Автобусы на МIМS-2000

Л. Никифоров, фото Ю. Бритова, Ю. Дородонова и фирм-производителей

Прошедший в конце августа московский автосалон показал, что наш рынок автобусов необъятен и неорганизован. Места на нем хватит всем. По мнению экспертов, России не хватает от 10 до 13 тысяч автобусов различных классов (некоторые ранее в стране вообще не производились). Попытки восполнить этот пробел за счет стихийной сборки небольших партий городских автобусов и закупки подержанных автобусов из Европы результатов не дали и к разрешению кризиса не привели. Пожалуй, единственным, положительным примером можно считать полномасштабное производство «Икарусов» на Тушинском машиностроительном заводе в Москве. И теперь на мотор-шоу о своем присутствии на российском рынке заявили более полутора десятков компаний из 10 стран.

Все больший интерес вызывает класс «середнячков» длиной 7 – 8 м. До недавнего времени в нашей стране его представляли только модели 3205 и 3206 Павловского автобусного завода. Они и сейчас выпускаются на ПАЗе. В зависимости от планировки салона могут перевозить до 42 человек в городском варианте и до 36 – в пригородном. Заказчик может выбрать бензиновый двигатель ЗМЗ-5234.10 или дизели – ММЗ-245.7 и Hino W04 CT. ПАЗ-3206 имеет колесную формулу 4 х 4 и предназначен для обслуживания районных маршрутов в условиях бездорожья. При всей популярности этих автобусов нельзя не отметить их прогрессирующее отставание от требований рынка.

Уже в самое ближайшее время в производственной программе предприятия появится более крупная и совершенная модель ПАЗ-4230-01. Восьмиметровую машину, названную «Авророй», можно использовать для перевозки по междугородным маршрутам до 54 человек. В качестве силового агрегата предлагается все тот же минский (некогда тракторный) дизель, мощность которого в новой версии 245.9 доведена до 136 л.с. У нового автобуса хорошо проработанный дизайн и интерьер.

ПАЗ всерьез планирует выйти и в сектор 11-метровых городских автобусов большой и особо большой вместимости. Городская модель 5272, оснащенная дизелем КамАЗ 740.11-240, вмещает 104 пассажира. На ее базе разработан вариант междугородного автобуса с увеличенным багажником с большой двухстворчатой дверью в задней торцевой части кузова. Столь необычная планировка продиктована рынком, требующим специальных грузопассажирских машин для обеспечения столь популярных «челночных» операций.

Волжское автобусное производство «Волжанин» пока имеет годовой выпуск 300 машин. Но предприятие способно ежегодно изготавливать до 2 000 автобусов и потому активно вторгается на внутренний рынок. Стоит отметить несколько весьма прогрессивных конструкторско-технологических решений, заложенных в их продукции. Каркас и панели кузова выполнены из оцинкованной стали. В процессе производства и сборки они проходят антикоррозийную обработку. Машины имеют вклеенные окна. В стандартное оборудование больших автобусов входят тахографы с 24-часовым или двухсменным режимом.

Восьмиметровый класс представлен моделью 3290. Эта 28-местная машина может использоваться в качестве городских маршрутных такси, служебных автобусов, а также на пригородных трассах. Кроме ставшего уже традиционным минского дизеля, они могут комплектоваться четырехцилиндровым дизелем MAN и новым ярославским мотором ЯМЗ-534.

Городской автобус большой вместимости 5270 (33+67 мест) длиной 11,6 м комплектуется ярославской «шестеркой» ЯМЗ-236 НЕ мощностью 230 л.с. Заднее продольное расположение силового агрегата позволило спланировать салон с двумя большими накопительными площадками. Именно эта машина составляет основу производственной программы ВАП «Волжанин» и останется базовой на ближайшие 2-3 года.

Самым интересным в экспозиции волжан был междугородный автобус 5268. В стандартной комплектации в его салоне установлены 44 комфортабельных кресла с откидными спинками, индивидуальной вентиляцией и освещением. Двигатель – шестицилиндровый, V-образный, наддувный дизель ЯМЗ-7601.10 мощностью до 300 л.с. Несколько таких машин в исполнении «Люкс», оборудованных туалетом, кухней, холодильниками и бортовой ТВ-сетью, «Волжанин» всерьез готов предложить и на внешний рынок.

В новом для себя качестве выступил на МIМS Голицынский автобусный завод. Из категории сборочных он перешел в разряд предприятий с собственным производством. Показанный на выставке автобус ГолАЗ-4244 собран на шасси популярного чешского грузового автомобиля Daewoo AVIA AL 90 (двигатель мощностью 115 л.с.). Машина длиной 8,5 м вмещает до 45 человек (32 сидячих места) и может быть использована для городских и пригородных перевозок.

