Мини-экскаваторы (ч. 2)

Леонид Малютин
В первом номере (см. «ОС» № 1, 2013 г.) мы начали обзор мини-экскаваторов. Были упомянуты Caterpillar, Volvo CE и JCB. Сегодня мы продолжаем эту тему и расскажем о мини-экскаваторах Hitachi, Komatsu, Doosan, Kubota, New Holland и Case.
 
Hitachi ZX50U-2 массой 5 т
Модель нового поколения Hitachi ZX35U-3F массой 3,7 т с компактной поворотной платформой
Hitachi ZX27U-2 массой 3,14 т
Hitachi ZX8-2 массой 1 т
Для доступа к точкам обслуживания мини-экскаватора Hitachi поднимают заднюю, откидывают боковую дверцу и поднимают кабину
Komatsu PC35MR-3 массой 3,7 т
Komatsu PC55MR-3 массой 5,3 т
Doosan DX35Z массой 3,7 т
Doosan DX27Z массой 2,8 т
New Holland E35B SR (вид сзади)
New Holland E35B SR массой 3,5 т
Кабина мини-экскаватора New Holland E50B SR
Case CX18B массой 1,8 т
New Holland E50B SR массой 5,3 т
Kubota KX019-4 массой 1,8 т
Kubota KX057-4 массой 5,5 т
Case CX17B ZTS массой 1,6 т
Перевозка мини-экскаватора Case CX17B ZTS на автомобильном прицепе

(Окончание. Начало см. «ОС» № 1, 2013 г.)

Современная линейка мини-экскаваторов Hitachi, которую именитая японская компания предлагает российскому строителю, включает 7 базовых моделей. Это модели ZX8-2 (масса 1,1 т, мощность 9,5 кВт), ZX10U-2 (1,1 т, 9,5 кВт), ZX17U-2 (1,85 т, 11 кВт), ZX27U-2 (3,14 т, 19,7 кВт), ZX35U-2 (3,71 т, 22,1 кВт), ZX50U-2 (5 т, 29,5 кВт) и ZX60USB-3 (6,12 т, 40,5 кВт). Как видим, вся линейка сформирована из моделей Zaxis второго поколения. Заводы Hitachi в Японии, Европе и Китае выпускают более широкую гамму, но дилеры, в частности официальный российский дилер «Техстройконтракт», формируют предложение исходя из текущих условий рынка и рекомендаций поставщика. Ассортимент дилеров различается и включает также модели Zaxis первого поколения, представленных в 2007 г. При этом, стоит заметить, текущее предложение не сильно отличается от предложения пятилетней давности, что не так и плохо. Лучшее – враг хорошего.

За исключением ZX8-2, все модели с «нулевым» радиусом поворота платформы, то есть при повороте платформы противовес не выходит за габариты гусеничного шасси. Мини-экскаваторы скомпонованы по типичным для этого типа техники канонам, что неудивительно. Каноны эти сформировались достаточно давно, а Hitachi – один из основоположников экскаваторной «моды». Характерную оранжево-серую окраску и дизайн мини-экскаваторы приобрели вместе с полноразмерными экскаваторами в 2007 г. «Младшие» модели ZX8-2 и ZX10U-2 весят всего 1,1 т, у них гусеничное шасси с резиновыми гусеницами и регулируемой колеей. Шасси бесступенчато раздвигается от 910 до 1000 мм. Компактная прямоугольная платформа со скругленной задней частью при повороте выходит за пределы шасси на 375–330 мм. Радиус поворота платформы по противовесу – 830 мм. Сиденье оператора установлено прямо на капоте моторного отсека. Для доступа к двигателю капот откидывается вместе с сиденьем. Кабина не предусмотрена, для защиты оператора при опрокидывании экскаватора установлена трубчатая конструкция. В рабочее оборудование входит моноблочная стрела на поворотной опоре. Управление рабочим оборудованием рычажное. При такой компоновке применение джойстикового управления нецелесообразно.

