Детройтский автосалон 2000 года

В. Мамедов

Детройтский автосалон, который в ранге международного проводился в январе 2000 года, в двенадцатый раз, традиционно подтвердил свое положение главной автомобильной выставки Соединенных Штатов Америки. Несмотря на то, что число ежегодно устраиваемых в различных городах США выставок новых автомобилей уже перевалило за восемьдесят, именно в Детройт устремляется больше всего специалистов отрасли, журналистов, всех тех, чья жизнь связана в той или иной мере с автомобилями.

Jeep Varcity

Детройт уже давно называют автомобильной столицей США. Именно здесь сосредоточено больше всего сборочных заводов, исследовательских центров, складов готовой продукции, которыми владеют крупнейшие автомобильные компании. В Детройте начинал свой бизнес У. Крайслер, недалеко от Детройта, в Дирборне Г. Форд построил свой первый автомобиль. Теперь о их жизненном пути рассказывают экскурсоводы в музеях, которые раньше были их домами. Детройт – это место проведения различных конференций и деловых встреч, крупнейших сделок и демонстраций всего лучшего, что может предложить автомобильная индустрия огромной и развитой страны.

С 1965 года автосалон проводится в Кобо-Холле – самом крупном выставочном комплексе города. Здесь просторно размещаются сотни автомобилей, хватает места для проведения одновременно нескольких крупных презентаций, решены все проблемы транспорта – монорельсовая дорога связывает Кобо-Холл с отелями и штаб-квартирами компаний. В общем американский размах чувствуется буквально во всем. А как обстоит дело с новинками?

Pontiac Aztec GT (4 х 2)

Еще задолго до открытия салона в прессе сообщалось, что выставка 2000 года должна стать особенной. Круглая дата летоисчисления ассоциировалась со своеобразной вехой развития автомобильных конструкций. Салон обещал быть буквально переполненным экспериментальными прототипами и концепт-карами – попытками представить будущее автомобилей ХХI века, дать его пощупать, посидеть в нем, приоткрыть завесу времени. Ожидания сбылись. Автосалон в Детройте 2000 года действительно можно назвать выставкой автомобилей ближайшего будущего. Из трех основных групп машин: легковых, спортивно-утилитарных (SUV), в разряд которых входят и внедорожники, и легких грузовых мы познакомимся с наиболее интересными экспонатами двух последних групп.

Спортивно-утилитарные машины

Внедорожники или джипы давно пользуются в США огромным спросом. Следует отметить, что 85% этих автомобилей американский покупатель приобретает в исполнении с задними ведущими колесами. Те, кто покупает настоящие полноприводные внедорожники, лишь изредка выезжают на тяжелые трассы. В основном их вездеходные и тяговые возможности используют для буксировки тяжелых прицепов-дач в период отпуска или обеспечивают повышенную безопасность движения в те зимние дни, когда дорожная техника не справляется с очисткой улиц и трасс после снегопадов.

Hyundai Santa Fe

Высокая, «командирская», посадка водителя и просторный универсальный кузов считаются в США наиболее привлекательными чертами таких машин. Любопытно, что на вопрос анкеты «Почему вы купили внедорожник, а не легковой автомобиль с кузовом универсал?», значительная часть владельцев ответила так: «В нем я чувствую себя защищеннее». Сказанное лишь частично объясняет невероятную популярность этих машин в последние годы. Если в 1990 году их было продано около 1 млн. единиц, то в 99-м – 3 млн., причем по сравнению с 1998 годом рост продаж составил 15%. Будет ли продолжаться эта тенденция? Аналитики автомобильного рынка считают, что нет, насыщение рынка не за горами. Отсюда и заметная тревога среди производителей внедорожников. Если в течение долгих лет они выпускали практически стандартизованную продукцию, в основе которой было рамное шасси пикапа с передней независимой и задней зависимой подвесками, то ныне положение меняется.

Все концерны США показали на салоне в Детройте новые пути развития внедорожников. В основном их можно свести к следующим.

GMC Terradyne

Гибрид внедорожника и седана

Автомобили, сочетающие внешний облик седана и некоторые качества внедорожников (высокую посадку, большой дорожный просвет, большие колеса, полный привод на все колеса), рассматриваются маркетологами как весьма перспективная комбинация. Примерами подобных конструкций могут служить прототипы Jeep Varsity (DaimlrerChrysler) и Pontiac Aztec (GMС). В последней машине убирающаяся задняя стенка салона позволяет превратить ее в грузовой пикап. Aztec в ближайшем будущем начнет выпускаться.

Гибрид внедорожника и пикапа

В этих конструкциях пятиместный, четырехдверный кузов соседствует с грузовой платформой, закрываемой пластиковой крышкой и имеющей дополнительные боковые карманы для мелких вещей. Подобные прототипы выставили: Ford (модель Equator), DaimlerChrysler (Dodge MAXXcab), GM (Terradyne и Chevrolet Avаbanche) и VW (АСС). Остановимся на двух экспонатах подробнее.

