Парад грузовиков в стране тюльпанов

В. Мамедов, фото автора

Проводимый в Амстердаме раз в два года Европейский салон грузовых автомобилей пользуется особым почетом у многочисленных специалистов, а также журналистов и любителей техники. Объяснить это просто. Более компактный по площади, чем иные автомобильные выставки, он всегда представителен, насыщен новинками и дает полную картину того, что предлагают европейские производители автотранспорта. В феврале 2000 года он отмечал двадцатипятилетие. Триста шестнадцать фирм в одиннадцати закрытых павильонах на площади 56 700 м2 показали здесь все производимые на континенте основные модели грузовиков, специализированный подвижной состав, включая прицепы и полуприцепы, специальные кузова и оборудование, монтируемые на шасси, компоненты и аксессуары, без которых невозможно представить себе современное развитие автомобильного транспорта.

Председатель жюри конкурса «Truck of the Year» Тийт Тимме вручает почетный приз Президенту Volvo Truck Карлу-Ерлингу Трогену

До начала работы салона тысячам журналистов был предоставлен день, чтобы они могли относительно спокойно собрать необходимый материал и поговорить с представителями фирм. Именно в этот день состоялась церемония вручения двух почетных призов – «Грузовик 2000 года» и «Фургон 2000 года» – за обладание которыми борются многие производители. Журналистское жюри из представителей стран Европы накануне открытия салона как правило сообщает общественности результаты очередных конкурсов. Так было и на этот раз. Поэтому именинники 2000 года уже были известны.

Титул «Грузовик 2000 года» завоевало модернизированное семейство грузовиков Volvo серии FH, а «Фургоном 2000 года» стал новый автомобиль IVECO Daily, сменивший своего одноименного предшественника в прошлом году.
Возвратившись в Москву, невольно задаешься вопросом: чем же, в первую очередь, запомнится 25-й автосалон в Амстердаме 200 тысячам посетителей? Естественно, главными премьерами, которых в этом году было несколько. Ford впервые показал новое семейство автомобилей Transit; Renault V.I. – новую гамму грузовиков Midlum, пришедшую на смену моделям Midliner; DaimlerChrysler – обновленную версию модели Sprinter. Существенно упрочили свои позиции на рынке Volvo с нововведениями в популярном семействе FH и DAF с модернизированной версией тягача 95XF.

Opel, наравне с другими известными фирмами, не на шутку борется на рынке малотоннажников. Его семейство Movano теперь включает множество вариантов, не уступая по обширности одноклассникам. И конечно, нельзя не сказать о том, что салон 2000 года стал вехой в развитии дизелестроения. Все крупные производители продемонстрировали готовность своей продукции к переходу на нормы Euro-3. Предшествовала такому параду обновленных дизелей огромная, многоплановая работа.

После этого необходимого введения познакомимся с основными новинками подробнее, взяв за основу алфавитный перечень участвовавших в выставке автопроизводителей.

DAF

На стенде этой еще совсем недавно голландской, а теперь на 100% принадлежащей американскому концерну PACCAR фирмы возвышался флагман производственной программы – тягач DAF 95XF 530 Super Space Cab, оснащенный новым шестицилиндровым дизелем рабочим объемом 12,6 л мощностью 530 л.с., развиваемой при 1 900 об/мин. Он пришел на смену 14-литровому двигателю Cummins, улучшив технико-экономические показатели автомобиля.

У нового дизеля огромный максимальный крутящий момент – 2 350 Н·м при 1 500 об/мин и почти ровное протекание его кривой на внешней характеристике, что обеспечивает хорошую приспособленность к переменным нагрузкам. Дизель к тому же отличается малой массой (1 050 кг), что положительно сказывается на расходе топлива.

Двигателисты DAF подготовили производство модернизированной гаммы дизелей мощностью от 380 до 530 л.с., полностью отвечающих нормам Euro-3. Их выпуск должен начаться в сентябре этого года. Выставленные в Амстердаме, они пользовались повышенным вниманием специалистов. Новые двигатели отличает совершенно иная система топливоподачи. Топливо под давлением 1 500 бар подается на каждый цилиндр к форсунке своим, индивидуальным электронно-управляемым насосом.

Главная новинка в трансмиссиях – система пневмоусиления Servoshift, которой в базовом исполнении комплектуют тягачи DAF 95XF Super Space Cab. Она на 50% уменьшает усилия на рычаге переключения передач.

В центре стенда под «стеклянным колоколом» демонстрировался экспонат, вокруг которого порой кипели жаркие споры – макет в масштабе 1:5 концептуального тягача DAF Xtreme Future Concept, приоткрывающего какими могут стать грузовики фирмы в XXI веке. Ярко выраженная клиновая форма кабины с вертикальным ребром в нижней части и сильно скругленным ветровым стеклом, низкопрофильные колеса, напоминающие колеса легкового суперкара – все это пока воспринимается как нечто очень далекое и нереальное...

