.