У них – лучше, у нас – больше. Автобусы на Московском автосалоне

Л. Никифоров, фото Ю. Бритова и фирм-изготовителей

4-й Российский Автосалон в Москве совпал с довольно бурным процессом, происходящим на мировом рынке автобусов. Mercedes-Benz принимает активное участие в создании общеевропейского проекта Eurobus, Volvo продолжает перераспределение североевропейского и скандинавского рынков после приобретения польского завода Sanok и финской компании Carrus. А тут еще Renault и IVECO, сами недавно объединившие капиталы, объявили о создании многонационального автобусного концерна Irisbus. Естественно, что все эти события не могли не наложить отпечаток на борьбу за места на российском рынке.

Марку RABA носят не только задние мосты и двигатели, но и венгерские автобусы

Занять свое место на нем стремятся наши недавние соседи по Советскому Союзу – украинцы и белорусы. Непотопляемый ЛАЗ и относительный новичок в мире автобусов – АМАЗ – пытаются сказать свое веское слово в конкурентной борьбе.

Перипетии российского автобусостроения также весьма интересны. Усиленно ищет свое место среди изготовителей автобусов большого класса ПАЗ. Всерьез готовится к совместному производству городских автобусов «соло» и сочлененных Волжское объединение. Своим партнером оно избрало немецкий концерн MAN. Курганский автобусный завод имеет свои планы выпуска «Икарусов».

Однако обо всем по порядку. Сообщение о рождении концерна Irisbus по праву было отнесено к премьерам автосалона, стенд «новорожденного» был одним из крупнейших. В него, кроме уже упоминавшихся IVECO и Renault, вошли еще пять компаний из Испании, Италии, Франции, Чехии и Венгрии. Среди них такие известные у нас фирмы как Ikarus и Karosa. Производственная программа этого автобусного гиганта включает все классы от микроавтобусов до городских сочлененных и туристических категории «люкс». Кроме того, различным компаниям, выпускающим заказные машины, Irisbus предлагает специальные шасси. Годовой объем выпуска превышает 9,5 тыс. автобусов.

Karosa LC 936E

С деятельностью нового концерна оказалась тесно связана проблема поставок автобусов в Россию. Если такие марки как Pegaso известны у нас далеко не всем, то чешские и венгерские автобусы работают во многих российских городах. Речь идет о городских автобусах – «одноклассниках», где новые партнеры по концерну еще недавно были конкурентами. Теперь же им предстоит каким-то образом объединить свои экспортные потенциалы в рамках политики Irisbus. Как это будет выглядеть на практике, никто пока объяснить не может.

На салоне Irisbus продемонстрировал четыре автобуса. Три из них – городской В 932Е, туристический LC 36Е и школьный на базе семейства 900Е – производства чешской компании Karosa. Четвертый – туристический категории «люкс» – Iliade фирмы Renault. «Девятисотое» семейство «появилось на свет» около трех лет назад, а его версия «Е» родилась после внесения в конструкцию машин нескольких десятков изменений в соответствии с требованиями правил ЕСЕ 36. Изменения коснулись тормозной системы, систем отопления и вентиляции, отделки интерьера, передняя независимая подвеска заменена на жесткую балку, снижен уровень пола. Фактически, речь идет о создании нового семейства автобусов. Их отличительная особенность – применение силовых агрегатов Renault MIHR 06 20 45 A41, отвечающих требованиям норм Euro-2. Горизонтальный рядный шестицилиндровый дизель объемом 9,84 литра с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с интеркулером развивает в зависимости от модификации мощность 256 – 295 л.с.

Karosa B 932E

11-метровый городской автобус В 932Е предназначен для перевозки по маршрутам средней и большой протяженности 121 пассажира, из которых 19 – на местах для сиденья. Три двери обеспечивают комфортабельный вход и выход, через среднюю – возможна погрузка детских или инвалидных колясок.

LC 936Е – одна из наиболее массовых машин для обслуживания туристов на междугородных и международных трассах. В зависимости от уровня требуемого комфорта в салоне можно установить 42 – 47 мягких сидений с регулируемым углом наклона подушки и спинки. В стандартное оборудование салона входит система кондиционирования, индивидуального отопления, освещения и вентиляции каждого места. По заказу возможна установка противоугонной системы с автономным иммобилайзером, мини-бара с кофеваркой, аудио-, видео комплекса с CD-плеером и 1 – 2 мониторами.

Отличие школьного автобуса от обычного не сразу бросается в глаза. Ну, необычная яркая броская раскраска, дополнительные средства наружной световой сигнализации – казалось бы, все. Но самое главное в его конструкции – специальные сиденья с индивидуальными ремнями безопасности и специальная мягкая обивка сидений и стен салона.

Iliade впервые предстала перед российскими автотранспортниками. Применительно к современной классификации междугородных и туристических автобусов категории «люкс» машина относится к пятизвездочным. По уровню комфорта этот 42-местный автобус можно отнести к автобусной элите.