DaimlerChrysler

«Магнитом» экспозиции концерна стали автомобили обновленного семейства Sprinter, представленного фургоном и бортовым грузовиком. Внешне они отличаются от старых новыми фарами, облицовкой радиатора и бамперами. Кроме того, для улучшения пассивной безопасности их передок удлинен на 57 мм. Автомобили комплектуют тремя дизелями рабочим объемом 2,2 л мощностью 82, 109, 129 л.с., и одним с литражом 2,7 л, развивающим 156 «лошадей». Все дизели оснащены системой питания Common Rail и турбонаддувом с интеркулером. На 109-, 129- и 156-сильных двигателях установлены турбокомпрессоры, оптимизирующие в процессе работы свои геометрические параметры. Пятым в гамме силовых агрегатов стал бензиновый мотор рабочим объемом 2,3 л и мощностью 143 л.с.

Вместо привычного рычага переключения передач новый Sprinter получил джойстик на панели приборов. По заказу автомобиль поставляют с полуавтоматической трансмиссией, с которой педаль сцепления становится ненужной. Любопытно, что все нововведения практически не отразились на цене автомобиля в Европе. Поставки их в Россию начнутся в этом году.

Среди других экспонатов компании следует отметить новые дизели, отвечающие требованиям Euro-3, работающий на природном газе дизель для городского грузовика Econic, некоторые улучшения в семействах Atego, Actros, Vito и Vario.

FORD

Производство новой модели Transit началось с января 2000 года на заводе компании в Бельгии. Позже она сменит предыдущую серию на английских и турецких заводах, а затем будет собираться и в Белоруссии. Главная «изюминка» в конструкции машины заключается в том, что легкие модели семейства будут иметь передний привод и поперечное расположение двигателя, а более солидные по допустимой полной массе – заднеприводную компоновку.

Для Transit-2000 разработан новый турбодизель с непосредственным впрыском топлива и четырьмя клапанами на цилиндр. При рабочем объеме 2,0 л он развивает 75, 85 или 105 л.с., а при 2,4 л – 75, 90 и 120 л.с. Последний предназначен для установки только на заднеприводные модификации. Гамма моделей Transit включает три версии, различающиеся базами, три с разными вариантами крыши, а также модели с одно- или двухскатными задними колесами.

GINAF

Небольшая голландская компания GINAF специализируется на мелкосерийном производстве грузовиков полной массой до 55 т с колесной формулой от 4 х 2 до 10 х 8. Они применяются в качестве самосвалов, мусоровозов, шасси для бетономешалок и эксплуатируются по автострадам и вне дорог в соответствии с законодательством ряда европейских стран, разрешающим передвижение колесной техники общей массой до 60 т. Фирма комплектует свои машины кабинами и силовыми агрегатами DAF мощностью от 212 до 428 л.с. Рамы, подвески и мосты завод GINAF изготовляет сам, часто из покупных деталей.

Особенностью ходовой части многоосных моделей является их система управления, при которой задняя ось поворачивается с помощью гидроцилиндров вокруг вертикальной оси, причем угол поворота в функции от скорости передвижения задается исполнительному механизму компьютером. Специальная гидропневматическая подвеска TRIDEM обеспечивает равномерное распределение нагрузки по осям. Избыточная нагрузка на мост передается за счет корректировки давления воздуха в упругих элементах других мостов. На салоне в Амстердаме GINAF знакомила посетителей с последними образцами своей продукции, представляя полноприводные автомобили и машины с колесными формулами 10 х 6 и 10 х 8.

Hyundai

Южнокорейская компания предлагает в Европе новый малогабаритный заднеприводный пикап Н200 с двумя колесными базами 3 080 и 3 280 мм. Грузоподъемность машины 1,0 или 1,25 т. Она поставляется с 2,5-литровым дизелем, развивающим 99 л. с. при 3 800 об/мин. Максимальный крутящий момент в 225 Н·м достигается при 2 000 об/мин. С полной нагрузкой Н200 развивает скорость до 133 км/ч.

IVECO

Кроме обширной гаммы легких грузовиков Daily, хорошо известных в Европе, немалый интерес вызвали модернизированные тягачи и самосвалы с новыми дизелями Cursor 10 мощностью 390 и 430 л.с. Получить такую высокую мощность с 10-литрового мотора позволил турбокомпрессор с изменяемой геометрией турбины, причем новый двигатель по сравнению со старым, 13,8-литровым, стал легче на 176 кг. Обновленные тягачи комплектуют новой коробкой передач ZF Servoshift, значительно снижающей усилие на рычаге переключения. По заказу возможна установка полуавтоматической коробки EuroTronic с электронным управлением, при которой педаль сцепления отсутствует. Что касается российских специалистов, с которыми мы встретились на стенде, то их больше всего заинтересовало трехосное полноприводное шасси семейства Euro TRAKKER, которое они присмотрели для установки на нем оборудования для разведки нефтяных месторождений.