HUMMER H2

Солидный внедорожник отделения грузовых автомобилей GM Terradyne (terra (лат.) – земля, dyne (греч.) – мощность) длиной 5,72 м с V-образным 8-цилиндровым дизелем рабочим объемом 6,6 л имеет полноразмерную пятиместную кабину, как бы надвинутую вперед. Мощная машина должна заявить о появлении нового класса пикапов, с лучшими условиями для водителя и пассажиров и выразительным дизайном. Размеры его грузовой платформы – 2,0 х 2,4 м.

Очень необычно выполнены двери машины. Они раздвигаются, обеспечивая хороший доступ к переднему и заднему сиденью в стесненных условиях. Длина платформы может быть увеличена после выдвижения специального пенала с открывающимся задним бортом. Под боковыми панелями кузова размещены багажные емкости, запираемые на замки. Дизайн интерьера кабины смело можно назвать изысканным.

К самым неожиданным премьерам Детройтского автосалона следует отнести показ компанией Volkswagen концепт-кара АСС, сочетающего свойства комфортабельного седана и пикапа. Экспериментальная машина буквально нашпигована техническими новинками. V-образный 10-цилиндровый дизель рабочим объемом 5,0 л благодаря сдвоенному турбонаддуву с двумя интеркулерами развивает огромный крутящий момент – 750 Н·м при 2 000 об/мин. Его мощность 300 л.с. при 4 000 об/мин. Через шестиступенчатую автоматическую трансмиссию с возможностью ручного переключения поток мощности постоянно передается двум ведущим мостам, снабженным блокирующимися дифференциалами.

Toyota Sequoia

Подвеска всех колес отличается длинноходностью, она выполнена на двойных поперечных рычагах и позволяет ступенчато изменять дорожный просвет автомобиля. Электронная система оптимально распределяет крутящий момент по колесам. Будет ли такой пикап выпускаться в ближайшем будущем осталось неясным. Время покажет.

Демонстрация образцов позволит определить, насколько велик интерес у посетителей выставки к таким необычным конструкциям.

Внедорожники с агрегатами обычных легковых машин

Оказывается возможна и такая комбинация. В стране с развитой сетью прекрасных автомагистралей ощущать себя за рулем внедорожника можно и в автомобиле, не обладающем ходовой частью повышенной прочности. Облегченные внедорожники, созданные на платформах легковых автомобилей, были представлены компаниями Ford (Escape), Mazda (Tribute) и Hyundai (Santa Fe). Производство всех их начнется на заводах США, Японии и Кореи в 2000 году. Предлагаться эти машины будут как в задне-, так и в полноприводном вариантах.

NISSAN Xterra SE

Теперь о пикапах

Основная тенденция их развития заключается в появлении машин с полной массой свыше 6,0 т и мощными двигателями как бензиновыми, так и дизельными. Пикап – давний помощник тружеников сельского хозяйства США, владельцев и работников сотен тысяч малых предприятий, составляющих основу экономики страны. Ежегодно в США продается около 6,5 миллионов пикапов, преимущественно с приводом на задние колеса (полноприводные составляют 30%-ную долю рынка), с трех-, пяти- и шестиместными кабинами.

Успех тяжелых пикапов вынудил ряд зарубежных фирм предложить на рынке США свою продукцию. В частности, огромной популярностью в 1999 году пользовался пикап Toyota Tundra. В 2000 году впервые на Детройтском автосалоне был продемонстрирован созданный на его базе восьмиместный пассажирский внедорожник Sequoia с 4,7-литровым бензиновым мотором. NISSAN, также не довольствуясь успешными продажами своего пикапа Frontier, начал выпуск его пассажирской версии Xterra, удостоенной на автосалоне журналистского почетного титула «Truck of the Year 2000».

NISSAN Frontier

Одним из самых интересных экспонатов был новый HUMMER, прототип которого демонстрировался под индексом Н2. Между фирмой-производителем этих машин и корпорацией General Motors недавно был подписан договор о сотрудничестве. Целью его является увеличение выпуска HUMMER до 40 тысяч в год и разработка новых моделей. Н2 должен производиться с 2002 года, параллельно началась работа по проектированию малогабаритного внедорожника Н3.

GM профинансирует доводочные работы по модели Н2 и реконструкцию завода AM General в штате Индиана до соответствующей проектной мощности. Н2 будет использовать многие узлы и агрегаты грузовиков отделения GMC, сохранив компоновку и оригинальную ходовую часть. Н2 значительно лучше отвечает требованиям гражданских покупателей, чем модель Н1. Ее габариты – 4 517 х 2 035 х 1 845, база – 3 124 мм. Она оснащена бензиновым мотором V8 рабочим объемом 6,0 л и 4-ступенчатой автоматической трансмиссией.

Chevrolet Avalanche

Обращает на себя внимание список дополнительного оборудования, который включает навигационную систему, аудиосистему, СД-чейнджер, доступ к Интернету и электронной почте, систему ночного видения. В дальнейшем появится и модель HUMMER Н3, меньшая по габаритам и рассчитанная в основном на молодых покупателей.

На салоне в Детройте побывало более 800 тысяч посетителей и 6 тысяч журналистов из многих стран мира, он еще раз показал, что совершенствование конструкции внедорожников и легких грузовых автомобилей продолжается. Возникают новые идеи, быстро реализуемые в прототипы.