У машин массой от 1 до 4 т кабина над двигателем, агрегатированным с насосной станцией, округлая поворотная платформа очень компактна. Поворотная платформа состоит из треугольной несущей рамы коробчатого сечения и приваренной к ней по окружности D-образной рамы, на которую опираются кабина и надстройки. За счет сбалансированного распределения масс рамы, агрегатов и увеличенного по площади противовеса снижен центр тяжести машины. Кабина вместе с полом поднимается на угол до 50°, открывая доступ к механизму поворота и стартеру. Для доступа к двигателю и гидроаппаратуре откидывается крышка справа от кабины и поднимается крышка на корме. Кабина установлена на четырех резиновых подушках. Дверь распашная и состоит из двух вертикальных створок, так что в отрытом состоянии дверь как бы обтекает контур платформы. Отличительная особенность кабины – кондиционер с воздуховодами и диффузорами. Применена оригинальная конструкция резиновых гусениц с внутренним стальным каркасом, защищающим край гусеницы от повреждений даже при движении по бордюру.

«Старшие» модели ZX50U-2 и ZX60USB-3 отличаются массой, размерами и рабочими характеристиками. Их компоновка и использованные технические решения аналогичны «младшим» моделям, но внешне они уже ближе к своим полноразмерным собратьям. У модели ZX50U-2 платформа при повороте не выходит за гусеничное шасси – диаметр поворота по противовесу точно равен ширине шасси. Модель ZX60USB-3 не совсем точно вписывается в концепцию Zero Tail Swing, так как противовес на 300 мм выступает за шасси при повороте.

Корпорация Komatsu выпускает длинный модельный ряд мини-экскаваторов на своих заводах в Японии, Европе и Китае. Но для российского рынка в силу вполне объективных причин предложение ограничено тремя моделями – PC35MR-3 (3,7 т, 21,4 кВт), PC55MR-3 (5,3 т, 28 кВт) японского производства и PC60-7 (6,3 т, 40 кВт) китайского. Модели PC35MR-3 и PC55MR-3 – это развитие моделей PC35MR-2 и PC55MR-2 предыдущего поколения: однотипные экскаваторы, выполненные в соответствии с концепцией Zero Tail Swing. Полукруглая поворотная платформа плотно упакована. Кабина, также со скругленными правой и за­дней поверхностями, установлена над моторным отсеком. Точки ежесменного обслуживания доступны через заднюю распашную дверцу моторного отсека. За цельным распашным кожухом правого борта находятся топливный бак и гидробак. При проведении ТО кабину откидывают вперед. Komatsu комплектует свою технику двигателями собственной разработки. На PC35MR-3 установлен 3-цилиндровый дизель 3D88E-6 объемом 1642 куб.см, на более тяжелый PC50MR-2 – 4-цилиндровый 4D88E-6 объ­емом 2189 куб.см. Основа ходовой части, Х-образная рама коробчатого сечения – это решение, более характерное для полноразмерных экскаваторов. В базовую комплектацию входят гусеницы с обрезиненными башмаками шириной 300 мм (PC35MR-3) и 400 мм (PC50MR-3). Гусеницы со стальными башмаками устанавливают по заказу.

Оператор проникает в кабину через сдвижную дверь с верхней направляющей подвеской. Внутри кабина больше, чем кажется снаружи. При плотной компоновке – сиденье оператора прямо над двигателем – в кабине досточно пространства для ног, плеч и головы оператора. Кабина оснащена системой вентиляции и отопления, а также кондиционером. Управление рабочим оборудованием джойстиковое. Рабочее оборудование – моноблочная стрела и рукоять коробчатого сечения. По заказу устанавливают удлиненную рукоять. Гидроцилиндр подъема стрелы расположен под ней, от повреждений его шток защищен накладкой. Опора стрелы оснащена механизмом поворота, позволяющим поворачивать стрелу в горизонтальной плоскости на 50–55° влево и 75–85° вправо. В узле поворота стрелы у экскаваторов 3-го поколения применили палец увеличенного диаметра для продления срока службы узла.

