Большой универсал (ч. 2)

Рекомендации по повышению производительности и экономической эффективности эксплуатации экскаваторов-погрузчиков

Виталий Орлов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

(Окончание, начало см. в «ОС» № 11, 2014 г.)

Правильные приемы работы

Даже малоопытный оператор экскаватора-погрузчика может увеличить производительность работы, если обучить его правильным приемам.

Инструкция по эксплуатации. Перед началом работ следует внимательно прочесть инструкцию по эксплуатации машины, где описываются в том числе и правильные приемы работы, и ограничения по рабочим возможностям. Изучение инструкции по эксплуатации машины поможет оператору понять, как управлять машиной с наибольшей производительностью.

Некоторые операторы могут не знать, как реализовать максимальную производительность, мощность и экономичность машины. Многие просто садятся в машину, пускают двигатель на полную мощность, потому что думают, что таким образом они сделают машину наиболее мощной и производительной. Но так получается далеко не всегда. На самом деле для многих моделей экскаваторов-погрузчиков оптимальными являются режимы работы на неполной мощности. Например, если вы используете только оборудование экскаватора, вам не нужно выводить двигатель на режим полной мощности при выемке траншеи. Вы можете установить режим примерно 3/4 полной мощности и вынимать такой же объем грунта в час, потребляя при этом на 25–30% меньше топлива.

Приемы работы. Некоторые операторы теряют массу рабочего времени во время работы экскаваторным оборудованием, поднимая ковш слишком высоко перед тем, как опустить его в траншею или котлован. Вместо того, чтобы совершать движения по кратчайшему расстоянию от точки до точки, например от отвала до траншеи, они поднимают ковш вверх, а затем по дуге вниз. Точная координация движений рычагами управления оказывает огромное влияние на производительность – это приходит с опытом, когда оператор хорошо освоится и «чувствует» машину.

От того, как оператор действует рычагами и прочими органами управления, также во многом зависит производительность работы. Многие мало­опытные операторы резко дергают рычаги, соответственно и рабочие органы машины движутся резко, машина совершает много лишних движений, на которые затрачиваются рабочее время и топливо. Опытные операторы советуют двигать рычагами как можно более точно и плавно, слегка покачивая рычаг из стороны в сторону, выставляя точное положение ковша. Однако это покачивание рычага должно быть минимальным. В гидросистемах «с открытым центром», которым оснащены многие экскаваторы-погрузчики, непрерывное «покачивание» рычагов управления приводит к тому, что лишняя гидравлическая жидкость возвращается обратно в гидробак. Это лишнее количество жидкости может быть сокращено путем уменьшения мощности работающего двигателя – то есть операторы, постоянно покачивающие из стороны в сторону рычаги управления, заставляют двигатель машины работать на более высоких оборотах, чем нужно для выполнения работы, соответственно двигатель расходует лишнее топливо. Поэтому оператор, изменив манеру управления рычагами, может уменьшить мощность двигателя (меньше давить на «педаль газа»), не понизив при этом производительности машины и сэкономив топливо.

Иногда операторы перед работой экскаваторным оборудованием поднимают машину на аутригерах настолько, что передние колеса не касаются земли. Это сокращает производительность, поскольку уменьшается максимально возможная глубина выемки. Машина менее устойчива, потому что стоит только на аутригерах. К тому же оператор затрачивает больше времени на подъем машины на такую высоту, так как он должен добиться устойчивого положения машины, высоко поднятой на аутригерах. Для работы оптимальным будет подъем на аутригерах на такую высоту, чтобы передние колеса оставались на земле и зад­ние колеса почти отрывались от грунта.

При выемке тяжелого грунта, например каменистого или мерзлого, нельзя просто с размаху погружать ковш в грунт. Нужно погружать ковш на меньшую глубину, потому что для набора полного ковша может не хватить мощности гидросистемы. Возможно, прежде чем вынимать грунт ковшом, придется сначала его разрыхлить.

При засыпке траншеи рекомендуется установить ковш под углом 45° к ее оси и срезать отвал половиной ширины ковша, а если боковые стенки траншеи слабые, следует устанавливать ковш под более острым углом к оси траншеи. Если засыпка траншеи ведется в узком пространстве, рекомендуется использовать механизм поворота стрелы экскаватора.

Безопасность работы. При движении по рабочему объекту и при работе оператор должен постоянно следить, чтобы не задеть окружающих людей или какие-либо объекты, и немедленно останавливать работу, если человек или какое-либо препятствие окажется в зоне работы машины.

При выемке грунта вокруг коммуникационных линий или при подъеме-опускании труб и других деталей, материалов рекомендуется выбирать режим работы с минимальной скоростью движений, чтобы обеспечить более точное управление и безопасность работы, у оператора будет больше времени на реакцию. Обороты двигателя при этом могут быть в диапазоне примерно 1500–1800 об/мин.

Для обеспечения безопасности при использовании экскаваторного оборудования для подъема и перемещения тяжелых грузов следует обязательно устанавливать аутригеры. Машину следует выровнять и зафиксировать.

Оператор должен знать массу грузов, которые поднимает машина. Запрещается поднимать и перевозить грузы, масса которых превышает допустимые значения, установленные производителем машины. Поднимаемый груз должен быть правильно и надежно закреплен. Машина с грузом должна передвигаться и работать с безопасной скоростью, всячески избегать движения по склонам с боковым наклоном. Необходимо следить, чтобы угол наклона машины во время работы и движения не превышал допустимых значений, установленных производителем машины. Рекомендуется при перемещении держать груз как можно ниже, чтобы центр тяжести был ниже и машина была устойчивее.

Находясь на рабочем месте в экскаваторе-погрузчике, оператор всегда должен пристегивать ремень безопасности, а прежде чем покинуть кабину, должен правильно поставить машину и выключить двигатель.

Техническое обслуживание

Регулярно проводить ТО. Лучшим способом уменьшить потребность в ремонте является предотвращение неисправностей: необходимо составить и скрупулезно выполнять график регулярного технического обслуживания. Поскольку экскаватор-погрузчик довольно сложная машина, состоящая из множества разнородных узлов, агрегатов и систем, единый, общий для всех график стандартных сервисных работ для него не годится. Например, большинство машин оснащено дизельными двигателями, но встречаются и модели с бензиновыми агрегатами. Естественно, работы по обслуживанию дизельного и бензинового двигателей имеют принципиальные различия. Учитывая особенности вашей конкретной машины, описанные в инструкции по эксплуатации, следует составить график технического обслуживания, оптимизированный для вашей конкретной модели. В инструкции по эксплуатации перечислены все необходимые сервисные работы и их периодичность.

Хотя производители с каждым новым поколением моделей экскаваторов-погрузчиков стараются обеспечить увеличение межсервисных интервалов и надежности оборудования, регулярное и полноценное техобслуживание остается ключевым условием обеспечения высокой производительности машины на многие годы. Экскаваторы-погрузчики даже самых лучших марок можно в короткие сроки вывести из строя, если небрежно относиться к техобслуживанию.

Регулярные осмотры машины. При ежедневном осмотре машины в конце или начале смены оператор должен проверить, нет ли следов подтекания жидкости или видимых повреждений РВД. С течением времени и под воздействием условий эксплуатации РВД стареют, резина теряет свои свойства, также они часто получают повреждения. Негерметичные или изношенные РВД должны немедленно заменяться.

Рекомендуется ежедневно проверять герметичность систем охлаждения и топливоподачи. При обнаружении малейших следов подтекания следует выявить причину и устранить ее, прежде чем неисправность вызовет серьезные последствия. К тому же, если уровни технических жидкостей, таких как моторное и гидравлическое масло, ниже минимума, следует долить жидкости указанного в инструкции сорта. Постарайтесь определить причину снижения уровня жидкости. В противном случае уровень жидкости снова может понизиться. Чаще всего причиной подтекания является повреждение или ослабление крепления какой-либо детали.

Заметив снаружи экскаватора-погрузчика любые признаки повреждений, оператор должен продолжить осмотр и проверить, не вызвали ли эти повреждения других неисправностей. Внешние повреждения на машине часто являются признаком столкновения с каким-то объектом. Необходимо тщательно проверить внутренние компоненты машины, которые могли получить повреждения в результате этого удара, и устранить неисправность, пока она не вызвала более серьезные последствия. Это особенно важно в том случае, когда на машине работают несколько операторов и один может не знать, что случилось с машиной во время работы другого оператора.

При выполнении ежедневного осмотра оператор должен обращать внимание не только на явные визуальные признаки неисправностей, но и на необычные звуки, запахи – все то, что может помочь заблаговременно выявить проблемы в работе экскаватора-погрузчика. Наиболее распространенные признаки неисправностей – свистящий звук от натяжных ремней, дым, падение мощности и не­обычные звуки при работе двигателя, например стук. Если что-либо подобное произойдет во время работы, оператор должен остановить машину, выключить двигатель и постараться как можно скорее определить причину отклонения от нормы. Чем быстрее будут приняты превентивные меры, тем меньше вероятность, что неисправность вызовет более обширные и дорогие в ремонте поломки.

Безопасность труда. Какое бы обслуживание или ремонт ни выполнялось, главным требованием при работе с экскаватором-погрузчиком является безопасность людей. Необходимо точно следовать рекомендациям, изложенным в инструкции по эксплуатации, на предупреждающих табличках на машине, и просто здравому смыслу.

При обслуживании экскаватора-погрузчика навесное оборудование обязательно должно быть опущено на землю, а давление в гидросистеме понижено. Если стрела погрузчика или экскаватора будет поднята вверх, а механик отсоединит шланг гидросистемы, стрела с рабочим орудием резко опустится вниз, а гидравлическая жидкость хлынет из шланга. Это может стать причиной значительного повреждения машины, ремонтного цеха, а также ранения механика или других людей, оказавшихся рядом.

Следите, чтобы струи гидравлической жидкости, вырывающиеся под высоким давлением из неплотностей в гидросисистеме, не попали на незащищенный участок тела, так как они могут повредить кожу и стать причиной плохо заживающих ран. Нельзя проверять наличие тонкой струи гидравлической жидкости, поднося ладонь к месту утечки – жидкость может проникнуть под кожу и вызвать заражение. При поиске утечек в гидросистеме следует использовать защитные перчатки и очки.

* * *

Многие специалисты считают, что экскаваторы-погрузчики – самое универсальное оборудование из созданного на сегодняшний день, особенно когда существует ограничение по финансам, которое не позволяет использовать на объекте много разных специализированных машин. Возможности экскаваторов-погрузчиков продолжают расширяться благодаря постоянно появляющимся многочисленным инновациям.

компании по теме статьи
компании по теме статьи