«Шины, РТИ и каучуки'99»

Л. Ильина, фото Ю. Бритова

Во 2-й международной выставке «Шины, РТИ и каучуки», проходившей в Москве 15 – 18 марта 1999 г., принимали участие 60 фирм из 12 стран. Среди них 7 компаний, занятых непосредственно производством покрышек из России, Беларуси, Америки, Финляндии, Италии.

Российская шинная промышленность постепенно возвращается к нормальной жизни после кризиса в августе 1998 г. Значительное изменение курса американского доллара по отношению к российскому рублю сделало недоступными для большинства автомобилистов покрышки западного производства. Этой ситуацией воспользовались основные шинные заводы России, значительно обновившие свою продукцию.

Стенд Нижнекамского шинного завода

Сейчас в российской шинной отрали промышленности, по мнению специалистов, сформировались 3 лидера, контролирующих более 30% внутреннего рынка. «Нижнекамскшина» является самым крупным изготовителем. Московский шинный завод «Таганка» держит первое место по обновлению продукции. Ежегодно здесь осваивают более 20 новых моделей при объеме годового выпуска около 2 млн. шт. Примерно столько же покрышек производит и объединение «Омскшина». именно оно считается самым современным по уровню оборудования и по стабильности качества. Этому во многом помогло создание здесь совместного предприятия с компанией «Матадор».

Как рассказал в своем интервью заместитель генерального директора ОАО «Нижнекамскшина» Александр МАХОТИН, годовой выпуск покрышек к началу 1999 г. достиг 8 млн. шт., из которых более 85% предназначены для легковых автомобилей Горьковского и Волжского автозаводов. Резкий подъем спроса на российские автомобили и покрышки заставил российских шинников значительно повысить качество продукции. Благодаря доступной цене при отличном качестве открылись новые перспективы экспорта российских покрышек в Европу. Так, «Нижнекамскшина» поставляет их в Польшу, Венгрию, Чехию. Летом этого года начинается поставка крупной партии покрышек к легковым автомобилям в Англию.

Шиноремонтный комплект для «дальнобойщиков» от «Тритон Импорт»

К сожалению, уровень производства российской шинной промышленности в настоящее время все еще остается в 3 – 5 раз ниже ее реальных возможностей.

В последнее время произошли большие структурные изменения в руководстве отраслью. Прекратило свое существование АО «Росшина», вместо него создана Ассоциация шинных заводов. Заметно усиливается влияние западного капитала. Финская компания Nokian приобрела около 10% акций Ярославского шинного завода, большой интерес к поиску производственных возможностей в России проявляет и Michelin.

На стендах ведущих изготовителей и продавцов шин были представлены покрышки новых размеров – 17,5» и 22,5», предназначенные для грузовых автомобилей полной массой 6,5 и 38 тонн. К их производству приступили в Москве, Нижнекамске, Ярославле. Появление на российском рынке новых покрышек должно закрыть брешь, образовавшуюся в связи с падением импорта вследствие экономического кризиса.

Выставка «Шины, РТИ и каучуки» показала, что в последнее время все более широкое распространение получают покрышки с асимметричными рисунками протектора. В основном это летние шины, сочетающие в себе противодождевые и дорожные или универсальные качества. Такое сочетание позволяет значительно расширить области применения летних покрышек и обеспечивает одинаково уверенное поведение автомобиля как на покрытой дождем автостраде, так и на сельских дорогах. Как правило, асимметричные рисунки имеют низкопрофильные и сверхнизкопрофильные (менее 65%) шины.

Покрышки Hakkapliitta – самая популярная модель компании Nokian

Как образец летней дорожной покрышки с асимметричным рисунком можно рассмотреть модель NRW финской компании Nokian. По существу, это традиционная противодождевая «резина» с V-образным рисунком, у которой центральная беговая дорожка смещена на 2/3 к внешней боковине. Таким образом, основная масса дождевой воды отводится под днище автомобиля и не создает брызг. Внешняя сторона беговой дорожки позволяет надежно удерживать автомобиль от боковых заносов.

Московские шинники продемонстрировали свои варианты. Для нынешнего и перспективного семейства «Москвичей» – 14-дюймовую шину «Фантазия», и достойно претендующую на звание «хита» и не имеющую аналогов в мире покрышку 195/65R15 «Винт». Протектор последней представляет собой комбинацию трех продольных беговых дорожек с диагональными каналами, идущими от внешней к внутренней сторонам покрышки. Он предназначен для обеспечения устойчивости автомобиля на скоростях до 210 км/ч, но обеспечивает прекрасную проходимость и на проселках.

Продолжая тему асимметричных покрышек российского производства, нельзя не сказать несколько слов о разработках проектно-производственного объединения «Старт». В его активе – более 10 образцов асимметричных рисунков, предназначенных для освоения на российских шинных заводах.
Вторым по количеству экспонентов можно считать раздел, посвященный восстановлению покрышек легковых и грузовых автомобилей. В его работе приняло участие более 10 фирм из России, Финляндии, Германии, Нидерландов, Италии, Англии.

Шипы для грузовых автомобилей Turvanasta

Восстановлением покрышек в европейских странах занимаются не меньше, чем производством новых. Например, финская компания Scason ежегодно восстанавливает более 100 тыс. покрышек для легковых автомобилей. В арсенале компании несколько популярных рисунков Hakkapeliitta компании Nokian. Особенность технологии Scason – восстановление не только протектора, но и боковин шины. Это, правда, приводит к ее утяжелению, но зато значительно продлевает срок службы.

Небольшая английская компания ETD еженедельно собирает по всей стране и восстанавливает до 25 тыс. покрышек и занимает одно из ведущих мест в Европе.

Несколько шиновосстановительных компаний представляли российский рынок покрышек «секонд хенд». И хотя до многомиллионных тиражей нам еще далеко, проблема очистки обочин наших дорог и сохранения наших денег начинает решаться в национальном масштабе.

Новые шипы Scason

Финские компании, как обычно, показали новые шипы, в том числе и предназначенные для грузовых автомобилей. На российском рынке хорошо известны эти несложные, но крайне полезные стальные «гвозди», выпускаемые компаниями Scason и Turvanasta. Последняя, кстати, предлагает их не только для обычных грузовиков, но и для карьерных самосвалов и даже для дорожно-строительных машин.

Прошедшая выставка показала, что на рынке покрышек в России происходят изменения, вызванные известными кризисными событиями. Многие западные компании снизили свою активность, их место занимают российские производители, для которых стабилизация экономических показателей и объемов продаж напрямую связана с резким улучшением качества покрышек.

Л. Ильина, фото Ю. Бритова Основные Средства 05'1999 21 июля 2005

Комментарии (0)