Экскаватор PC60-7 скомпонован подобно полноразмерным экскаваторам. Четырехцилиндровый дизель объемом 3,26 л расположен поперек рамы позади кабины. Опора стрелы помещена в геометрический центр экскаватора, и радиус поворота скругленного противовеса платформы и поднятого рабочего оборудования одинаков – 1,75 м – и выходит за габариты гусеничной тележки. Моторный отсек закрыт цельным капотом.

Интересно решено охлаждение двигателя. Ось вентилятора наклонена, и вентилятор обдувает двигатель не напрямую, как обычно, а под углом. За счет этого при меньших оборотах вентилятора и соответственно уровне шума через подкапотное пространство проходит тот же объем воздуха.

Чувствительная к нагрузке гидросистема экскаватора питается от регулируемого аксиально-поршневого насоса с подачей 155 л/мин. Регулятор насоса обеспечивает необходимую подачу рабочей жидкости к исполнительным механизмам и совмещение операций, при этом скорость работы механизмов не зависит от изменения нагрузки. Дополнительный контур для гидрофицированного навесного оборудования, а также бульдозерный отвал не включены в стандартную комплектацию, их монтируют по заказу.

Более свободная в сравнении с вышеописанными моделями экскаваторов компоновка дает возможность создать оператору условия, приближающиеся к комфорту кабин полноразмерных машин. Кабина PC60-7 выполнена в общей стилистике полноразмерных экскаваторов Komatsu, и хотя ее интерьер довольно аскетичен, но большая площадь ровного пола, больший объем (габариты кабины 1800х990х1652 мм), а также штатный кондиционер и магнитола позволяют оператору не испытывать неудобств в течение всей смены. Большой люк в крыше с пневмоупором улучшает обзор вверх. Как и в большом экскаваторе, регулируемое кресло установлено на салазках и двигается в продольном направлении на 160 мм. Органы управления сосредоточены на двух консолях по бокам кресла, рабочим оборудованием управляют двумя удлиненными джойстиками.

Модельный ряд мини-экскаваторов Doosan был полностью обновлен и сегодня включает 6 моделей – DX27Z (2,8 т, 15,8 кВт), DX30Z (3,2 т, 18,1 кВт), DX35Z (3,7 т, 19,5 кВт), DX55Z (5,6 т, 41,5 кВт), DX60R (5,9 т, 37,3 кВт) и DX80R (8,3 т, 40,4 кВт). В отличие от предыдущей линейки Solar современная линейка включает модели Zero Tail Swing. «Младшие» модели DX27Z и DX30Z созданы на единой базе в соответствии с концепцией Zero Tail Swing. Рама поворотной платформы представляет собой довольно сложную, в плане D-образную пространственную конструкцию, построенную вокруг силового треугольника, объединяющего опоры силовой установки, опорно-поворотное устройство и опору стрелы. На обе модели устанавливают 3-цилиндровый двигатель Yanmar 3TNV82A объемом 1,331 л, с различающимися регулировками мощности. Для доступа к точкам ежесменного обслуживания поднимают заднюю крышку моторного отсека и открывают распашную дверцу правого отсека. Полукруглая кабина с большой площадью остекления и распашной кабиной по дизайну и удобству не уступает японским конкурентам. Кабина оснащена системой отопления и размораживания. Переднее стекло поднимается под крышу, правое окно открывается для вентиляции. О кондиционере в описаниях экскаваторов ничего не говорится.

Рабочее оборудование включает моноблочную стрелу и рукоять коробчатого сечения. Поворотная опора стрелы позволяет поворачивать стрелу вправо на 50° и влево на 70°. Рама гусеничного шасси – Х-образная конструкция с интегрированным опорно-поворотным устройством. Обе модели оснащают сплошными резиновыми гусеницами шириной 300 мм.

Модель DX35Z построена по таким же принципам, она также Zero Tail Swing и отличается от «младших» размерами, двигателем Yanmar 3TNV88 – 3-цилиндровым, но объемом 1,642 л.

