Картинки с выставки «Дорожное хозяйство» – I Межрегиональная выставка, Тверь, 22 –25 августа

Г. Веремеенко, фото А. Джаловян и фирм-участниц

Город в табакерке. Экспозиция преимущественно была составлена из стендов и макетов. Все три этажа Дома науки и техники напоминали ярко раскрашенный театральный макет. Возникала ассоциация со сказочным «городком в табакерке». Было удивительно, как некоторые довольно объемные установки и машины все-таки удалось поднять на этажи. А под открытым небом на небольшом пятачке Советской площади притулились дорожные машины, вызвавшие интерес самой широкой публики. Заместитель губернатора Тверской области Александр Тягунов произнес немало добрых слов в адрес участников выставки и подчеркнул значение дорог в истории нашего государства. «Нас объединяют дороги, – подчеркнул он под аплодисменты, – и трасса Москва – Рига в том числе!..»

Гости охотно подхватили тему дорог, машин и дураков. Московские гости посчитали своим долгом отметить высокое качество дорог тверского региона, а тверичи в свою очередь еще раз подчеркнули первенство московских дорожников.

Эта камерная выставка сумела охватить весь комплекс дорожной проблематики – от геодизайна, проектирования дорог, технологий, машин и материалов для строительства и содержания дорог до обеспечения безопасности движения, организации дорожного и автомобильного сервиса и рекламы. Проводились также «круглые столы», консультации по диагностике и контролю качества строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Как изобрести каток. Всеобщее внимание своим ярким эмоциональным выступлением привлек Алексей Головнин. Опытный образец изобретенного им виброволнового катка КВ-01 был изготовлен еще в 1998 году и прошел испытания в Старицком районе.

Сейчас на тверских дорогах испытываются еще восемь таких машин. Преимуществ у КВ-01 предостаточно – отсутствие ребер жесткости позволяет использовать в виброволновом вальце обечайку в 3 раза более тонкую по сравнению с обычным виброкатком, причем без малейшего опасения за ее жесткость. Соответственно, и материалоемкость катка стала на 20% меньше. Выступление А. Головнина, по всеобщему признанию, самое запоминающееся событие этой выставки. Но живьем каток посетители не увидели.

И снова все единодушно сетовали на небольшой пятачок Советской площади, выделенной под экспозицию машин. Так в свое время участникам автопробега «Кэмэл Трофи» Сибирь – Ладога на этой же площади было отведено куда большее место... А один только прицеп, изготовленный на тверском заводе «Тверьстроймаш», занял бы половину площади. Виталий Киселев, заместитель генерального директора «Тверьстроймаш», развел руками: «Добро пожаловать в наши цеха, увидите «живую» технику, а не фотографии и буклеты с макетами!» Конечно, на выставке работает каждый метр экспозиции, но многим хотелось пощупать каток КВ-01, увидеть его в работе.

Брянский класс. По количеству стендов и буклетов несомненным лидером экспозиции стало брянское ОАО «Машиностроитель». Им были представлены тротуарный каток ДУ-95, оснащенный надежным двигателем Vanguard с малым расходом топлива и высокой удельной мощностью; автогрейдер ГС-1801. Представитель завода Александр Шадоба подчеркивает: «У наших асфальтоукладчиков ДС-191.506 и АСФ-К-2-02 большое будущее на внутреннем рынке. По всем позициям мы обошли конкурентов из ближнего зарубежья.»

У брянских машиностроителей продумана тактика и стратегия освоения рынка. Заказчиков и потребителей привлекает не только высокая маневренность техники, но и широкая область ее применения, низкие эксплуатационные расходы, а также удобство в работе и сервисное обслуживание. А их легкий автогрейдер ДЗ-201 отличает еще и стабильность работы в разных климатических условиях.

Тульские Левши. Многие выставленные машины еще вчера успешно строили дороги. С Куликова поля тульские дорожники привезли в Тверь свою бурильную машинку для установки дорожных столбиков. Заместитель директора тульского «Дорожника» Леонид Терентьев с видимой гордостью подчеркнул, что на Куликовом поле их установка с тремя рабочими неизменно побеждала бригаду из восьми дорожников, позволяя ставить до 40 столбиков за смену, тогда как условный «противник» едва дотягивал до 20. Кроме того, туляки представили опытный образец разметочной машины, которая тоже привлекла всеобщее внимание. От зарубежных аналогов ее отличает меньшая металлоемкость. Распыление ведется под высоким давлением (безвоздушное распыление), что обеспечивает высокое качество работ.

– А форсунку разработали свою, – с гордостью продолжает Л. Терентьев, – американская, конечно, изящней, но одно упоминание о ее цене отпугивало потенциальных заказчиков.

Тульские умельцы и в этот раз подтвердили свою изобретательность: «Мы тоже не лыком шиты –, считают они. – Можем выпускать технику, не уступающую лучшим западным аналогам.»

Там за горизонтом. Саратовский научно-производственный центр «Росдортех» представил совместные разработки с французской фирмой Secmair – комплект оборудования для разметки дорог на основе агрегатов фирмы Graco. А одну из немногих представленных на выставке машин от «Болеро» (Санкт-Петербург) горожане окрестили питерским красавчиком. Машина изящна, дизайн покоряет совершенством. Но... «Дорогой красавчик!» – вздыхали с сожалением потенциальные заказчики.

Активное участие в выставке старейшего и ведущего в своем деле предприятия из Москвы «Доринжприбор» открыло большие горизонты и возможности для межрегионального сотрудничества. Союз Уральского научно-исследовательского технологического института и Московского АО «СММ» по выпуску асфальтосмесительных установок также вызвал живой интерес. И, несмотря на то, что пока их установки привлекали заказчиков из Восточной Сибири, было понятно – на очереди освоение других регионов России.

Первая межрегиональная выставка на тверской земле – это демонстрация возможностей отечественного машиностроения и обмен опытом. Как единодушно считают ее участники, несмотря на определенные недостатки, она удалась. И хотя пока все свелось в основном к стендовому показу и макетам, главное достигнуто – возникает интерес к сотрудничеству.