Россия на рубеже веков

В. Мамедов, фото автора

Так назывался прошедший с 8 по 13 сентября 1999 года в Нижнем Новгороде на базе Международного выставочного комплекса «Нижегородская ярмарка» Всероссийский промышленно-экономический Форум. С 1996 года традиционно в сентябре, лучшее что производится во всей России привозят в Нижний Новгород,чтобы показать последние достижения в области промышленности и технологии, представить покупателям новейшие товары. Из года в год число участников выставки растет, экспозиционные площади увеличиваются, посетителей и почетных гостей становится все больше и больше.

В нынешнем году свои достижения представили свыше 60 районов России. Около трех тысяч предприятий со всех уголков страны приняли участие в выставке. Среди самых крупных назовем лишь некоторые: РАО «Газпром», РАО ЕЭС, МПС, «Росвооружение». В разделе выставки «Интерконтакт» свою продукцию показали представители двадцати иностранных государств. Несмотря на несколько недель, отделяющих нижегородскую выставку от завершившегося в Москве 4-го Российского автосалона, было представлено несколько новинок и среди экспонатов автомобильной техники.

Главной премьерой Форума стал новый внедорожник «Атаман II» ГАЗ-3106, первый из семейства легковых автомобилей повышенной проходимости, которые планирует выпускать ОАО «ГАЗ». Представленный на выставке макетный образец был изготовлен с помощью американской фирмы Venture и имел пластмассовый кузов. Оригинальный дизайн семиместного комфортабельного джипа содержит много элементов оформления нового легкового автомобиля «Волга» ГАЗ-3111, выпуск которого должен начаться 25 декабря – еще до конца этого года. Рамное шасси с передней зависимой пружинной подвеской и задней рессорной обещает быть прочным и выносливым в самых тяжелых дорожных условиях. Кузов крепится к раме виброизолирующими подушками.

«Гвоздь» экспозиции ОАО «ГАЗ» – внедорожник ГАЗ-3106 «Атаман II»

Впервые в отечественной практике в раздаточной коробке джипа, имеющего постоянный привод на оба моста и межосевой блокируемый дифференциал, применена бесшумная цепь Морзе, передающая момент на передний мост. В заднем мосту также предусмотрена блокировка дифференциала. Планируется, что на ГАЗ-3106 будут устанавливаться рядные 4-цилиндровые бензиновые моторы и 5-цилиндровые дизели, а также V-образные 6-ти и 8-цилиндровые бензиновые. Производство ГАЗ-3106 намечено на 2001 год. Цена должна находиться в пределах 10 – 15 тысяч долларов в зависимости от комплектации. Остальные новинки, выставленные ОАО «ГАЗ», были экспонатами 4-го Российского автосалона и мы о них читателям уже рассказывали.

Познакомимся с новыми пикапами производства Ижевского автозавода, не принимавшего участие в московском салоне на Красной Пресне.

В связи с окончанием в мае 2000 года производства фургонов ИЖ-2715, последней модификации «Москвича-412» ОАО «ИЖмаш-Авто» полностью переходит на выпуск автомобилей на базе пятидверного хэтчбека ИЖ-2126, оснащенного двигателями ВАЗ 1,6 л мощностью 90 л.с. или УМПО (г. Уфа) с рабочим объемом 1,7 л, развивающим 85 л.с. Семейство 2126 получило название «Ода» и в него входят две грузовых модификации «Ода-версия»: ИЖ-27171 с кузовом пикап и ИЖ-2717 с кузовом фургон. Обе машины отличает внушительная грузоподъемность – соответственно 700 и 750 кг.

Трелевочный колесный тягач ТКТ на шасси ЗИЛ-3901610

Объем фургона равен 3,5 м3. Рядом с фургоном Ижевского завода демонстрировался автомобиль с изотермическим кузовом, недавно освоенным Комбинатом фургонов в г. Шумерля. Обе модели пользовались повышенным интересом посетителей.

Правдинский завод радиорелейной аппаратуры, входящий в ОАО «Вездеход ГВА», расположенный в черте г. Балахна Нижегородской области, показал два экспоната. Это новый трелевочный колесный тягач ТКТ, предназначенный для формирования пачек из поваленных деревьев и трелевки их в полуподвешенном состоянии, окучивания хлыстов и выравнивания комлей деревьев при комплектации отвалом. Приспособлен для работы в сложнейших условиях, включая сильно пересеченную местность, грунты с низкой несущей способностью и глубокий снег. Автомобиль оснащен широкопрофильными шинами, благодаря которым он не нарушает травяной покров. Схема с четырьмя управляемыми колесами значительно уменьшает радиус поворота и обеспечивает, в случае необходимости, режим движения «крабом».

При аварийно-спасательных, восстановительных работах, для доставки ремонтных, спасательных групп и спецоборудования в сложных условиях бездорожья применяется другой экспонат завода, трехосный грузовик с крановым манипулятором ЗИЛ-497205. Главные его особенности – расположение трех ведущих осей на одинаковом расстоянии друг от друга, бортовой привод на колеса, отсутствие межколесных дифференциалов, применение широкопрофильных шин размером 16.00-20 с регулируемым от 0,3 до 3,0 кг/см2 давлением. Автомобиль заинтересовал представителей МЧС России и нефтедобывающих районов Сибири.

Бронированный автомобиль из Рязани КОНАЛЮ 29285-01 на базе внедорожника УАЗ-3153

Одним из первых заводов, выпускающих специализированные кузова, кто сразу освоил новые варианты на шасси нижегородских «ГАЗелей», был завод специализированных автомобилей, давний партнер ОАО «ГАЗ», расположенный в Нижнем Новгороде. В настоящее время в его производственной программе 11 моделей машин на базе ГАЗ-3307 и двенадцать на шасси ГАЗ-33021 «ГАЗель».