Новинка отличается оригинальным дизайном и необычной планировкой салона. Расположение силового агрегата в пределах базы потребовало нетрадиционного решения капота и размещения пассажирских мест вокруг него. Такая компоновка, довольно широко распространенная на автобусах японского и корейского производства, в практике нашего автобусостроения встречается впервые. Два пассажира располагаются рядом с водителем с доступом к сиденьям из салона. Четверо занимают два двухместных сиденья спиной к ходу движения справа и слева от капота, превращенного в площадку для размещения крупного багажа. ГолАЗ ведет подготовку производства междугородной версии «Люкс» этой машины.

Практика многих, в первую очередь, новых компаний достаточно наглядно показала ограниченные возможности капотной компоновки автобусов среднего класса, которые в силу ряда финансовых проблем вынуждены выпускать москвичи и курганцы. Заметим, что некогда Ikarus уже предпринимал попытки выпуска автобуса повышенной комфортности подобного типа, но отказался от малорентабельного проекта. Впрочем, в сегодняшней России свои задачи в обеспечении муниципальных перевозок на уровне маршрутных такси они все-таки решают.

МIМS-2000 показал, что отечественные автобусные заводы всерьез взялись за преодоление хронического отставания от мирового уровня и кое-что им, кажется, удается. По крайней мере, достаточный набор модельного ряда и разумные цены на внутреннем рынке позволяют снять проблему «секонд хенда».

Вместе с тем, не ослабевает конкурентная борьба западных поставщиков автобусов. В салоне приняли участие такие известные у нас компании, как Karosa, Ikarus, Volvo, MAN. Особняком стоит Минское производство.

После вступления в международный концерн IrisBus чешская Karosa получила доступ на крупные западноевропейские рынки, в первую очередь – французский. Одних только школьных автобусов Recreo за год было продано около 520. Всего же объем экспортных поставок превышает 55% от выпущенных в прошлом году 1237 штук. Ежегодные поставки Karosa в Россию достигают 200 машин. Сейчас они работают почти в двадцати российских городах, в том числе в Западной и Центральной Сибири в сложных климатических условиях. В одном только Сургуте их 260, а в Тюменской области – больше тысячи. Всего в Россию поставлено более двух тысяч чешских машин.

В прошлом и нынешнем годах экспортную программу составили автобусы серий 800 и 900 городских («соло» и сочлененные), пригородных, междугородных и туристических версий. Для доставки нефтяников на промыслы с «плечом» 80 – 100 км была разработана специальная модификация. Недаром на МIМS именно «Сургутнефтегазу», как самому крупному и стабильному партнеру, был вручен символический «хрустальный ключ».

Особенностью технологии производства автобусов является болтовое крепление панелей кузова. Это не только до предела упрощает ремонт машин, но и помогает наладить их сборку из готовых панелей при наличии минимальных производственных площадей. Сейчас одновременно прорабатываются несколько таких проектов для России.

На московском салоне была показана модель С 934Е. Этот 12-метровый автобус предназначен для перевозки 80 пассажиров, из них 45 – на сидячих местах. В качестве силового агрегата предлагается шестицилиндровый, рядный, наддувный дизель Renault MIHR 06 20 45 А41 мощностью 188 кВт, отвечающий требованиям Euro-2.

Туристический автобус LC 936XE – лучшая модель в семействе 900. Двигатель тоже Renault, но его мощность доведена до 217 кВт. В зависимости от планировки салона, в нем можно устанавливать от 42 до 47 сидений. В качестве дополнительного оборудования предлагаются мини- и полноразмерные кухни, холодильник, туалет, видеосистема с двумя-тремя мониторами. А вот кондиционер входит в стандартное оборудование, так же как и системы ABS/ASR. Интересно, что для России, учитывая ее «челночные» перевозки, предлагается автобус с багажником на крыше.

Кроме двух машин, показанных на московском салоне, Karosa освоила производство нескольких новых автобусов, обязанных своим рождением конструкторам компании Renault. Передача их выпуска в г. Высоке Мыто стало признанием высокого уровня производства, достигнутого компанией Karosa. Речь идет, прежде всего, о низкопольном автобусе SityBus в вариантах «соло» и сочлененном, а также о туристическом автобусе категории «люкс» Iliade RTX.

