АСМАП’2000: жизнь – это борьба

В. Мамедов, фото автора

В конце мая Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) провела в Москве традиционную выставку-конференцию, на которой присутствовало несколько сотен специалистов. Экспозиция содержала новейшие модели автомобилей-тягачей и прицепной техники для международных перевозок. На конференции прозвучали доклады по ряду вопросов, на которых сосредоточено в последнее время внимание главных организаторов этого вида бизнеса.

Традиционно экспонировались образцы продаваемых в России магистральных тягачей, среди которых, правда, абсолютно новых конструкций не было. Тем не менее, можно назвать новинкой образец тягача МАЗ-5440-20 с восьмицилиндровым дизелем ЯМЗ-7511 мощностью 400 л.с., отвечающим нормам Euro-2. У него самая современная из всех выпускаемых в СНГ автомобилей кабина, предоставляющая экипажу наибольший внутренний объем (высота – 1 900 мм, длина – 2 150, ширина – 2 460 мм). Отметим также удобное сиденье водителя на пневмоподвеске, регулируемое по углу наклона рулевое колесо. С 16-ступенчатой коробкой передач ZF и эффективными барабанными тормозами тягач полностью удовлетворяет нормам международного транспорта. Он комплектуется интегрированными электронными системами, объединенными в единую сеть, которые управляют работой АБС, ПБС и оптимизируют давление воздуха в пневмоэлементах задней подвески тягача и осей полуприцепа.

Остальные производители техники показали продукцию хорошо известную нашим автотранспортникам.

Среди выставившихся изготовителей прицепной техники отметим компании Schmitz Cargobull AG (Германия), ASKO (Словакия), Красноярский завод автомобильных прицепов (ООО «КЗАП»), ЗАО «Новтрак», (Россия) Chereau (Франция), Kogel (Германия) и Lohr (Франция).

ЗАО «Омником М» (Россия) представило уникальную систему контроля расхода топлива. Она показывает количество горючего в баке в любой момент времени с интервалом в 4 минуты, а также количество израсходованного топлива за любой промежуток времени; может выдавать дату, время и объем заправок и сливов.

ЗАО «Комбеллга», один из крупнейших в России операторов связи, продемонстрировало специализированную спутниковую систему «Евтелтранс», обеспечивающую связь диспетчера с водителями в любое время суток, автоматическое ежечасное определение местоположения автопоезда с точностью до 300 метров, возможность для водителя подать сигнал тревоги в чрезвычайных обстоятельствах.

Новые надкрышные кондиционеры экспонировала фирма Aweston, генеральный дилер в России компании Webasto, мирового лидера в производстве отопителей кабин грузовиков и автобусов.

Всего в работе выставки участвовало 40 компаний. Девять из них производят тяжелые автомобили-тягачи (DAF, IVECO, MAN, МАЗ, Daimler-Benz, Renault V.I., Scania, Tatra и Volvo Truck Co), остальные выпускают различные комплектующие и прицепной состав. Досадно, что среди автопроизводителей не было ни одного российского, хотя в прошлые годы они принимали участие в подобных мероприятиях (ЗиЛ, КамАЗ, Альткам).

Одной из основных задач выставки-конференции было предоставить в распоряжение транспортных предприятий, членов АСМАП, самую свежую информацию о возможностях наиболее выгодного обновления и расширения парка подвижного состава, о современных взглядах на грамотную эксплуатацию используемых транспортных средств. Этим темам были посвящены многие из докладов специалистов АСМАП. Именно благодаря своевременным действиям АСМАП, проводимым в течение ряда лет, удалось выжить многим российским транспортным компаниям.

До последнего времени иностранным транспортникам «дышалось» на наших дорогах куда свободнее, чем российским. Выплачивая меньшие налоги, польские, финские и турецкие конкуренты постепенно теснили на наших дорогах отечественные фирмы. Снижение доходов российских предприятий сопровождается одновременным ростом расходов (стоимости топлива, дорожными сборами и других). В результате сегодняшнее положение перевозчиков остается тяжелым. Правда, в последние годы «лед тронулся» и ситуация меняется.

Нельзя не отметить большую работу АСМАП по снижению таможенных пошлин на подвижной состав. Длительная борьба и настойчивое лоббирование интересов транспортников дали, наконец, свои результаты. Постановлением Правительства РФ №1361 от 4 декабря 1999 года таможенные пошлины на седельные тягачи снижены с 15 до 5%, а на полуприцепы – с 20 до 10%.

Поддерживая своих членов, АСМАП проводит огромную организационную работу. Это обеспечение участников АСМАП всей необходимой документацией, включая карты автомобильных дорог Западной Европы; помощь в страховании грузов; кредитная поддержка, позволяющая заправлять тягачи в Европе по безналичному расчету; подготовка специалистов; организация льготных закупок масел и шин; установка тахографов; помощь в налаживании проверок технического состояния автомобилей.

В целом выставка-конференция прошла в атмосфере оптимизма. В результате работы, проводимой ассоциацией со своими членами, надежды российских автотранспортников стали постепенно сбываться. Правда, и здесь не обошлось без традиционного дегтя в бочке меда. И не ложки, а доброго ушата, влитого ГТК.

Членами АСМАП при ее непосредственной поддержке было ввезено на условиях лизинга в свободную экономическую зону – Калининградскую область – более 1 700 большегрузных автомобилей.

От их эксплуатации за два с половиной года получено $ 21,5 млн., из которых около $ 11 млн. попали в бюджеты всех уровней. Все было бы хорошо, да только ГТК в своей борьбе с ввозом в Россию подержанных легковых автомобилей поименовал их «автомототранспортными средствами» со всеми вытекающими для международных перевозчиков последствиями. Результат: значительная часть ввезенных автопоездов стоит арестованная с грузом на таможнях.

На посвященной этой проблеме пресс-конференции транспортники высказывали самые разные идеи: заблокировать «фурами» Кремль, Москву, таможни... Правда, пока с «военными действиями» решили подождать, и положиться на юридическую службу АСМАП, а также подписали письмо к Президенту РФ В. Путину. Что тут скажешь? Жизнь – борьба, и будем надеяться, что общими усилиями международные перевозчики победят и эту проблему.