Ограничились проспектами

В. Гар

В конце февраля в выставочном центре «Сокольники» прошла тематическая выставка «Промтранс-2000». Небольшая по своему объему, она оставила после себя странное впечатление. Во-первых, подбором участников, а во-вторых, для того, чтобы пересчитать настоящих экспонентов – тех, кому действительно было что показать москвичам кроме проспектов – хватило пальцев одной руки. Все остальные предпочли привезти в Сокольники проспекты, видеофильмы… Впрочем, не будем о грустном, а лучше пройдемся по экспозиции.

Единственное крупное украинское предприятие, выпускающее грузовые автомобили – КрАЗ. Немного лет тому назад оно было монополистом в области трехосных грузовиков группы «А». Однако и другие автозаводы тоже наладили производство аналогичной техники и КрАЗу, страдающему еще и от амбициозной политики украинского правительства, стало очень несладко.

В течение последних лет предприятие неуклонно сокращало выпуск автомобилей, и сегодня его состояние далеко от процветания. И все же кременчугские автостроители продолжают бороться за выживание. Гамма выпускаемой техники несколько расширилась за счет двухосных моделей. Среди них машина с бортовой платформой, седельный тягач, самосвал, полноприводный автомобиль.

В дизайн-центре завода прорабатываются варианты новых моделей – пока на макетах. Широкое лобовое стекло, покатый зализанный капот, двери кабины, имеющие стекла со «спусками» вниз для улучшения обзора, и решетка радиатора в стиле капотных «ИВЕКО» и «ВОЛЬВО» нового поколения – все это заложено в перспективные модели. К сожалению, вопрос об их серийном выпуске пока не стоит – нет средств.

Заметно лучше чувствуют себя белорусские предприятия. Техника с маркой МоАЗ отличается оригинальностью и широтой гаммы, что немало способствует продажам. Наряду с широко известными полноприводными карьерными самосвалами, здесь строят фронтальные погрузчики, аэродромные тягачи, катки, электрокары, а также специальные автомобили на шасси МАЗ. Наибольший интерес у нас вызвал оригинальный шарнирно-сочлененный погрузчик, не упоминавшийся до сих пор в публикациях журнала, МоАЗ-7914: 4 х 4, 10 т, 420 л.с. Создан для подземных работ в Норильске и Новокраматорске. Комплектуется дизелями отечественного производства или «Камминз» с нейтрализатором отработавших газов. К сожалению, это все, что удалось почерпнуть из проспектов. «Живьем» машина не присутствовала.

Основанный в 1953 году в качестве опытной производственной базы треста «Центроспецстрой» Главнефтемонтажа, Михневский ремонтно-механический завод освоил десятки моделей и изготовил несколько тысяч единиц техники для строительного, нефтегазодобывающего и перерабатывающего комплексов.

В 1995 году завод преобразован в акционерное общество. За последнее пятилетие за счет обновления производственных мощностей и привлечения специалистов из оборонной промышленности выпуск техники увеличен в несколько раз. Освоено 10 новых базовых моделей и более 20 модификаций. Ежегодно более 2000 фирм и организаций становятся клиентами завода. Умение предприятия быстро реагировать на запрос заказчика, предоставление широкой сферы услуг по изготовлению запчастей, оснастки, спецоборудования для различного рода строительной и дорожной техники, изготовление продукции на заказ, ремонт оборудования – все это позволяет предприятию развиваться и совершенствоваться.

Завод ремонтирует и дооснащает гусеничные и колесные тракторы, бульдозеры и рыхлители, экскаваторы и баровые машины, трубоукладчики и фронтальные одноковшовые погрузчики на пневмоходу, автокраны, автогрейдеры, бурильные и сварочные установки, оборудование для ямочного ремонта дорог и дорожные фрезы, катки и автоподъемники, автобетоносмесители и автотопливозаправщики, коммунальную технику, установки для прокладки труб, гидравлические платформы, автомобили и кунги технической помощи, аварийные автомобили.