Традиционно сильно выступил в Москве Ikarus. Он представил машины серии Е, мало известной в России, выпускаемые заводом по производству мелкосерийных автобусов. Кузов длиной 7,7 м используется для двух моделей – междугородной Е-13 и городской Е-91. На обеих устанавливается 170-сильный наддувный дизель MAN DO824 с четырехступенчатой коробкой Allison AT 545, мосты RABA и рулевое управление Csepel. Кузова каркасно-панельного типа с облицовкой из алюминиевых панелей. Сборка панелей и окон ведется по клеевой технологии. Передняя и задняя панели кузова из армированных полиэфирных листов. Е-13 предназначен для перевозки 26, а Е-91 – 34 человек (19 сидячих мест).

Городские автобусы большой и особо большой вместимости представлены моделями Е-94 («соло») и Е-94G (сочлененный). Первый рассчитан на перевозку 90, второй – 152 пассажиров. Предполагается, что со временем они придут на смену четырехсотой серии. Самая интересная и, вместе с тем, самая неизвестная разработка серии Е – двухэтажный автобус Е-99 категории «люкс». Он рассчитан на перевозку 16 человек на первом этаже и 54 – на втором. По заказу покупателей кузова могут устанавливаться на шасси RABA или Scania, мощность силовых агрегатов соответственно 430 или 420 л.с. Автобусы отличаются необычайно высоким уровнем комфорта и по принятой классификации соответствуют пятизвездочному уровню. В них есть полноразмерная кухня, туалет с возможностью установки душа, регулируемые сиденья с откидными спинками и столиками.

Аристократов автострад представила на своем стенде шведская компания Volvo: 12-метровый B12 Sunsundegui Sideral-VIP – своеобразный гибрид междугородного «люкса» и мобильного офиса. Салон разделен на два отсека: один оборудован 24 мягкими креслами, другой – большим восьмиместным диваном, который с одинаковым успехом может принять и веселую компанию попутчиков, и небольшую конференцию. Естественно, имеется кухня с мини-баром, холодильником и кофеваркой. Для отдыха водителя предусмотрено спальное место с отдельным входом и двусторонней связью со сменщиком, находящимся за рулем. Двигатель Volvo D12A380 мощностью 380 л.с., коробка передач – восьмиступенчатая, механическая, полностью синхронизированная, с дистанционным электропневматическим управлением.

Другая модель известной компании – Volvo B7R Jonckheere Mistral Millenium. В салоне расположены 49 мягких пассажирских кресел с откидными спинками и регулируемыми подножками, одно место для сопровождающего и водительское сиденье с подрессориванием, запоминанием веса и ремнем безопасности. Двигатель Volvo D7A285 мощностью 285 л.с., коробка передач ZF шестиступенчатая, механическая.

Пригородный MAN SU 313 – классический пример европейского автобуса 12-метрового класса. Низкооборотный дизель MAN D 2866 LUH 26 EURO-2 обеспечивает ему отличные тяговые характеристики при движении по равнинным и горным маршрутам с хорошим запасом скорости. Кузов 90-местного автобуса выполнен по каркасно-панельной технологии с антикоррозийной обработкой в процессе сборки. Уровень пола пониженный – у передней двери две ступени, у задней – три. Первые ступени находятся на высоте 340 мм от уровня земли.

Турецкая компания Temsa в кооперации с Mitsubishi Corp выпускает семейство 7-метровых автобусов Prestij. Городская, междугородная и туристическая модели строятся на основе единого кузова длиной 7 040 мм. Также общим для всех является и 136-сильный четырехцилиндровый рядный дизель японского производства. Всем машины неплохи, вот только для городского варианта пол несколько высоковат, а для междугородного – мест в салоне (27) многовато. Видимо, сказывается японское происхождение машин. Там люди, как известно, несколько мельче европейцев, ими легче заполнять салон...

И несколько слов об АМАЗе, занимающем промежуточное положение между отечественными и зарубежными автобусостроителями. В этом году они представили троллейбус МАЗ-103Т – электрическую версию модели, ведущей свою родословную от Neoplan. Кроме него минчане показали автобус на шасси своего нового пятитонного грузовика. Машина производила неизгладимое впечатление передней частью, в которой угадывалась стандартная «мазовская» кабина, и весьма уютным салоном, укомплектованным креслами собственного производства.

Несмотря на довольно скромный список экспонентов, МIМS-2000 продемонстрировал довольно широкий спектр автобусов различных классов, технических и ценовых уровней. Каждый потенциальный покупатель мог выбрать себе машину и по потребностям, и по способностям. И наши российские автобусы выглядели, порой, ничуть не хуже своих именитых конкурентов.