«Старшие» модели DX55Z, DX60R и DX80R компоновочно ближе к полноразмерным экскаваторам. Поворотная платформа со скругленной кормой при повороте немного выходит за габарит гусеничной тележки. Моторный отсек не под, а за кабиной, сама кабина более просторна и комфортабельна. В ней полноценное кресло с большим числом регулировок, нашлось место для кондиционера. Для доступа к точке обслуживания поднимается капот моторного отсека и открывается крышка правого отсека. У моделей DX60R и DX80R, кроме того, есть возможность откинуть кабину вперед. Рабочее оборудование и ходовая часть устроены аналогично «младшим» моделям. Поворотный узел стрелы позволяет поворачивать ее вправо на 50–55° и влево на 70–80°. Углы поворота у разных моделей несколько различаются. Все три модели оснащены двигателями Yanmar.

Таким образом, мини-экскаваторы Doosan представляют собой интересную альтернативу японским конкурентам.

Яркий представитель японских конкурентов – Kubota. В России эта марка не очень себя афиширует, но в Японии и на других западных рынках Kubota одна из самых известных. На российский рынок поставляют ограниченное число моделей экскаваторов двух серий – KX и U.

Экскаваторы серии U – U25-3 (2,5 т, 15,5 кВт) и U48-3а (4,9 т, 29,4 кВт) – это модели, соответствующие концепции Zero Tail Swing, у которых кабина поставлена над двигателем. Для ежесменного обслуживания открываются задняя и боковая дверцы. В кабине конструкторы постарались создать комфортные условия: регулируемое сиденье, джойстики управления рабочим оборудованием с подставками под запястья, система отопления и вентиляции. Как и в других мини-экскаваторах, диффузоры расположены с правой стороны. Интересная особенность – интегрированная противоугонная система.

У экскаваторов серии КХ, включающей модели КХ016-4 (1,6 т, 9,6 кВт), КХ019-4 (1,8 т, 12 кВт), КХ61-3 (2,5 т, 18,2 кВт), КХ101-3 (3,5 т, 20,3 кВт), КХ057 (5,5 т, 33,8 кВт), платформа при повороте выходит за габариты гусеничной тележки. При этом «младшие» модели КХ016-4 и КХ019-4 нового, четвертого поколения с регулируемой шириной колеи миниатюрны. Как и у экскаваторов Zero Tail Swing, их кабины расположены над двигателем, компактный противовес, но сама гусеничная тележка имеет уменьшенные размеры. Модели КХ61-3 и КХ101-3 также отличаются плотной компоновкой. «Старшая» модель КХ057 предлагает ряд интересных особенностей – трехнасосную гидравлическую систему с пропорциональным управлением, электрический заправочный насос с сигналом наполнения, противоугонную систему.

Рабочее оборудование всех мини-экскаваторов включает моноблочную стрелу и рукоять коробчатого сечения, а также бульдозерный отвал. Стрела установлена на поворотной опоре.

Пожалуй, главная изюминка мини-экскаваторов Kubota – собственные двигатели. Отличные характеристики силовых агрегатов Kubota сделали их популярными среди других производителей компактной техники.

Линейка мини-экскаваторов New Holland – продукт альянса корпораций CNH и Kobelco, который уже ушел в историю. С января 2013 г. корпорация CNH отделяется от бренда Kobelco, но продолжит производство экскаваторов с использованием текущих технологий японской корпорации. В течение пяти лет Kobelco будет поставлять New Holland ряд моделей, в том числе экскаваторов с укороченным радиусом поворота. Компактные экскаваторы предложат рынку под брендами New Holland и Case. В течение 10 лет Kobelco продолжит поддерживать New Holland комплектующими. По словам Марио Гаспарри, руководителя бренда CNH Construction Equipment, этот разрыв только укрепит позиции CNH во всех регионах мира.

