Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
Редеющие ряды
Мировое производство скреперов
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
 1
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.1)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники

Вместо станций – комплексы

Б. Примочкин, фото автора

В начале декабря на Красной Пресне прошла 5-я международная выставка «Автозаправочный комплекс-98». Получилось так, что она носила в какой-то степени местный характер – была ориентирована главным образом на столицу. Впрочем, Москва уже сегодня имеет все те проблемы, которые доберутся в глубинку лишь годы спустя. Но тогда перед глазами местных властей уже будет столичный опыт.

Комплекс проблем, связанных с топливным обслуживанием огромного частного парка автомобилей в мегаполисе, оказался совершенно новым для нашей страны. Отрадно, что руководители столицы и области не дожидаются, когда государство решит их проблемы, а рассчитывают на собственные силы.

Сегодня Москва превратилась в полигон, где отрабатываются многие новейшие технологии топливно-энергетического комплекса. Когда-то лишь в столице да еще в нескольких городах-миллионерах запрещалось использование этилированного бензина. Теперь с московским нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) в производстве не содержащего свинец бензина конкурирует большинство других предприятий. И это важно для чистоты воздуха. Ведь 30 основных НПЗ страны производят ежегодно 20–27 млн. тонн автомобильных бензинов и 46–47 млн. тонн дизельного топлива.

Столица нуждается главным образом в светлых нефтепродуктах. Мощность московского НПЗ – 12 млн. тонн, но из них всего лишь 30% приходится на светлые нефтепродукты. Сегодня половина топлива завозится в город из других регионов – Уфы, Омска, Ярославля, 10% приходится на импорт. Но соотношение рубля и доллара уже изменилось. Импорт сокращается.

Для реального снижения уровня цен необходима конкуренция. И она обострится. Администрация Московской области планирует построить вблизи Коломны новый завод по производству высококачественных нефтепродуктов, отвечающий самым современным требованиям, с объемом глубокой переработки 4 млн. тонн нефти в год. Новый завод, как предполагается, будет давать более 60% светлых нефтепродуктов.

Район Коломны выбран не случайно. Здесь проходит нефтепровод. Кроме того, разработчики коломенского варианта собираются для оценки экологической безопасности проекта провести независимую международную экспертизу под патронажем одного из отделов ООН по промышленному развитию.

Москва по техническому уровню автозаправок опережает другие регионы страны. Давно пройден этап продаж топлива с колес бензовозов, когда на обочинах часами паслись «бензиновые коровы». Их сменили контейнерные АЗС. Сейчас и они уходят, вытесняемые станциями нового поколения. Собственно это уже и не станции – правильнее их называть АЗК, автозаправочными комплексами. Ведь кроме продажи топлива они оказывают целый ряд услуг: здесь и мойка автомобиля, и мелкий ремонт, и продажа запчастей, и возможность перекусить или купить что-то из продуктов.

Серьезные перемены происходят в потреблении топлива. В начале 90-х Москве требовалось примерно 60% низкооктанового бензина (А-76), около 40% приходилось на АИ-92. И совсем незначительным было потребление АИ-95. Теперь же расходуется лишь 40% низкооктанового бензина, а спрос на высокооктановый усиливается. Связано это с ужесточением экологических норм на транспорте.

Перегруженная транспортом столица первой столкнулась с проблемой загрязнения воздуха. Одно из направлений снижения вредного влияния отработавших газов двигателей – переход на экологически чистые моторные топлива, и прежде всего на газ. В Москве вдоль МКАД уже построено 10 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций – АГНКС. Всего же по России таких станций 196. На автопарк в 33 млн. автомобилей это, конечно, не много. Поэтому сеть АГНКС будет и дальше развиваться.

Поможет газификации автотранспорта целый ряд обстоятельств. Среди них, прежде всего, экономические: стоимость 1 м3 сжатого природного газа на 50% меньше стоимости 1 литра бензина марки А-76. По среднесрочным прогнозам аналитиков добыча нефти в России будет и уже начала сокращаться. Еще несколько лет назад страна добывала 570 млн. тонн нефти, в 1998 году – лишь около 300 млн. тонн. Если так пойдет дальше, то из экспортера мы превратимся в импортера нефти. Что же касается газа, то его в России сосредоточено около 40% всех мировых запасов.

Стремясь стимулировать переход на газ, наука предлагает своеобразные новшества. Так, среди разнообразного оборудования демонстрировалась одна удивительная мини-заправка для индивидуального пользования. Предназначена она для заправки легковых автомобилей сжатым газом от бытовых газовых объектов, например, от домашней газовой плиты. И обеспечивает заправку 2 легковых автомобилей за восемь часов. Стоимость ее около 6 тысяч условных единиц. Дороговато. «Но это – экспериментальные образцы», – пояснили нам разработчики мини-установки из АО «Оргэнергогаз», дочернего предприятия ОАО «Газпром». При массовом производстве цена существенно снизится.

Открылись широкие перспективы перехода на газ и для большегрузных автомобилей, тракторов и другой тяжелой транспортной техники. Ярославский моторный завод представил на выставке газодизельные и газовые двигатели, оснащенные электронным управлением подачей газа и запальной дозы дизельного топлива.

Современная АЗС похожа на небольшой космический корабль. Работает и днем и ночью. 24 часа. Без перерывов. Поэтому к ней предъявляются жесткие требования по надежности. А сбои все же происходят. Как показывает практика, виновником 30% отказов становится некачественное оборудование, а 70% – обслуживающий персонал. Примером совершенствования оборудования могут служить два отечественных предприятия: Воронежский механический завод и ОАО АЗТ.

Воронежский механический завод, конверсионное предприятие, представил образцы топливораздаточных колонок «Россиянка», выпускаемых в 10 модификациях – одно-, двух- и трехпродуктовые, с системой утилизации паров бензина, всепогодным информационным дисплеем на светодиодных матрицах и др.

Лидер рынка автозаправочной техники на территории России и СНГ – ОАО АЗТ – основан более полувека назад в г. Серпухове. Это предприятие в народе прозвали «Заводом бензоколонок». Нет ни одного автомобиля в стране, который не заправлялся бы от «пистолетов» его колонок.

Представленная серпуховчанами топливораздаточная колонка «Нара» хорошо известна в России и за ее пределами. Главное достоинство – доступная цена при соответствующем техническом уровне и качестве. Но завод не ограничивает номенклатуру своей продукции только ими. Уже собраны первые 250 отечественных колбовых бензоколонок М-318 с ручным приводом. Уровень цен определяется производственной базой, в которую входят сборочное, литейное, механообрабатывающее и инструментальное производства.

Сегодня большинство российских, да и многие московские заправки имеют откровенно устаревшее оборудование. Европейский уровень потерь нефтепродуктов составляет 0,3–0,5%. Выставка показала, что к нему можно приблизиться, используя не только импортное, но и отечественное оборудование.

Б. Примочкин, фото автора Основные Средства 01'1999 6 июля 2005

Комментарии (0)