Ода военной технике

Е. Соболева, фото Ю. Дородонова и А. Виноградова

В конце августа внимание всей страны было приковано к Красной Пресне, где проходил 4-й Российский Автосалон-99. Практически в каждой газете или журнале можно было увидеть фотографии, сделанные в павильонах и на площадках Экспоцентра. В то же время филиал Автосалона, проходивший 27 августа в подмосковных Бронницах, известен не так широко, но для специалистов представляет не меньший интерес. Дело в его специфике – впервые на территории 21 НИИИ АТ МО РФ выставлялась и демонстрировалась в действии автомобильная техника двойного применения – гражданского и военного.

Программа началась с парада авто- и бронетехники, однако прежде чем перейти непосредственно к знакомству с выставленными образцами, организаторы обратились с вступительной речью («Ода военной технике») к корреспондентам СМИ и гостям.

После этого все перешли на демонстрационную площадку, где представили свои милитаризованные разработки КамАЗ, УралАЗ, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ. Около каждого автомобиля в этой колонне находилась табличка с его краткими техническими характеристиками. Кроме того, желающие могли получить необходимую информацию у присутствующих здесь же главных конструкторов и представителей маркетинговой службы каждого автозавода. Молодежь поспешила залезть в кабины бронированных грузовиков; непрерывно щелкали вспышки фотокамер. Особенно много было желающих сфотографироваться на фоне бронированной тольяттинской «Надежды» и БМП, изготовленной КамАЗом.

Но вот прозвучало долгожданное объявление о начале демонстрации техники в действии, и с радостными лицами («Войнушка!») все устремились к карьеру, предвкушая захватывающее зрелище. Надо заметить, основания для подобных ожиданий были – площадка, предназначенная для прохождения испытаний, выглядела весьма впечатляюще, организаторы постарались на славу.

Условия были действительно максимально приближенными к военным – имитация всевозможных завалов, рвов, откосов и прочие тяготы передвижения по экстремальному бездорожью. Участникам нужно было преодолеть подъем в 30°, спуск с уклоном 20°, завал из бетонных балок высотой 0,4 м, многоступенчатый уступ («Мавзолей»), трубопровод большого диаметра, капонир ( высота 5 м, а длина 15 м, угол – 20о), бетонные надолбы, асимметричные балки, косогор с лесным завалом и наклонный желоб.

Первыми стартовали две стандартные «Нивы» и «Нива»-1922 – «лаптежник» с примечательными колесами, и Волжский автозавод прошел все этапы вполне успешно. Глаза зрителей разбегались – в то время как одна из машин преодолевала подъем (наверное, самый зрелищный и захватывающий этап), другая перекатывалась с боку на бок на асимметричных балках, а третья перекатывалась по трубопроводу. Следующими в карьер спустились автомобили Горьковского автозавода, потом – Ульяновского. За ними пошли ЗИЛы, из которых обращал на себя внимание трехосник с симметричным расположением осей, в связи с чем преодоление им некоторых препятствий (например, надолбов или завала из бетонных балок) хотя и не отличалось по функциональным характеристикам от остальных машин, являли собой выдающееся зрелище.

Эстафету перенял Уральский автозавод, представивший серийные Урал-43206, Урал-53232 и Урал-6361 с новой кабиной. Тут впервые зрители замерли, едва успев перевести дыхание – неужели подъем станет непреодолимым препятствием для одной из машин? Урал-53232 остановился прямо на середине подъема и даже сдал назад.

Публика засвистела, но люди знающие зашептали: «Домашняя заготовка...». Что же это было – оплошность или просчитанный ход водителя? Судя по той легкости, с какой он после этого пошел на подъем, вторая версия кажется более вероятной. Последними вышли на площадку КамАЗ-6350, КамАЗ-43114 и КамАЗ-4326. И тут пресловутый подъем снова стал препятствием – один из автомобилей скатился назад, отчаянно буксуя четырьмя задними колесами (при колесной формуле 8 х 8). После включения передних мостов подъем пришлось преодолевать вторично, на этот раз успешно.

Вторым этапом стала демонстрация возможностей машин, предназначенных для передвижения не только по суше, но и по воде, что немаловажно в реальных военных условиях. Зрители поспешили к откосу пруда, где рассекали волны «Бобр», нижегородский гусеничный вездеход, «Синяя птица» и сочлененный гусеничный транспортер Ишимбайского завода транспортного машиностроения (ИЗТМ). Последний, совершив заплыв, позабавил публику – выбрался на сушу, пересек смотровую площадку, въехал в карьер и «поклонился» – оба корпуса одновременно приподнялись на задних колесах – получилось впечатляюще: собравшиеся долго аплодировали как забавной идее, так и ее зрелищному воплощению.

Наконец, завершением стала демонстрация возможностей эвакуационной техники. По сценарию одна из машин наезжает на мину, которая выбивает ей передний мост; потом вторая – эвакуатор – подъезжает, приподнимает и везет пострадавший автомобиль. Здесь выступали только Уралы и КамАЗы, но зрителям скучать не приходилось. Во-первых потому, что организаторами были приложены все усилия для того, чтобы ситуация мало чем отличалась от фронтовой. Первыми – и в наиболее полной мере – ощутили это журналисты. Как водится, представители прессы поспешили занять наблюдательные посты в передних рядах, едва ли не на склоне карьера, где проходили испытания.

Но вскоре поняли, что погорячились, и заодно – когда раздались оглушительные взрывы и полетели комья земли – смогли без проблем представить себя в эпицентре «горячей точки». Многие в этот момент наверняка предпочли бы не столь натуральную имитацию боевых действий, особенно те, мимо кого эти комья не пролетели...

После того как военные действия были закончены, гости и корреспонденты (официально зарегистрированных представителей прессы было 55, присутствовали также военные атташе Словакии, Египта, Великобритании, Индии, Финляндии, Чехии, Казахстана, Болгарии, Франции, Колумбии, Израиля, США, Канады и других стран) были приглашены на пресс-конференцию. В президиуме, кроме внешних управляющих и генеральных директоров участвующих в конференции автозаводов, присутствовали зам. министра экономики РФ С. Г. Митин и генерал-полковник С. А. Маев.

Здесь было объявлено, что за 6 месяцев текущего года объем производства в области автомобилей двойного назначения вырос на 6,3%. Спрос в России на грузовые автомобили тоже растет – потому, что цена наших машин после памятного кризиса 17 августа 1998 года в 2 – 3 раза ниже аналогичных зарубежных изделий. Военный филиал Российского автосалона направлен как на продвижение изделий заводов в Российскую армию, так и на заключение возможных контрактов на поставки подобной техники за рубеж.

Предполагается сделать его регулярным, благо место очень хорошо подходит для такого рода мероприятий. К тому же научно-исследовательский испытательный институт в Бронницах по планам организаторов должен стать не только полигоном для автотехники, но и местом контакта ее продавцов и покупателей.

Словом, первый блин вышел не комом. Успешное начинание вполне может стать традицией и Автосалон получит постоянный филиал в Бронницах.