New Holland разделяет линейку на диапазоны по массе. В диапазоне 1,5–2,5 т – модели E16B (1,6 т, 11 кВт), E18В (1,8 т, 11 кВт) и модель с сокращенным радиусом поворота платформы E18 SR (1,6 т, 11 кВт). В диапазоне 2,5–3 т – две модели Zero Tail  Swing: E26B SR (2,7 т, 17 кВт) и E29В SR (2,9 т, 17 кВт). В диапазоне 3–4,5 т – три модели Zero Tail Swing: E35B SR (3,5 т, 22 кВт), E39B SR (3,9 т, 22 кВт) и E45B SR (4,5 т, 32 кВт). И пятитонный экскаватор E50B SR (5,3 т, 32 кВт) также с сокращенным радиусом поворота платформы.

«Младшие» модели Е16В и Е18В построены на общей базе. Е18В отличаются массой и раздвижной гусеничной тележкой. Прямоугольная в плане поворотная платформа со скругленным противовесом выходит за габариты гусеничной тележки. На экскаваторы устанавливают навес либо остекленную кабину. Под сиденьем оператора размещен 3-цилиндровый двигатель Yanmar 3TNE74-N. Могут встречаться комплектации с аналогичным по характеристикам двигателем Mitsubishi. Рабочее оборудование включает моноблочную стрелу коробчатого сечения на поворотной опоре, рукоять длиной 1020 или 1220 мм, бульдозерный отвал. В стандартную комплектацию входит дополнительный контур для привода гидромеханического навесного оборудования. Механизм быстрой смены навесного оборудования – по заказу. Модель E18 SR с укороченным радиусом поворота платформы отличается более плотной компоновкой. New Holland также представляла модификацию E18 SR Gravedigger для работы в особо стесненных условиях, например на кладбищах, что следует из названия. Модификацию отличают раздвижная гусеничная тележка, складной бульдозерный отвал и телескопическая рукоять.

Экскаваторы E26B SR и E29D SR – плотно скомпонованные машины с практически круглой поворотной платформой. Внешне они представляют собой этакий столбик на гусеницах с рабочим оборудованием на поворотной опоре и бульдозерным отвалом. Левая и задняя поверхности кабины скруглены и вписаны в поворотную платформу. Передняя и правая поверхности плоские. Справа от кабины небольшой капот, под которым спрятаны радиаторный блок и баки.

E35B SR, E39B SR, E45B SR и E50B SR – модели с полукруглой платформой, которая при повороте остается в габаритах гусеничной тележки. За счет этого и стрелы на поворотной опоре экскаватор может работать вплотную к стене и разрабатывать траншею. Двигатель размещен за полноценной кабиной. Сама кабина отличается довольно аскетичным дизайном с джойстиковым управлением и аналоговыми приборами. На моделях E35B  SR и E39B SR использован двигатель объемом 1,642 л, на E45B SR и E50B SR – объемом 2,189 л. С правой стороны под капотом расположены блок радиаторов и гидрораспределитель, топливный бак – с левой стороны возле входа в кабину. Шасси построено на Н-образной раме и в стандартной комплектации оснащается резиновыми гусеницами. У гусеничной тележки есть механизм натяжения, с помощью которого регулируют как натяжение гусеничной ленты, так и площадь контакта с грунтом. Пять опорных катков обеспечивают постоянный контакт гусеницы с опорной поверхностью.

В рабочее оборудование входит стрела коробчатого сечения на поворотной опоре и рукоять, для модели E50B SR предусмотрен выбор из двух рукоятей – длинной 1870 мм и короткой 1560 мм. Экскаваторы стандарт­но оснащают дополнительным гидроконтуром для подключения гидромеханических навесок с одним или двумя исполнительными контурами. Экскаваторы способны работать с различными орудиями – гидромолотами, гидроножницами, грейферами, ковшами как с непосредственным креплением на оголовок рукояти, так и через опциональный механизм быстрой смены. У цельного бульдозерного отвала кривизна рабочей поверхности рассчитана так, чтобы пласт грунта заворачивался вперед и не падал за отвал. Транспортные габариты экскаваторов позволяют перевозить их автомобильным прицепом: высота «старшей» модели – 2,6 м, ширина – 1,96 м.

