Итоги и перспективы

«Основные Средства» №4/2001

Итоги ушедшего года по нашей просьбе комментирует генеральный директор АМО ЗИЛ академик В. Б. Носов

Валерий Борисович, как зиловцы планируют встретить 85-летие предприятия?

Не буду перегружать вас цифрами, скажу лишь, что производство основной продукции – автомобилей – мы намерены увеличить на 42%, а «Бычков» – в 1,6 раза.

И это дает возможность занять достойное место в российской автомобильной промышленности?

Мы существенно отстаем от ГАЗа по количеству, а вот с КамАЗом можем быть на равных. В классе же малотоннажных грузовиков у нас пока в России и СНГ конкурентов нет. Для нормальной жизни необходимо выпускать 35 – 40 тыс. машин в год, а лучше 60 – 80 тысяч и выйти на уровень рентабельности примерно в 12%. Правда, мы и сейчас уже работаем «в плюсе».

В рекордные для ЗИЛа 1987 и 1988 годы выпускалось по 210 тысяч автомобилей, хотя производство было, так сказать, монокультурным – всего несколько моделей при стабильном госзаказе. Что изменилось с тех пор?

Многое. Мы постепенно осваиваем рыночные реалии. Только в 2000 г. для испытаний, выставок и сертификации было изготовлено 30 опытных образцов автомобилей различного назначения. Часть из них в этом году будет выпускаться промышленными партиями. Например, пожарный автомобиль быстрого реагирования ЗИЛ-530104. Есть спрос на автобусы класса «Люкс» ЗИЛ-3250 – своеобразные офисы на колесах. Словом, потребителю мы предлагаем именно тот автомобиль, который он желает.

А как с качеством?

Уровень рекламаций по машинам всех марок составил в прошедшем году 0,5%. Конкретный пример: наши ЗИЛ-433420, совершившие рекордный кругосветный автопробег, имели комплект запчастей из 200 деталей. Были использованы всего 12, т.е. 6%, а ведь шли они в экстремальных условиях Заполярья.

Вы говорили, что ЗИЛы адаптированы к российским условиям. Что это значит?

Простота эксплуатации, прежде всего. Не требуется дорогостоящих сервисных центров, оборудования... Водитель практически все неисправности может устранить сам. Участники упомянутого автопробега рассказывали, что при техосмотре в Сиэтле у одной машины не горела лампочка – и они ее сами быстренько заменили. Американцы же считали, что для устранения даже такой неисправности необходимо участие специалиста-ремонтника...

Каков уровень цен на наиболее популярные автомобили – «Бычки»?

В пределах 7 – 8 тысяч долларов, если говорить о стандартной комплектации. Они самые дешевые в своем классе. Чешская «ДЭУ» для сравнения стоит 24 тысячи, а фордовские машины этого класса – около 40 тысяч долларов.

У АМО ЗИЛ имеются долги. Можно назвать положение катастрофическим?

Оно остается весьма сложным, но текущие платежи мы вносим своевременно, с долгами старыми по мере возможностей рассчитываемся. Средств на развитие практически не остается. Необходима помощь государства. «Крайслеру» и «Мерседесу» в трудные моменты помогали свои правительства, обоснованно считая их символами национальной индустрии. «Мерседес», например, арабским шейхам и за миллиарды не отдали... У нас решили вопрос с долгами КамАЗа, который сразу же пошел в гору. Надеюсь, что и мы не останемся без внимания...

Забота о собственном зиловском благополучии?

Не без этого, конечно. Но проблему следует рассматривать шире, в том числе ее социальные и экономические аспекты. На АМО ЗИЛ завязаны несколько сот тысяч человек, работающих на предприятиях-смежниках, и партнеры во многих регионах страны. Следует также учитывать, что наша продукция не только конкурентоспособна, но и необходима России. Теперь устаревшая техника, или ее отсутствие затрудняют развитие промышленности, сферы услуг, сельского хозяйства, армии, наконец...

На последней пресс-конференции Вам задали «оптимистический» вопрос, мол, Гайдар и его команда считают, что Россия не автомобильная страна и автомобили лучше покупать «за бугром»...

Гайдар и Ко – это еще не вся Россия!

Почему в предложенной Вами таблице за точку отсчета взят 1996 год?

Да по той простой причине, что этот год явился пиковым, продемонстрировавшим, до какой пропасти довели эти господа отечественную промышленность. Затем в ситуацию вмешалось московское правительство, и цифры говорят сами за себя.

Означает ли это, что Вы сторонник изоляции национальной экономики?

Разумеется, нет. Но мы за сотрудничество на равных. Если одна голландская фирма предлагала колокол для Храма Христа Спасителя за 1,8 млн. долларов, то спустя какое-то время предложила нам изготовить такой же колокол, но уже за 700 тысяч. Посоветовавшись, мы отказались от такого «выгодного» контракта...

Производство колоколов входит в производственную программу автозавода?

Да. Литейный цех, возглавляемый Михаилом Алексеевичем Машиным, делает уникальные вещи. Сейчас мы готовимся с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к исполнению заказа по отливке колоколов для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в том числе колокола-гиганта весом 64 т. Нигде в мире таких не делают.

Если помните, в «Литературке» была рубрика «Что бы я сделал, если бы был директором?» Представим...

Во-первых, избавился от бартера и подобных схем. Сегодня около 40% машин за деньги продаем. Во-вторых, построил свой завод по производству двигателей в Москве, где пока еще сохраняются квалифицированные кадры. На это требуется примерно 300 млн. долларов. Все это вместе позволило бы избежать задержек по выплате зарплаты и поднять ее до более достойного уровня.

А в области социальной политики что делается?

Сохранили льготный отдых для работающих и их детей, медобслуживание, в 2000 г. провели обучение и переподготовку 9 394 работников завода. По новым концепциям этим должно заниматься государство. Мы же не ждем милости! Далеко не многие могут похвастаться подобным.

Анна Кузнецова, пресс-служба АМО ЗИЛ