Инженерная мысль – большой дороге

И. Хармац, фото автора

В конце мая вся московская дорожно-коммунальная элита, вытащив на всеобщее обозрение творения рук своих, на неделю переселилась в «Экспоцентр» – на 2-ю международную выставку «Дорожное и коммунальное хозяйство-2000». Под чутким руководством ГУП «Доринвест» и Московского управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства в павильоне компактно разместились все 224 участника и багаж: различные макеты, светофоры, дорожные знаки и ограждения, буровые системы, гидрооборудование, дорожные краски, фонари, системы слежения и прочая мелкоформатная продукция. Все, что не лезло в дверные проемы, выставили под открытым небом: экскаваторы, автогрейдеры, снегоуборочные машины, катки, погрузчики... Машины расставили настолько тесно, что пробираться между ними можно было только боком, а некоторые экспонаты оказались практически недоступны для нормального осмотра. Но в целом, невзирая на такие досадные мелочи, экспозиция вполне соответствовала солидности и представительности организаторов.

На открытие выставки прибыл сам Юрий Михайлович Лужков. Мэр примерно полчаса знакомился с выставкой, в течение которого все наперебой спешили рассказать ему о своих новинках и достижениях. Так, «Южуралавтобан» расхваливал свои новые конструкции дорожных и мостовых ограждений, а представители CWARCO заявили о намерениях организовать еще два совместных предприятия – одно должно разместиться в Москве. Долгий, но не особо содержательный разговор состоялся с «любимцами» – ООО «Организатор», занимающимся строительством 3-го транспортного кольца, и корпорацией «Трансстрой», на растерзание которой в свое время отдали МКАД.

После отъезда мэра волнения среди экспонентов утихли, и началась рутинная выставочная работа. Большой интерес специалистов вызвала техника, представленная «Брянским арсеналом», особенно автогрейдеры ГС-1801 и асфальтоукладчики серии ДС и АСФ-К-2-02. Как известно, в бытность СССР существовал один завод по производству асфальтоукладчиков в г. Николаеве (Украина). Теперь это хоть и ближнее, но все же зарубежье со всеми вытекающими отсюда финансовыми, транспортными и прочими трудностями. Западные образцы подобной техники при их отменном качестве до сих пор остаются по российским меркам чрезмерно дороги как при покупке, так и в эксплуатации. В такой ситуации брянские асфальтоукладчики оказались оптимальным вариантом, что и подтвердили контракты на поставку техники, заключенные на выставке «Брянским арсеналом» с рядом компаний, в том числе и «Доринвестом».

С большим размахом демонстрировал свою и без того всем известную продукцию КамАЗ, выставивший аж пять машин. Его зарубежные коллеги были представлены скромным стендом компании VOLVO и двумя старенькими образцами MAN, и лишь московский филиал BUCHER счел нужным солидно обозначить свое присутствие, показав несколько новых вариантов подметальных и уборочных машин.

Большее разнообразие наблюдалось в классе универсальных машин. ВНИИ «Стройдормаш» продвигал довольно любопытную многофункциональную машину МДКУ-07 с шарнирно-сочлененной рамой, на площадке стоял ПУМ-500 в окружении различных приспособлений и оснастки. Среди иностранцев отметим BOBCAT, а в павильоне – подробнейшие проспекты о серии Unimog от «Мерседеса» и машинах MULTICAR.

Параллельно выставочной работе прошли «круглые столы» с участием руководителей государственных и частных компаний. Пожалуй, наибольший интерес вызвали темы «Современный опыт проектирования, строительства и эксплуатации скоростных автомагистралей» на примере МКАД и строящегося 3-го внутригородского транспортного кольца, а также «Проектирование и производство машин для коммунального хозяйства».

На первом обсуждались проблемы эксплуатации МКАД, возникшие по недосмотру проектировщиков и конструкторов. В частности, очень остро стоит проблема перегрузки снега, которого за сутки накапливается в среднем 60 – 80 тонн. Прошедшая зима заставила эксплуатационников постоянно изыскивать места для его свалки, так как размещение и оборудование снегосвалок просто не было предусмотрено в генплане. Большую статью расходов составляет ремонт ограждений из-за ДТП – ежегодно около 20 километров, а катафотные конструкции вообще срываются после 1-2 проходов снегоуборочных машин.