Линейка мини-экскаваторов Case соотносится с New Holland, и это неудивительно, учитывая то, что они составляют корпорацию Case–New Holland, принадлежащую, кстати, Fiat. Линейку составляют модели: CX15B series 2 (1,5 т, 11,3 кВт), CX18B series 2 (1,8 т, 11,3 кВт) и CX17B ZTS (1,6 т, 11,3 кВт), CX26B ZTS (2,7 т, 17 кВт), CX30B ZTS (2,8 т, 17 кВт), CX35B ZTS (3,5 т, 22 кВт), CX39B ZTS (3,9 т, 22 кВт), CX45B ZTS (4,5 т, 32 кВт) и CX50B ZTS (5 т, 32 кВт).

Модели CX15B-2, CX18B-2 и CX17B ZTS построены на той же базе, что и экскаваторы New Holland в диапазоне массы 1,5–2,5 т, и отличаются элементами дизайна – окраской, цветом обивки сиденья. CX15B-2 с нераздвижным шасси и стандартным бульдозерным отвалом поставляют в двух вариантах – с односкоростным гидростатическим приводом хода, навесом и стандартным сиденьем либо с двухскоростным приводом хода и кабиной или, по желанию покупателя, навесом. Двигатель приводит два регулируемых гидронасоса. Гидросистема позволяет перенаправлять неиспользуемую мощность в дополнительный контур для привода гидромеханического навесного оборудования. Для модели CX18B-2 гусеничное шасси с регулируемой колеей и раздвижной бульдозерный отвал включены в стандартную комплектацию, так же как и двухскоростной привод хода. Двигатель приводит два регулируемых гидронасоса и один шестеренный насос механизма поворота платформы и механизма поворота стрелы. Модель CX17B ZTS выполнена в соответствии с концепцией Zero Tail Swing, что и отражено в ее наименовании. На выбор покупателя – навес, полностью вмещающийся в габариты гусеничной тележки, либо кабина, с которой платформа незначительно выходит за пределы тележки при повороте. Доступны несколько вариантов резиновых и стальных гусениц. Гидропривод CX17B ZTS такой же, как у модели CX18B-2.

Экскаваторы «младшей группы» оснащают двигателями Mitsubishi. При заказе покупатель также может выбрать между длинной и короткой рукоятью, между одно- или двухмагистральным контуром навесного оборудования.

Модели CX26B ZTS, CX30B ZTS, CX35B ZTS, CX39B ZTS, CX45B ZTS и CX50B ZTS выполнены в соответствии с концепцией Zero Tail Swing и конструктивно аналогичны экскаваторам New Holland. Отличаются окраской, пластиком отделки кабины и тканью сиденья, есть различия в комплектации. Гидросистема строится на трех насосах – двух регулируемых и одном шестеренном. Один регулируемый насос приводит левую гусеницу, стрелу и ковш, второй – правую гусеницу, рукоять и поворот стрелы. Шестеренный насос приводит бульдозерный отвал и поворот платформы, а когда эти функции не задействованы, мощность насоса перенаправляется в контур рукояти. Четыре первые модели поставляют с навесом или кабиной на выбор, «старшие» модели – с кабиной. Дверь в кабину, кстати, сдвижная.

Экскаваторы комплектуют дополнительным контуром для привода гидромеханического навесного оборудования, и они могут оснащаться механизмом быстрой смены, гидромолотом, гидроножницами, буровой штангой, грейфером. На выбор ковши различного назначения.

* * *

Таким образом, западное машиностроение сегодня предлагает широкий выбор мини-экскаваторов, которые практически достигли совершенства. Компактные, удобные в управлении и обслуживании, эти «лопаты с моторчиком» способны заменить бригаду гастарбайтеров. Недостатков два: первый – требуется более-менее квалифицированный оператор, второй – экскаваторы иногда ломаются. Вечной техники никто не хочет делать. И последнее: хорошо, если бы они были доступнее по цене. Но это тоже из области фантастики.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Экскаватор
Леонид Малютин Основные Средства 03'2013 12 марта 2013

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru