«Авто+Автомеханика Санкт-Петербург» – прогресс налицо

В. Мамедов, фото автора

Эта крупнейшая из проводимых на Северо-Западе России и в странах Балтии Международная выставка автомобилей, станций технического обслуживания, оборудования для них, запасных частей и аксессуаров. В 2000 г. она прошла в восьмой раз, вызвав особый интерес специалистов. В отсутствие на МIМS-2000 экспозиций многих иностранных автостроителей, Санкт-Петербургский автосалон стал логичным продолжением смотра последних достижений автомобильной техники.

Выставка была организована совместным российско-немецким предприятием, учредителями которого являются общество по организации ярмарок «Ленэкспо» и компания Messe Frankfurt (ФРГ). «Авто+Автомеханика» имеет свою историю. Раньше она называлась «Интеравто» и демонстрировала только автомобильную технику. Четыре года назад «Ленэкспо», объединив свои усилия с немецким партнером, значительно расширило спектр экспонентов.

Для зарубежных компаний Северо-Западный регион России привлекателен тем, что здесь сосредоточено 20% промышленной деятельности страны, а 80% оборудования и аксессуаров для автомобилей импортируется именно через Санкт-Петербург. Ожидается, что к 2001 г. автомобильный парк России достигнет 21,63 млн. машин, и львиная их доля будет работать в развитых промышленных районах, в том числе на Северо-Западе. Рынок в этом регионе настолько емкий, что Ford, BMW, Volvo, Scania и другие фирмы уверенно осуществляют здесь свои инвестиции.

Выставка этого года оказалась беспрецедентной по числу участников – около трехсот фирм из двадцати двух стран мира. Ее экспонаты заняли все восемь павильонов «Ленэкспо». Общее число посетителей превысило 60 тысяч человек, из которых более 12 тысяч были специалистами в областях автомобилестроения, автосервиса и автотранспорта.

Грузовые автомобили представляли в основном местные дилеры. Среди производителей самую крупную экспозицию показал Минский автозавод. На площадке демонстрировались среднетоннажник МАЗ-437040-03, тягач МАЗ-544020 с уменьшенной высотой седельного устройства, туристический автобус МАЗ-152А, а также самосвальный автопоезд в составе трехосного тягача МАЗ-642208-022 и двухосного полуприцепа на 24 т. Впервые был показан новый трехосный полуприцеп-контейнеровоз МАЗ-9919 грузоподъемностью 30,0 т.

Компания Scania привезла два экспоната: капотную версию седельного тягача серии L четвертого поколения и городской автобус, производство которого начинается в Санкт-Петербурге в декабре 2000 г. (Подробное описание этого проекта читатель найдет в журнале «Основные средства» №7 за этот год).

Отметим также экспонировавшиеся на выставке двухосные седельные тягачи фирмы Mercedes-Benz серии SK, предлагаемые со специальной площадки в Новгороде. Их продажу в России организовал сам концерн DaimlerChrysler.

Более солидной и представительной выглядела экспозиция автобусов. В Санкт-Петербурге состоялась российская премьера междугородного автобуса Mercedes-Benz О560 Inturo, производимого в Турции и предлагаемого россиянам за 280 – 310 тыс. DM (в зависимости от комплектации). Двенадцатиметровый автобус с высоким полом имеет вместимость 46 – 50 человек и отличается обширным списком дополнительного оборудования. Оснащенный 340-сильным шестицилиндровым дизелем ОМ 441 LA (Euro-2) автобус очень динамичен, в то же время расходует меньше топлива, чем предшествующие модели. Комфортабельность езды обеспечивает передняя независимая пневматическая подвеска и задняя зависимая, также имеющая в качестве упругих элементов пневмобаллоны. Передние тормоза – дисковые, АБС устанавливается по заказу.

Любопытен компактный автобус, созданный финской фирмой Starbus на основе длиннобазного шасси Mercedes-Benz Sprinter. Он выпускается с тремя вариантами компоновки салона и рассчитан на 17 – 19 мест, включая водителя. Длина машины – 7,2 м, ширина – 1,9 м. Основу кузова составляет трубчатый каркас с панелями из нержавеющей стали. Крыша и задняя часть кузова изготовлены из прочного стеклопластика. Учитывая продолжительные финские зимы, особое внимание было уделено водяному отоплению салона. Оно включает вентилятор, батареи, термостат. В салоне может быть установлен кондиционер и холодильник, видеомагнитофон с монитором и стол с сиденьями диванного типа в задней части кузова. Автобус, получивший название Mercedes Sprinter XXL, выпускается компанией Starbus с февраля 2000 г.

Российские производители автобусов также были представлены на выставке. Выпускаемую гамму автобусов показали Ликинский и Павловский заводы, а также объединение «Волжанин». Экспозиция этих производителей повторяла представленную на августовском автосалоне MIMS-2000.

Интересной особенностью санкт-петербургской выставки стало то, что в ее рамках прошла научно-техническая конференция, посвященная перспективам развития городского общественного транспорта в северной столице. Российские и зарубежные специалисты обсудили широкий круг вопросов, но одной из главных тем была проблема наиболее эффективной эксплуатации городских автобусов.

Назовем лишь некоторые из прочитанных российскими докладчиками сообщений: «Диагностика технического состояния автобусов»; «Улучшение экологических свойств автобусов, оснащенных дизелями, работающими на газе»; «Влияние развития автотранспорта на социально-экономическую ситуацию в России». С докладами выступали иностранные специалисты фирм Breda, Neoplan, OOO Evobus Russland, Dekra, а также руководители транспортной компании Гамбурга (ФРГ).

Покидали мы город с чувством, что проведенный в ноябре автосалон сыграл заметную роль в жизни автомобильного Петербурга. Можно быть уверенным, что с каждым годом он будет набирать силу, превращаясь в один из крупнейших автомобильных форумов России.