Познакомим лишь с одной из них. Хлебный фургон ЗСА-270730 выпускается в 3-х или 4-дверном варианте грузоподъемностью 880 и 1 020 кг. В базовой комплектации фургон имеет прочный каркас из стального окрашенного профиля. По заказу каркас может изготавливаться из алюминиевого сплава. Внешняя обшивка изготавливается из ламинированной фанеры. С правой стороны кузова расположены три распашные двери, открывающиеся на 180о. По желанию клиента стенки кузова получают дополнительное утепление.

Несколько новинок показал и завод «СЕМАР» (Семеновский опытно-экспериментальный механический завод), с 1995 года выпускающий на шасси ГАЗ-33021 «ГАЗель» микроавтобусы собственной разработки на 13 посадочных мест и грузопассажирские автомобили грузоподъемностью до 1,0 тонны. Недавно АО «СЕМАР» освоило выпуск пассажирских капотных автобусов САРЗ-3280, внешне неотличимых от модели КАВЗ-685 Курганского автобусного завода. Семеновские конструкторы усилили каркас кузова и это повысило долговечность исходной конструкции. 13-местные автобусы с высокой крышей на базе «ГАЗели» также находят своих покупателей. Их прельщает больший объем салона и отсутствие сдвижной двери, что делает машину более надежной и простой в эксплуатации. Хорошим спросом пользуется автомобиль «Фермер» СЕМАР-2934 с трехдверной семиместной кабиной.

Погрузчик-экскаватор ПК-301 Муромского машиностроительного завода

ООО «КОНАЛЮ» представило на выставку два бронированных автомобиля КОНАЛЮ-29285-01 на базе УАЗ-3153 и КОНАЛЮ-2963 на базе УАЗ-39099. Первый, с колесной базой 2 760 мм и полной массой 2,8 т, имеет полное внутреннее бронирование салона, пулестойкие стеклоблоки, бронированные топливные баки, что обеспечивает модели 2-й класс защиты по ГОСТ 50963-93. Система оборонительного огня включает три бойницы – по одной с каждого борта и одну сзади. Угол обстрела составляет 110 градусов.

В стандартной комплектации автомобиль оборудован проблесковым маячком, системой автоматического пожаротушения, мощной системой отопления и вентиляции салона. В крыше машины устанавливают один или два аварийно-эвакуационных люка. Салон внутри отделан специальным материалом для утепления и снижения шума. По заказу устанавливается богатый набор оборудования: кондиционер, сейф, сигнально-громкоговорящая система (СГС), места крепления оружия, противоугонная система и многое другое. Полезная нагрузка модели КОНАЛЮ-29285-01 составляет 660 кг, экипаж состоит из трех человек. Производятся броневики с маркой «КОНАЛЮ» в Рязани. На выставке среди интересовавшихся ими были представители чешских фирм и военный атташе Чехии.

Вариант ГАЗ-59037А для пожарных

ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», снабжающий армию бронетранспортерами, успешно провел конверсионные мероприятия и ныне, кроме военной, предлагает широкий ассортимент мирной продукции.

Для перевозки экипажей патрульно-постовой службы (ППС) и передвижных милицейских групп (ПМГ) завод начал выпуск спецавтомобиля модели 3815 на базе «Соболя», рассчитанного на 7 человек, включая водителя. Машина в максимальной степени отвечает требованиям милицейской службы. Среди ее особенностей: дополнительный отопитель, специальные отсеки для собаки и задержанных, наличие в салоне откидного рабочего стола.

На шасси «ГАЗели» ГАЗ-33022 завод выпускает свой вариант хлебного фургона с обшивкой алюминиевым листом. На выставке были представлены также автомобиль-вездеход ГАЗ-59037А для перевозки пассажиров и их багажа в условиях бездорожья в труднопроходимых районах с возможностью преодоления водных преград и его пожарная модификация.

Новое для завода направление было представлено машиной для лесозаготовительных комплексов страны. Сочлененный сортиментовоз МЛ-103 с колесной формулой 8 х 8 имеет грузоподъемность 10,0 тонн при полной массе 20,0 тонн. Автомобиль обслуживает один человек.

Конверсионная разработка: плавающий вездеход ГАЗ-59037А из Арзамаса

Машина предназначена для сбора и погрузки пиловочного материала на лесосеках, транспортировки его на промежуточные склады, примыкающие к автомобильным, железным дорогам или речным путям и способна работать до 10 часов после одной заправки топливом. Гидроманипулятор имеет грузовой момент от 50 до 75 кН•м и максимальный вылет от 6 до 10,0 метров. Лебедка развивает усилие на крюке до 6 000 кг. Машина оснащена независимой подвеской всех колес, имеет утепленную кабину с поворотным на 180 градусов сиденьем.

Среди образцов строительной техники отметим экскаватор-погрузчик ПК-301 Муромского машиностроительного завода. У него шарнирно-сочлененная рама, колесная формула 4 х 4, комфортабельная кабина оператора и высокие характеристики спецоборудования. Машина способна выкопать траншею глубиной до 4,2 метра, погрузочная высота переднего ковша составляет 2,7 метра.

Завершая обзор экспозиции, стоит отметить: промышленность России «пробуждается», выходя из затяжного кризиса. Отечественным предприятиям есть, что предложить и на их продукцию находится все больше покупателей. В июле 1999 года прирост промышленного производства в России достиг невиданных 12% по сравнению с прошлым годом. Остается только надеяться, что этот рост не завершится очередным «обвалом».