MAN

Известный производитель гордо продемонстрировал недавно собранный миллионный грузовик, сошедший с конвейера фирмы. Обширное семейство машин, включающее три основные группы L2000, М2000 и F2000, получило теперь модернизированные дизели, отвечающие нормам Euro-3. Посетители невольно останавливались у четырехосного седельного тягача серии MAN F2000 Evolution с 600-сильным V-образным 10-цилиндровым дизелем, имеющим рабочий объем 18,3 л. Машина была создана для транспортировки полуприцепов полной массой до 100 т. У нее усиленные рама, подвеска и шины. В качестве коробки передач используется 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия ZF.

OPEL

Эта компания значительно расширила модельный ряд легких развозных автомобилей семейства Movano, выпускаемых для нее фирмой Renault и являющихся почти точной копией французских моделей Master. Теперь в гамму Movano входят самосвал грузоподъемностью 1,28 т при базе 3,3 м или 1,1 т при базе 2,8 м, бортовой грузовик, несколько новых фургонов. Автомобили комплектуются дизельными моторами рабочим объемом 1,9 л (турбодизель, 80 л.с.), 2,5 л (85 л.с.) и 2,8 л (турбодизель, непосредственный впрыск, 115 л.с.). По желанию покупателей на рамное шасси грузовых автомобилей устанавливают одинарную или сдвоенную кабину. Всего можно насчитать 40 различных версий.

Renault

Французская фирма приготовила много новинок. Во-первых, на семейство Kangoo теперь будут устанавливаться дизельные двигатели с непосредственным впрыском и турбонаддувом мощностью 80 л.с. По желанию покупателей бензиновые версии с 1,4 литровым мотором снабдят автоматической трансмиссией. Появились версии Kangoo Express с двумя сдвижными дверями. Наконец, грузовое отделение Renault V.I. показало новое семейство Midlum, сменяющее в производстве гамму моделей Midliner.

Грузовики Midlum должны занять достойное место в качестве городских развозных автомобилей, в том числе обслуживающих предприятия малого бизнеса. Они более экономичны, чем прежние машины, удобнее для водителя и меньше отравляют окружающую среду. В семейство входят 24 базовые модели с разрешенной полной массой от 6,0 до 16,0 тонн с двумя дизельными двигателями рабочим объемом 4,0 и 6,2 литра мощностью 136, 150, 179, 209 и 250 л.с. Пока грузовики будут выпускаться только в двухосном исполнении с приводом на заднюю ось.

Предлагаются короткая, длинная (со спальным местом) и сдвоенная четырехдверная кабины. Модели с полной массой от 7,5 до 10,0 т имеют диапазон колесных баз 2,7 – 5,0 м. Более тяжелые грузовики с полной массой от 12 до 16 т выпускают с колесными базами от 3,07 до 6,5 м. Полезная длина устанавливаемых кузовов может колебаться от 3,4 до 10,2 м. Все модели общей массой до 12 т оснащаются дисковыми тормозами на всех колесах, свыше 12,0 т имеют передние дисковые и задние барабанные тормоза.

Сегодня компания Renault V.I. удерживает 8% рынка – довольно много на европейском рынке грузовиков средней массы. Midlum должен увеличить рыночную долю, как минимум на несколько процентов. Любопытно, что новые кабины семейства оценили специалисты DAF. Они будут закупать их во Франции для установки на свои новые машины аналогичного класса, которые готовятся на смену устаревшим моделям серий 45 и 55.

Большой интерес специалистов вызвал и модернизированная версия магистрального тягача Magnum. Теперь он называется Magnum E-TECH и выпускается с новым 12-литровым дизелем Mack, дисковыми тормозами на всех колесах, новой 16-ступенчатой коробкой передач ZF и различными электронными системами, повышающими его потребительские свойства.

Terberg

Небольшая голландская фирма Terberg известна своими 2-, 3-, 4- и 5-осными шасси под транспортные средства полной массой до 80 т. В последнее время она применяет для сборки машин дизели, кабины и коробки передач компании Volvo, разрабатывая оригинальные рамы, мосты, подвески, кузова и спецоборудование. На салоне в Амстердаме фирма демонстрировала новинку: проходной задний мост с интегрированной в него раздаточной коробкой. Такой узел применяется для создания сверхтяжелых машин, передвигающихся вне обычной дорожной сети. Уникальны показанные компанией пневматические подвески с функцией выравнивания нагрузок по мостам и регулируемыми амортизаторами. Кстати, одним из поставщиков Terberg является американская фирма Meritor (ее продукция – мосты – носит торговую марку Rockwell), которая по документации голландских конструкторов на своем французском заводе выпускает мосты и поставляет их компании Terberg.

Volvo Truck

На автосалоне в Амстердаме компании Volvo в пятый раз был вручен почетный приз в связи с награждением его тягача серии FH12 1999 года титулом «Truck of the Year» («Грузовик года»). Еще ни одному производителю грузовиков в мире не удалось завоевать 5 таких призов, и Volvo стала первой обладательницей такого их количества. Также впервые титул присваивается дважды одной модели.

Дело в том, что в 1994 году серия FH12 его уже удостаивалась. Однако международное жюри посчитало, что вторичное награждение будет правильным. В 1999 году семейство FH12 подверглось настолько глубокой модернизации, что практически мы имеем дело с продуктом, содержащим более высокие потребительские свойства. Машины получили новый дизель Д12С, новую трансмиссию, новую электронную аппаратуру и новое шасси с дисковыми тормозами и электронной системой управления.

Одержав убедительную победу в испытательном пробеге «Трансевропейский Тест» осенью прошлого года, модернизированный FH12 доказал, что фирме Volvo удалось создать самый эффективно работающий грузовой автомобиль Европы.

Впервые на салоне компания показала европейскую версию своей капотной модели NH12, которая с прошлого года успешно продается в Бразилии и состоит в близком родстве с грузовиками серии VN, созданными для североамериканского рынка. Серия NH12 состоит на 90% из узлов и агрегатов, применяющихся в грузовиках семейств FH и FM, и это обстоятельство облегчает организацию ее сервиса.

Volvo NH12 рассчитана на тот небольшой слой транспортных компаний, которые отдают предпочтение традиционным грузовикам с двигателем впереди просторной кабины с ровным полом. В основном они занимаются строительными или бестарными перевозками, а также эксплуатируют автоцистерны или лесовозы. NH12 предлагается с тремя кабинами: короткой (дневной), со спальным местом и Globetrotter, предоставляющей экипажу максимальный комфорт.

Единственный тип дизеля, которым снабжают грузовики, имеет обозначение Д12С и развивает в зависимости от исполнения мощность 380, 420 или 460 л.с. В сочетании с дизелем поставляются четыре коробки с 12-ю синхронизированными передачами для движения вперед (плюс одна или две несинхронизированных понижающих).

На салоне в Амстердаме Volvo Truck впервые показало новое поколение полноприводных грузовиков большой грузоподъемности, разработанных для трудных условий, где требуется максимальные мощность, выносливость, проходимость. Новая серия машин FM12 c колесной формулой 4 х 4 и 6 х 6 имеет блокировку дифференциалов на всех мостах, плюс блокируемый межосевой дифференциал задней тележки трехосного варианта. По сравнению с предыдущими моделями серии FL10 – FL12 (4 х4 и 6 х 6) у них на 90 мм больше клиренс, а силовой агрегат защищен снизу металлическим листом.

Новые грузовики комплектуются только самым мощным дизелем, применяемым на серии FM – Д12С мощностью 340 или 420 л.с. в исполнении Euro-2 или Euro-3. В трансмиссии используется либо полностью синхронизированная коробка передач с 12 ступенями и двумя «ползучими» передачами переднего хода, либо автоматическая трансмиссия Volvo Powertronic РТ1600 с шестью передачами переднего хода и гидротрансформатором. Привод переднего моста – отключаемый. В тормозной системе по заказу устанавливается запатентованный компанией Volvo моторный тормоз VEB (Volvo Engine Brake).

Максимальная нагрузка на передний мост грузовиков новой серии составляет 9 т, задний версии 4 х 4 – 13 т и на тележку модификации 6 х 6 – 26 т. Версии 4 х 4 предлагаются в трех варинтах по колесной базе: 3,5, 3,7 и 4,8 м, автомобили 6х6 выпускают с базой 3,5 и 5,1 м. Теперь о новых модификациях дизелей Volvo.

В дополнение к исполнению Euro-2 дизели объемом 6,7 и 12 литров предлагаются компанией в исполнении Euro-3 с диапазоном по мощности от 180 до 420 л.с. Поставки грузовых автомобилей с дизелями Euro-3 начнутся во II квартале этого года.

Амстердамский салон грузовых автомобилей еще раз продемонстрировал прогресс, наблюдающийся в конструкциях грузовых автомобилей в последние годы. Все производители грузовиков подготовили продукцию, отличающуюся менее вредным воздействием на окружающую среду и большей эффективностью перевозок. Жаль, что среди них не было российских автозаводов.