Городских проблем «Бычки» не решат, но спрос на них высокий

Ikarus был представлен двумя машинами московской сборки моделей 282 и 417. Они настолько хорошо известны всем, что не нуждаются в каком-либо отдельном представлении. А вот с другой маркой венгерских автобусов большинство посетителей салона встретились впервые. До сих пор мы встречали название RАВА на задних мостах автобусов, троллейбусов и когда-то – минских грузовиков. Автобусы с этой маркой в Москве показаны впервые, причем современные и оригинальные по дизайну. Всего лишь год назад они были разработаны специалистами бельгийской компании Jonchere.

В программу входят четыре автобуса двух семейств – Contact (пригородные) и Premier (городские). В каждое из семейств входят 12-метровые «соло» и 18-метровые сочлененные. В качестве силовых агрегатов предлагается гамма шестицилиндровых наддувных дизелей RАВА D 10 UTL объемом 10,35 л мощностью от 160 до 235 кВт. За многие годы выпуска они претерпели значительные изменения и сейчас полностью соответствуют требованиям Euro-2. Коробки передач ZF, ретардеры Voith. Мосты собственной конструкции с дисковыми или барабанными тормозами на выбор. Подвеска на пневмобаллонах. По заказу возможна установка ABS-ASR.

Оригинальный салон с большими накопительными площадками и развитой системой поручней и опорных стоек рассчитан на перевозку от 87 (пригородный «соло») до 156 (городской сочлененный) человек. Выпуск новых машин нарастает довольно стремительно и за год превысил 200 штук. При нынешней неопределенности ситуации вокруг компании Ikarus у новых автобусов может оказаться вполне благоприятное будущее. Необычный дизайн с ветровым стеклом большой площади и сложной конфигурации выгодно отличают их от многих конкурентов.

ЗиЛ-3250

Львовский автобусный завод продемонстрировал долгожданного среднеклассника. Можно много говорить о необходимости расширения гаммы выпускаемых заводом машин, но вот дизайн «новорожденного» наводит на размышления о целесообразности использования одних и тех же кузовных панелей для автобусов разных габаритов. Если у грузовиков «пришивание» различных элементов оперения полноразмерных моделей к «братьям меньшим» еще можно как-то оправдать, то в автобусном мире решаться на такие гибриды надо аккуратней.

Как всегда блистало Автобусное производство Минского автозавода. Разрастающееся «потомство» фирмы Neoplan продолжает завоевывать белорусский и российский рынки. Совсем недавно наш журнал подробно рассказывал о белорусско-немецких автобусах.

Похоже, MAN планирует глубоко пустить корни в российское автобусостроение. Как полагают эксперты компании, при годовой потребности России в 18 тысячах только городских автобусов, концерну есть, где развернуться. В качестве партнеров рассматриваются одновременно и ПАЗ, и КАВЗ, и Волжское автобусное производство. На салоне был представлен, по сути, эталонный образец городского сочлененного автобуса, выпуск которого планируется организовать на берегах Волги.

МАЗ-152: потомство Neoplan разрастается

Среди подлинно российских разработок по плодовитости нет равных «Бычку». Едва ли не половина всех показанных автобусов российского производства обязана ему своим рождением. География их весьма разнообразна – Москва, Гжель, Курган. Вряд ли многочисленное стадо этих «четырехкопытных» способно решить проблемы российских городов. Да и уровень конструкторско-технологических проработок и качество сборки оставляют желать лучшего.

Вот лишь один, но, увы, показательный пример. В Кургане сделали автобус для перевозки пассажиров с ограниченными двигательными функциями. Но чтобы помочь им попасть в салон, надо кому-то выйти из автобуса, открыть заднюю двустворчатую дверь, вручную опустить платформу, затем с помощью винтового механизма поднять площадку. И так несколько раз, пока все пассажиры не разместятся в салоне. При этом во-первых, инвалиду в коляске надо съехать с тротуара на проезжую часть. Во-вторых, водителю покинуть свое рабочее место. В-третьих, обеспечить опять-таки на проезжей части место для безопасного маневрирования колясок. В-четвертых,... Впрочем и этого достаточно.

Холдинг «Ирито» продемонстрировал «ГАЗельку» – «стретч»

Эффектно смотрелась экспозиция Павловского автобусного завода, конструкторы которого взяли за правило к каждому салону готовить новинки. И им это, надо сказать, удается. Одно лишь беспокоит и настораживает – разнообразие этих «изысков» что-то никак не пробьется на российские дороги и улицы наших городов.

На 4-м Российском Автосалоне-99 было представлено около полусотни автобусов различных классов десяти российских и зарубежных компаний. Казалось бы, есть выбор на все вкусы, случаи жизни и бюджеты. Но… «Страшно далеки они от народа». Похоже, что нам еще долгие годы предстоит довольствоваться бессмертными «скотовозами» и наскоро подлатанным «секонд хендом».