Как отметил один из представителей дорожно-строительных организаций, опыт реконструкции МКАД положительно повлиял на изменение нормативно-правовой базы. Так, с сентября 1999 года стали значительно жестче московские городские строительные нормы, повышены требования к материалам и мостовому полотну, введен регулярный контроль качества работ непосредственно на рабочей площадке.

Опыт, приобретенный строителями на МКАД, позволил успешно решить многие проблемы при проектировании и строительстве 3-го транспортного кольца, хотя и там появились свои «плюшки». Например, зимой замерзают дренажные устройства, а затем из-за интенсивной обработки полотна антигололедными составами происходит их полная закупорка. В результате при оттепели повышается (в 2 – 4 раза) износ асфальта.

В завершение обсуждения обозначилась еще одна, пожалуй, самая насущная проблема: необходимость тщательного согласования сроков проведения разными подразделениями технологических операций. И если другие проблемы участники «стола» просто, что называется, приняли к сведению, то этой решили заняться. Вплотную и сообща...

На втором «круглом столе» начальник службы эксплуатации МКАД поделился своими приятными впечатлениями по поводу прошедших зимних испытаний ПУМ-99. Была представлена новая разработка снегопогрузчика, сделанная ОАО «Мосдормаш» по техническому заданию «Доринвеста». Главный конструктор «Мосдормаша» М. Я. Лерман объявил основные характеристики будущей машины: двигатель Д-245 (Минск) или Дойц (Германия), ведущий мост ЗИЛ-131, гидромеханическая трансмиссия (0 – 50 км/ч) с ходоуменьшителем (0 – 2,5 км/ч), четыре насоса, конвейер с выносом для заброса снега через кабину грузовика.

Оживленному обсуждению подверглась машина для обработки дорог антигололедными составами, также представленная «Мосдормашем». В частности, эксплуатационники критиковали отказ конструкторов от оснащения машины компьютерной системой, регулирующей подачу состава из кабины.

С прелюбопытнейшим докладом выступил технический директор фирмы «Медмета» (Литва) К. Куприс. Эта компания также выпускает оборудование и машины для обработки дорог антигололедными составами. Специалисты фирмы провели исследования хлоридных составов, применяющихся в России и за рубежом, – на сегодняшний день хлорид натрия самый распространенный и дешевый состав.

Затем г-н Куприс сказал несколько слов о выпускаемой его предприятием технике. Немного удивила следующая фраза: «В конструкции распределителя мы применяем высоколегированные и нержавеющие стали, поэтому срок службы нашего оборудования больше срока службы шасси». Как оказалось, «Доринвест» уже проводил сравнительные испытания машин литовского «Медмета» и немецкого «Шмидт» и, к чести литовцев, по качеству распределения антигололедного состава их техника показала лучшие результаты. Тем не менее, литовским конструкторам рекомендовали продумать комбинированный (например, поливомоечный) вариант машины, так как при высокой цене она в течение полугода простаивает в ангаре за ненадобностью. А в комбинированном варианте отпадает необходимость использования в оборудовании дорогих материалов, что скажется на цене и выравнивании сроков службы оборудования и шасси.

Под конец руководители «Доринвеста» сделали несколько угрожающих заявлений по поводу значительного ужесточения контроля за использованием реагентов, а также составления подробного «черного списка» машин, которым будет запрещено даже участвовать в конкурсе на городской заказ.

Для некоторого осмысления результатов выставки приведем слова начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Н. В. Павлова: «По результатам выставки подписано более 140 договоров о сотрудничестве. На экспозиции было представлено около 100 образцов отечественной техники и практически по всем заключены договора на поставку. Продемонстрированная консолидация научной мысли и производителей доказала, что мы в состоянии выпускать технику, не уступающую зарубежным аналогам... Выставка дала основу для дальнейшего взаимного сотрудничества и обогащения опытом, а также способствовала решению реальных задач на конкретных производствах по разработке и внедрению новой техники и технологий».