Потускневший небосклон Ганновера

А. Марьин, фото автора и компаний-производителей

Помнится, пару лет назад устроители IAA'96 взахлеб перечисляли достижения ганноверской выставки. Общая площадь экспозиции – 237 тыс. кв. метров, премьеры, как из рога изобилия: 33 мировых, 20 европейских и 24 немецких. Нынче в пресс-релизе только вскользь упоминается о том, что IAA'98 вновь побила все рекорды по количеству участников – 1220 из 39 стран, а вот о премьерах – ни слова. Они, конечно, были, но не в таком количестве, как в 1996. К тому же на этот раз самый престижный салон коммерческих автомобилей напрочь проигнорировали такие гранды, как Renault V.I. и IVECO. Если французы все же представили на IAA'98 свои малотоннажники (они относятся к легковому отделению компании), то отсутствие итальянцев, пропустивших и амстердамский салон, непонятно. Не иначе как IVECO переживает не лучшие времена и вынуждена блюсти режим строгой экономии.

Mercedes-Benz Atego перешел в тяжелую весовую категорию

Впрочем, не будем придираться. На фоне откровенно убогой грузовой экспозиции последнего московского «Мотор Шоу» IAA'98 – просто сказочная феерия, грандиозный праздник, обставленный с большим размахом: театрализованные представления новинок, парад олдтаймеров, фестиваль тракеров, наконец, просто многочисленные сувенирные лавки, в которых можно было приобрести маленькую копию полюбившегося автомобиля или какую-нибудь безделушку на память. Кроме того, коммерческий автотранспорт по своей природе куда более консервативен, нежели легковой и смена модельных рядов здесь происходит не так часто.

Кстати, самая первая IAA прошла в 1898 году в берлинском отеле «Бристоль» и грузовики на ней представлены не были. И не потому, что их в то время не существовало (если помните, грузовой первенец Готлиба Даймлера с двигателем внутреннего сгорания появился на свет божий за два года до этого – в 1896), просто почтенная публика не проявляла к ним тогда никакого интереса. Понадобилось совсем немного времени, чтобы этот интерес стал расти как на дрожжах.

Уже в 1907 году в Берлине провели первое специализированное шоу коммерческих автомобилей, в котором участвовало 400 компаний из разных стран. Впоследствии выставки коммерческих и легковых автомобилей объединились, хотя, например, экспозиции IAA'23, проходившей опять же в Берлине, из-за обилия участников пришлось разделить. Грузовики и автобусы перебрались с Кaiserdamm под своды столичного дворца спорта.

Новинка от Scania – городской автобус OmniLink скроен по образу и подобию OmniCity

А IAA'27, организованная в Кельне по инициативе тогдашнего мэра города, небезызвестного Конрада Аденауэра, вообще была посвящена исключительно коммерческому автотранспорту. В 1989 организатор выставок – Ассоциация немецкой автомобильной промышленности (VDA) вновь решила разделить выставки легковых и коммерческих машин. Таким образом, начиная с нынешнего десятилетия по четным годам в Ганновере собираются производители коммерческих автомобилей, а по нечетным во Франкфурте-на-Майне – легковых.

Итак, какие же сюрпризы преподнес нам 57-й Международный автосалон? Начнем, понятно, с Daimler-Benz, крупнейшего в мире производителя коммерческих авто полной массой свыше 6 тонн. Швабы не поскупились на выставочные площади и по традиции отхватили целый павильон. Гвоздем экспозиции стала тяжелая версия среднетоннажника Atego. Новинка предназначена для сегмента рынка грузовиков полной массой от 18 до 26 тонн и будет выпускаться в 17 базовых модификациях (!), оснащенных рядным шестицилиндровым двигателем ОМ 906 LA мощностью 231 и 279 л.с.

В Ганновере официально дебютировал Mercedes-Benz Econic – низкорамный грузовик с похожей на автобусную кабиной. Он предназначен для обслуживания коммунального хозяйства. Впрочем, его профессии не ограничиваются лишь вывозом мусора или тушением пожаров. Econic одинаково пригоден и для работы в аэропорту, и в качестве автовоза.

Econic – симпатичный грузовичок для коммунального хозяйства

Концептуальный фургон Altra – плод раздумий специалистов Daimler-Benz над тем, каким должен быть малотоннажник будущего. Сегодня в сегменте коммерческих автомобилей полной массой от 2 до 6 тонн мерседесовцы располагают сразу тремя моделями – Vito, Sprinter и Vario. Не исключено, что в будущем они унаследуют отдельные черты концепт-вэна, а может быть модели Altra разной грузоподъемности и размеров заменят сразу все три семейства. Есть и другая версия развития событий. В июле Daimler-Benz, Nissan Motor и Nissan Diesel подписали соглашение, предусматривающее разработку и производство совместной модели малотоннажника, предназначенного для рынков Японии, государств АСЕАН, Латинской Америки и прочих развивающихся стран. Возможно Altra пригодится и здесь.

Среди многочисленных автобусов с трехлучевой звездой своим необычным дизайном особое внимание привлекала Cito – модель городского автобуса среднего класса с гибридной дизельэлектрической силовой установкой. Как и его старшие братья Citaro и Integro, новый член мерседесовской семьи сконструирован по модульному принципу. В зависимости от конкретных условий эксплуатации за счет увеличения или, наоборот, уменьшения сегмента центральной части корпуса его длина варьируется от восьми до десяти метров. Пассажиро-вместимость Cito зависит от количества сидений и колеблется от 45 до 65 человек.

К европейским премьерам можно отнести и показанные немцами заокеанские супертраки – бескапотный Freightliner Argosy и носатый Sterling SilverlStar с огромным спальным отсеком (Sterling Trucks – так теперь именуется отделение тяжелых грузовиков Ford, приобретенное по случаю Daimler-Benz).

Концептуальный фургон Altra. За счет широкого применения в конструкции алюминия масса автомобиля снижена на 500 кг. Соответственно увеличилась грузоподъемность

Коль скоро речь зашла об американских тягачах, нельзя не упомянуть и об экспозиции знаменитого Kenworth, отмечающего в нынешнем году 75-летний юбилей. Перед посетителями IAA'98 во всей красе предстали классический W 900L и последняя разработка компании – Т 2000. К сожалению, кенвортовские стендисты по обыкновению вели себя высокомерно и все попытки познакомиться с машинами поближе пресекали на корню. Хотя гонор в данном случае неуместен. Из-за своих циклопических размеров американские тягачи не вписываются в европейские нормы, ограничивающие максимальную массу и длину автопоезда, и посему в Старом Свете популярностью не пользуются. Скажем, за три года французская фирма FM Poids Lourds импортировала всего 60 машин.

Volvo Trucks в аккурат к IAA'98 подгадала с премьерой нового семейства Volvo FM. Теперь уже окончательно ясно, что именно это семейство наряду с Atego будет оспаривать титул «Грузовик года». Других претендентов нет. Помимо серии FM на шведском стенде блистали также два новых городских низкопольных автобуса серии 5000 (с алюминиевым кузовом) и 7000 (кузов из нержавеющей стали). Оба оснащены новым семилитровым двигателем D7C, имеющим четыре варианта мощности: 215, 250, 290 и 310 л.с.

MAN, похоже, отложил смену модельного ряда до следующего тысячелетия и ограничился небольшим фэйслифтингом, новыми шестицилиндровыми двигателями и трансмиссиями. Изменение внешности у моделей F2000 и М2000 заключается в ином оформлении решетки радиатора.

Средние и тяжелые грузовики MAN подверглись небольшому фэйслифтингу: новая форма решетки радиатора

Еще более рачительно поступил Opel, обьявивший о мировой премьере малотоннажника Movano. При ближайшем рассмотрении новинка оказалась ничем иным как Renault Master, только с оригинальным передком. Стремление Opel расширить модельный ряд коммерческих авто помимо чисто прагматических соображений объясняется, видимо, и ностальгией по грандиозному успеху знаменитого Opel Blitz. За долгие годы своего производства (1931 – 1972) грузовичок из Рюссельсхайма стал одним из бестселлеров рынка коммерческих автомобилей в сегменте машин полной массой до трех тонн. Общее количество выпущенных за это время модификаций Blitz насчитывает около 225 тысяч.

Зато Ford выложился по полной программе, представив на суд публики концепт нового поколения своего знаменитого Transit. Между прочим, в Европе это самый популярный малотоннажник. С 1965 года в Старом Свете продано более 3,6 млн. Transit. Помимо изящных форм дебютант таит в себе немало интересного. Возьмем, к примеру, безопасность. По всему периметру фургон опоясан пластиковым молдингом, предохраняющим его от легких ударов. Передний бампер состоит из трех частей, каждая из которых в случае повреждения легко демонтируется. Аналогичным образом можно поступить и с передними крыльями, крепящимися на болтах.

Под капотом у концепта – новый дизельный двигатель Dynatorg с алюминиевой головкой блока и четырьмя клапанами на цилиндр (ранее такие на малотоннажники не устанавливались). Благодаря оригинальному процессу впрыска и сгорания топлива, получившему название Clean Burn («чистое сгорание»), мотор отличается завидной экологичностью, повышенными значениями мощности и крутящего момента. Dynatorg агрегатируется с весьма оригинальной коробкой передач AutoShift Manual. Несмотря на отсутствие педали сцепления и рычага переключения передач, коробка остается механической пятиступенчатой, а процессом переключения передач заведует электроника.

Проба сил в среднем классе – автобус Mercedes-Benz Cito

Наконец еще одно, заслуживающее внимания, новшество – задняя ось, позволяющая понизить уровень пола на 95 мм и соответственно погрузочную высоту, а также увеличить полезный объем грузового отделения и повысить устойчивость автомобиля на дороге за счет сниженного центра тяжести. По форме она напоминает портальный мост низкопольных автобусов: вместо обычного редуктора применена маленькая главная передача и встроенные в ступицы колес бортовые редукторы.

Кроме концептуального фургона Ford показал также концепт пикапа F1 и дебютирующий в Европе пикап Ranger.

Вот, пожалуй, и все основные премьеры IAA'98, последнего ганноверского салона уходящего тысячелетия.