Делая упор на автобусы на базе «Бычков», ЗИЛ как бы вспомнил свою молодость. Когда-то из его цехов выходили и городские, и люксовые автобусы, а теперь завод выпускает машины меньшего размера, более ликвидные на современном рынке: ЗИЛ-32500А (4х2), ЗИЛ-32501 (удлиненная версия) (4х2), ЗИЛ-3250, ЗИЛ-325000, ЗИЛ-325010. Не забыты и цельнометаллические фургоны: ЗИЛ-5301СС, ЗИЛ-5301ГО и ряд других. Малотоннажник с минским дизелем с каждым годом становится все популярнее. К чести московских автостроителей заметим, что они не постеснялись продемонстрировать свою продукцию и в натуральном виде.

ОАО «Завод ТРАНСМАШ», что в городе Тихвине Ленинградской области, известен своей дорожной и лесной техникой.

В частности, именно на нем началось серийное производство шарнирно-сочлененных самосвалов конструкции Б. Погоничева, оснащенных тремя осями: на задней полураме, снабженной двумя сближенными ведущими осями, монтируется кузов, а передняя часть целиком взята от трактора «Кировец». С начала 90-х годов завод на базе этого шасси выпускает самосвалы, лесовозы, трубовозы, специальные дорожные машины, погрузчики, экскаваторы. Однако цена на такие машины высока, поэтому заказы на них единичны.

В основном завод изготавливает на базе тракторов «Кировец» фрезерно-роторные снегоочистители ОС-00 (ОС-00-1), бульдозеры К-701М-БК, навешиваемые сзади, фронтальные одноковшовые погрузчики К-702М-ПК-6 (ТО-34), лесопогрузчики-штабелеры ЛТ-163, сварочные агрегаты АС-81, которые могут оснащаться кунгом или поставляться без него (обе модели). Тихвинцы также не постеснялись – привезли машину АС-81.

Еще один «живой» экспонат представило ГП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС» из Санкт-Петербурга – троллейбус ПТЗ-210. От своих аналогов машина отличается более прочными и долговечными несущими конструкциями, а расположенное на крыше машины высоковольтное оборудование обеспечивает минимальную длину высоковольтной проводки. Системы управления IGBT с процессорным микроконтроллером обеспечивают ей экономичность. Опытная эксплуатация должна начаться после приемки машины межведомственной комиссией Минтранса России в апреле этого года, а серийное ее производство запланировано начать с 2001 года.

Людиновский тепловозостроительный завод с 1999 года начал выпуск необычной для своего профиля техники – мусоровозов М72 (КамАЗ-55111) и М72А (ЗИЛ-133Д4). Предприятие стремится расширить спектр своей деятельности, нацелившись и на рынок коммунальной техники.

Тверской экскаваторный завод начал выпуск пневмоколесного вилочного погрузчика ВП-05 со шлейфом сменных приспособлений. Машина оснащается дизелем Д-243 (81 л.с.), имеет двускатную ошиновку переднего моста, управляемый задний мост с односкатными шинами, комфортабельную кабину оператора с круговым остеклением.

Но самой интересной назовем экспозицию ЗАО «Мера-С». На ней присутствовали электрокар и очень симпатичный легкий автопогрузчик екатеринбургского производства. Вторая машина привлекала новизной, современным дизайном и основательностью исполнения, а наличие гидрообъемной трансмиссии говорит о выходе отечественного машиностроения на качественно новый уровень. При ближайшем рассмотрении заметно, что по качеству окраски это далеко не Toyota, однако и цена у машины не тойотовская, при том, что характеристики совсем не плохи.

Подводя итоги, отметим довольно широкое присутствие украинских предприятий. Очевидно грядущее объединение России и Белоруссии заставляет наиболее дальновидных производственников пытаться активнее бороться за остатки былых рынков.

Нередко на стендах участников можно было видеть вставленные в рамку сертификаты систем качества ICO, а фирма SOKAP активно собирала клиентуру для внедрения новейших систем компьютерного управления бизнесом – как производственным, так и торговым.

Выставка получилась своеобразной. Из-за немногочисленности экспонатов «Промтранс-2000» превратился в бюро заказов на технику. Но ведь именно ради заказов фирмы и участвуют в подобных мероприятиях.